Во что вкладывать "молодые" и "старые" деньги?

Apr 08, 2013 14:15


Хороший образ создан высококлассным журналистом Александром Леонтьевым - «молодые деньги».

Однако, кажется надо усилить тезис о том, что ни молодые, ни старые не смогут найти спасения в рамках действующего (disappearing)  миропорядка.

Для «спасения» (видимо практически всех типов активов) придётся создавать новый миро-хозяйственный и жизнедеятельностный уклад - с новыми способами производства мирового общественного богатства и новыми способами его освоения и нового типа отношениями собственности.

Поэтому, это вопрос не «политики». Это вопрос цивилизационного перепроектирования, переконституирования мира и создания нового уклада в совместном труде цивилизаций.

Это работа не только и не столько политическая, но метадисциплинарная, многодисциплинарная, это дело Нового Университета и Новой школы, Новой системы практических наук и Новой инженерии - именно в их развитии и будут "спасены" как "молодые", так и "старые" активы.

Охота на «молодые» деньги
Огораживание флажками

Александр ЛЕОНТЬЕВ
Данная статья вышла в выпуске Еженедельника «2000» №14 (649) 5 - 11 апреля 2013 г.
http://2000.net.ua/2000/derzhava/ekonomika/89883

«Из конца в конец апреля путь держу я...» А куда держат путь деньги украинских «киприотов» (и не только), которых клюнул-таки жареный петух на благословенном средиземноморском острове? Некоторая их часть срочно устремилась в Люксембург или Швейцарию, наивно надеясь сохранить себя в гуманной европейской юрисдикции. Дескать, цивилизованные отношения к частной собственности и пр.

Но надежды такие (на европейский гуманизм и европейское частное право) окажутся тщетными, поскольку и то и другое в современной Европе практически исчерпано. Европейская же повседневная реальность все больше регулируется жесткими, неумолимыми обстоятельствами глобального кризиса.

Более предусмотрительные украинские «киприоты» ринулись в британские офшоры. Самые же как бы сообразительные устремили в поисках надежного укрытия свой взор за океан, но и там их ожидают неприятные сюрпризы. Длинная рука МВФ достанет повсюду. И не позволит бегущим неплательщикам налогов выйти за заблаговременно расставленные красные флажки. А номера уже заняли свои позиции согласно расписанию.

Заявление же украинских (как бы безвариантных) евроинтегрторов (и евроассоциаторов), что события на Кипре «не принесут большого ущерба украинскому бизнесу», не может вызвать у нас ничего, кроме приступа умиления. Партия «киприотов» Украины, видимо, не понимает, что на самом деле происходит в окружающем нас мире. И подсказать им просто некому. А в мире тем временем продолжается глобальный кризис, который сжег уже за пять активных лет много триллионов долларов и евро.

Но для хоть какого-то аварийного выравнивания опасного перекоса между мировыми финансовой долговой пирамидой и платежеспособным спросом должно сгореть еще не менее 20-30 триллионов долларов. Или лучше евро.

Тройка кредиторов (Еврокомиссия, Европейский Центробанк и МВФ) приняли совместный меморандум, согласно которому Кипр получит-таки кредит в размере 10 млрд. евро на 20 лет, с отсрочкой платежей на 10 лет. Ну вот, Кипр как бы спасен! И если до этого мы слушали бесконечные бодрые реляции ЕС о победе над кризисом в Греции, то теперь будем слушать о славной победе тройки над кризисом на Кипре.
Причинно-следственные связи

При этом никого из «победителей» кризиса не смущает тот непреложный факт, что, собственно, банкротство Кипра стало прямым следствием мер по как бы спасению тройкой бедствующей Греции. Хотя на самом деле они спасали не бедную Грецию, а европейские банки.

Ведь именно после того как эта же тройка кредиторов в октябре 2011 г. списала половину греческих госдолгов - Кипр был уже обречен на банкротство, поскольку значительная часть его активов состояла из обесценившихся греческих государственных обязательств. Дальше уже действовал только фактор времени: когда именно эта неприятность произойдет. О такой причинно-следственной связи (между спасением одних и утоплением других) в Европе предпочитают не вспоминать. Но мы-то об этом помним.

Теперь же пришла очередь спасения Кипра и списания кипрских долгов, которые (в свою очередь) тоже являются чьим-то финансовым активом. И кредиторы хоть что-то надеются с этих долгов (активов) получить. И так далее будет следовать по принципу домино. Потому-то практическим выходом из этого заколдованного круга вышеупомянутая тройка кредиторов посчитала выход на охоту за «молодыми» деньгами из стран СНГ. Но не только, конечно.

И сегодня разворачивается ожесточенная борьба за то, чьи именно деньги должны сгореть в топке кризиса в первую очередь. А чьи - только потом. «Старые» европейские деньги отчаянно борются за жизнь (и за место под солнцем) с «молодыми» деньгами. А все деньги, находящиеся по воле случая под западной юрисдикцией и не прошедшие процедуру налогообложения в 40-50% (европейский налоговый стандарт), объявлены в Европе «грязными» и подлежат конфискации. Наряду с наркоденьгами и пр.

А других (не «грязных» в этом смысле) денег у украинских «киприотов» (да и у российских тоже) просто нет.

Вообще-то и безо всякого объявления войны давно было понятно, что «молодые» деньги, попавшие на Запад, будут под благовидным предлогом изъяты у их номинальных владельцев. Ошкуривание Павла Лазаренко в Америке или Бориса Березовского в Англии, искавших спасения на Западе себе и своим деньгам, - только наиболее яркие примеры. Никого не минует чаша сия.

Но с официальным объявлением войны деньгам, не прошедшим стандартную европейскую процедуру налогообложения, задача отъема «молодых» денег намного упростится. Даже моральное обоснование для этого появилось: если у вас нет доказательств, что деньги были обложены налогом (40-50%), готовьтесь попрощаться с нажитым таким непосильным трудом добром.
Осторожно, прачечные закрываются

Выход из глобального кризиса может быть найден только через политику. Больше никак. Экономических решений здесь попросту не существует. И отъем «молодых» денег - совсем не экономика, а именно политика. К тому же политика, имеющая как бы моральное обоснование. Кризис такого глобального масштаба - это отнюдь не время для экономистов - это время для политиков. Причем для политиков весьма радикальных. Противостояние же интересов неминуемо вызовет и открытое противостояние политических сил. Оно уже, собственно, и происходит. Якобы от Германии (ну и МВФ) пошел главный посыл - мы, дескать, просто наказываем русскую мафию (или украинскую), якобы отмывающие деньги на Кипре.

Но раньше-то никто никого за это самое «недоналогообложение» в Европе не наказывал. Терпели мафию (и ее прачечные) два десятилетия? Более того, поощряли изо всех сил вывод денег в офшоры. Стимулировали не только мафию, но и всех условно добропорядочных бизнесменов. Стоит напомнить, что само появление офшоров совпало странным образом с появлением так называемых «евродолларов». И таким же странным образом оно практически совпало с отменой привязки американских долларов к золотому содержанию.

Вывод денег в офшоры не только поощрялся, но и был по существу обязательным для бизнесменов из стран СНГ, поскольку наличие офшорной собственности было непременным условием для получения кредитов. Да и для любых сделок там - тоже. Залоги на Западе никто не отменял.

С чего же вдруг все так радикально изменилось? А с того, что денег уже не хватает даже на самое необходимое. Кризис, знаете ли. Да и приток денег в офшоры из стран СНГ иссякает по все тем же кризисным обстоятельствам. Потому их (деньги) приходится постоянно где-то изыскивать. Ну, не эмиссией же единой! Сначала начали изыскивать там, где легче. «Молодые» деньги кажутся им пока самым легким объектом для охоты. Хотя может случиться так, что эти риски окажутся по окончании охоты очень даже недооцененными. Но ведь никто и никогда не начинал бы войны, понимая, что он ее проиграет. Так и с охотой на «молодые» деньги. Деньги необходимы сегодня и сейчас. А риски будем подсчитывать потом.

Отсюда (из начавшейся охоты условных Рокфеллеров и Ротшильдов за «молодыми» деньгами) проистекает три важных вывода: во-первых, условные Рокфеллеры и Ротшильды пока что объединились для участия в охоте на «молодые» деньги. Соперничество отложено на время после охоты.

Во-вторых, среди стран-источников «молодых» денег будет снова востребована идея территориального суверенитета, поскольку правовая система рухнула окончательно. Каждый раз меняются правила игры на финансовом поле. Причем заведомо не в пользу держателей «молодых» денег.

А в-третьих, будут предприняты практические усилия не только в направлении поиска спасения «молодых» денег внутри действующей финансовой системы, но и в создании убежищ для них за пределами нынешней глобальной системы.

Нельзя сказать, что таких попыток (создания финансовой зоны вне действия глобальной валюты) не предпринималось раньше. Однако все они были жестоко подавлены. Но попытки обязательно будут предприниматься и дальше, поскольку баланс сил по объективным обстоятельствам будет меняться не в пользу глобальной валюты. И в какой-то критический момент выход для некоторых стран из глобальной долларовой системы вполне может стать реальностью. Хотя эта новая реальность может появиться только опираясь на реальный вооруженный суверенитет. То есть на суверенитет, способный себя защитить.

Еще один вариант, который может быть реализован, но уже по результатам охоты на «молодые» деньги - это реализация золотых денег. Такие заделы по золотым деньгам уже существуют, например в Швейцарии. Но после крупного наезда США на швейцарскую финансовую систему проект, очевидно, приостановлен.

Потому дальше будет возможен как бы даже некоторый ренессанс уже почти порушенной глобализацией идеи территориального суверенитета. В том числе и российского суверенитета, поскольку мировая историческая практика показывает, что сохраниться в виде субъекта (и сохранить свои деньги, свои активы) можно только странам, способным защитить свой суверенитет.

Международного и частного права уже фактически не существует. Место права заняла правда. А правда, как известно, у каждого своя. Иными словами, правда интерпретируется по-разному не только разными культурами, но и разными поколениями.

Уничтожение же международного права - это по сути провал общества в средневековье. И потому актуальным становится создание нового права взамен разрушенного. Каким будет новое частное право? И будет ли оно вообще в обозримом будущем? Гадать бессмысленно. Многое в нашем будущем прояснится по результатам охоты на «молодые» деньги.

новый мировой порядок, выход из кризиса, инженеры будущего

Previous post Next post
Up