Так получилось, что в 80-ые годы я стала в Нидерландах одним из основателей газеты «Коорддансер», а потом больше 20 лет ее редактором. Там печаталась сводная программа духовных центров и организаций, представлявших «альтернативное богоискательство». Это было время расцвета Нью Эйдж движения, эксперементов с древними и новыми духовными практиками, интереса к восточным гуру, паломничеств в индийские ашрамы и распространения индивидуальной религиозности, соединяющей воззрения и методы духовного саморазвития из разных источников. Приобрести свой мистический опыт стремился тогда каждый, кто приходил на занятия в «центры духовного роста». Там приходилось бывать и мне. Мое общение с участниками «вокшопов» и семинаров, устраивавшихся в этих центрах, еще тогда наводило меня на размышления о критериях оценки мистического опыта, который становится основой той или иной религиозной или околорелигиозной веры. Я не могла разделять абсолютную уверенность в реальности всего того, что мои собеседники называли «мистическим опытом», и задавалась вопросом о возможности более трезвого отношения к этому феномену. Мои наблюдения и размышления того времени, а также общение с духовно-ищущими россиянами стали основой цикла эссе, который так и называется «Трезвая мистика». Портал Центра религиоведческих исследований «РелигиоПолис» начал сегодня публикацию этого цикла.
http://www.religiopolis.org/38-opyty/9936-trezvaya-mistika-1.html