Театр одного банана

Aug 27, 2012 18:23


Запись опубликована Блог Алексея Макарова. Please leave any comments there.

Судьба мецената в России печальна. Пока банановый король Владимир Кехман был занят возрождением Михайловского театра оперы и балета, его компания JFC начала процедуру банкротства. Впрочем, проблемы с бизнесом Кехмана начались вовсе не из-за театра, культурное же поприще он мог использовать как раз для решения этих проблем.

Плантации доньи Лауры

До прихода в большое искусство Владимир Кехман торговал фруктами. Начинала основанная им в 1994 году компания JFC (Joint Fruit Company) с оптовых закупок фруктов в Нидерландах, уже к 2000-м стала их крупнейшим российским импортером. Основой фруктового бизнеса традиционно являлись бананы, и компания Кехмана была примером самого успешного российского бананового бизнеса.

Поначалу рынок был поделен примерно поровну между тремя игроками - компаниями JFC, Sunway, “Сорус”, которые контролировали до 80% продаж в России. JFC первой среди них начала обзаводиться собственными активами - плантациями в Латинской Америке и торговым флотом. Плантации в Эквадоре обходились по цене приличной квартиры в Москве. В 2005 году Кехман купил первую плантацию площадью 40 га Dona Laura за $450 тыс. Впоследствии земельные владения Кехмана разрослись до 3 тыс. га - главным образом в Эквадоре, а также в Коста-Рике и Венесуэле. Плантатор из России приобрел земель на €25 млн. Примерно $40 млн Кехман потратил на торговые корабли - сейчас флот состоит из семи судов стоимостью от $4,5 млн до $12 млн - и на строительство торговых терминалов в городах-миллионниках. Остальное - по мелочи. Компания вложилась в необходимую для дозревания бананов инфраструктуру - камеры газации (это в советское время бананы дозревали в газете на антресолях, сегодня их доводят до спелости в таких камерах). Наконец, группа пыталась продвинуть на рынок собственную торговую марку Bonanza! Рекламная кампания была поручена агентству BBDO, но серия роликов про желтые бананы как исчадье зла (“Съешь банан - спаси мир”) оказалась провальной. Собственно, идею брендировать бананы эксперты в целом находили странной. Не видели наблюдатели экономического смысла и в желании Кехмана стать знатным плантатором. Действительно, продавая бананы с собственных плантаций, JFC не сильно экономила, а зачастую и просто теряла деньги. Собственные бананы обходились ей примерно в $5 за коробку (общепринятая единица измерения на рынке, примерно 18 кг), тогда как в порту их можно было купить у мелких компаний и трейдеров за $2.

Тем не менее на пике продаж, в 2008-м, оборот группы превышал $700 млн.

Танец принца Лимона



Амбиции Владимира Кехмана простирались далеко за пределы фруктовой империи
Фото: Валерий Левитин, Коммерсантъ

Читать запись полностью »

Персоны

Previous post Next post
Up