Футболстрой для Евро 2012: стратегические выгоды или долгосрочные потери?

Sep 01, 2011 18:36

Неужто мы будем свидетелями саморазоблачений?

Фонд эффективного управления - один из главных «идологических спонсоров» дорогостоящих футболстроев начал перепечатку критических материалов с объективной оценкой осмысленности инфраструктурных проектов к футбольным чемпионатам (в нашем случае для Евро-2012).
Какова же судьба уготовленная «главной стройке» Украины?

См.: http://www.feg.org.ua/ru/news/foundation_press/364.html

"Впереди полоса экономических проблем, вызванных Чемпионатом мира"

- считает Лиеполло Лебохаиг Пхеко, директор по вопросам политики и внешних связей экспертного центра Trade Collective (ЮАР)

В августе в очередной раз из госбюджета Украины вытягивают дополнительные деньги на футбольный стадион для Евро-2012. Во Львове "откорректировали " смету, и оказалось, что строителям требуется еще 442 млн грн. Чиновники успокаивают: не надо скупиться, страна получит современную спортивную и транспортную инфраструктуру. В ЮАР всего год назад провели Чемпионат мира по футболу, подготовка к которому длилась 10 лет. После этого здесь нередко можно услышать выражение "kick back". Это не футбольный термин, он пришел из сферы государственных финансов. Kick back - это "откат ".
Когда в беседе с корреспондентом БИЗНЕСА директор по вопросам политики и внешних связей экспертного центра Trade Collective Лиеполло Лебоханг Пхеко объясняла, кто в ЮАР выиграл, а кто проиграл на подготовке к футбольному чемпионату, термин "kick back" она употребляла во множественном числе.
- В прошлом году в ЮАР прошел Чемпионат мира по футболу (далее - ЧМ). Принес ли он экономике страны те блага, которых все ожидали?
- Ожиданий Чемпионат не оправдал. Во-первых, в рамках подготовки к мировому футбольному форуму переселяли не просто районы, иногда и целые населенные пункты. Например, из тех мест, где они мешали строительству стадиона или магистрали. И процедура переселения не была обременена излишними формальностями: переговоры были короткими - иногда у жителей даже не спрашивали согласия.
Кроме того, правительство приняло ряд мер для ограничения полномочий профсоюзов. Например, был введен запрет на проведение акций протеста против условий труда на строительстве объектов для 4M. К тому же набирали туда преимущественно незащищенных работников, не состоящих в профсоюзах. Они, соответственно, не имели права на медицинскую страховку, страховку от несчастного случая и т.д. Организаторы постарались сделать так, чтобы никаких выступлений не было.
Во-вторых, малому бизнесу: местным магазинам, ресторанчикам, уличным торговцам и вообще так называемому неформальному сектору экономики, не предоставили больших возможностей для развития. Им не позволили работать там, где был наплыв туристов, приехавших на 4M. То есть перекрыли доступ к большому рынку сбыта. Все выгоды от проведения 4M достались крупным транснациональным корпорациям, таким как McDonald's, Budweiser и NTN, а местные предприниматели остались ни с чем.
(На время проведения 4M некоторые территории ЮАР были переданы в управление FIFA. Два десятка официальных спонсоров освободили от уплаты налога на прибыль - см. на www.business.ua БИЗНЕС №30 от 26.07.10 г., стр.10, 11; об официальном спонсорстве на Евро-2012 см. БИЗНЕС №27 от 04.07.11 г., стр.67-69. - Ред.) Это закономерно: FIFA традиционно забирает львиную долю прибыли, а местному бизнесу остается очень скромный кусок пирога. Но на этот раз многократно звучали обещания, что проведение 4M поспособствует развитию небольшого бизнеса в ЮАР. Однако этого не случилось.
Наконец, собственно билеты на матчи продавались только через интернет и по очень высокой цене. Таким образом, возможности попасть на стадионы была лишена значительная часть населения страны. Футбол очень популярен среди простых южноафриканцев, это их спорт, но зрелищная составляющая ЧМ для большинства населения осталась недоступной. ("Я не верю, что мы развиваем футбол в ЮАР, если бедным людям, которых там большинство, приходится отдавать EUR300 за билет на матч Чемпионата мира ", - заявил как-то президент футбольного клуба "Бавария " Ули Хенесс. Для сравнения: самый дорогой билет на игру "Баварии" стоит EUR100. - Ред.)
- Но в стране остались инфраструктурные объекты, которые сооружались в преддверии ЧМ, - дороги, стадионы.
- В техническом, организационном смысле все было очень хорошо. Сроки подготовки и проведения были соблюдены, управление проектами было безупречным, все до единого обязательства по инфраструктурному строительству были выполнены. Во всех отношениях это был один из лучших футбольных ЧМ, когда-либо проводившихся.
Проблема в том, что теперь хорошо было бы оглянуться и посчитать, сколько это все стоило. Кроме того, не праздный вопрос, будут ли построенные объекты еще хоть когда-нибудь использоваться. Оценивать нужно исходя из соотношения этих двух показателей: стоимости и потребности в том или ином проекте.
Были построены новые железнодорожные магистрали для прекрасных современных поездов. На это было потрачено около $800 млн. Но новые дороги не связали между собой те местности, которые этого требуют. Они были проложены для удобства туристов, дополнив уже существующие транспортные коммуникации. А местные жители, которые вынуждены с несколькими пересадками ездить на работу из одного города в другой, по-прежнему испытывают неудобства. Благодаря ЧМ в ЮАР появились новые аэропорты. Но в стране не было проблем и со старыми аэропортами. Утверждается, что все это входило в широкую стратегию развития. В этом нет сомнения: центром этой стратегии как раз и было проведение Чемпионата. Например, стадионы, построенные в рамках подготовки к нему, можно было бы постепенно соорудить при нормальных условиях на протяжении следующих 10-15 лет. Вместо этого их все возвели сейчас, в ущерб другим направлениям развития инфраструктуры - строительству жилья, школ, больниц.
Мы подсчитали, что сумма, израсходованная на проведение ЧМ, соответствует государственным инвестициям в жилищное строительство на протяжении 10 лет - такой вот обмен. Я считаю его неприемлемым. Или скажем по-другому: семь мест на новых стадионах обошлись государству во столько же, сколько организация одной школьной библиотеки. В ЮАР библиотеки есть только в 7% школ. Что полезнее для государства - семь мест на стадионе или одна школьная библиотека?
- Но идея проведения ЧМ пользовалась среди населения страны популярностью?
- Да. Были, конечно, люди, которые предупреждали о необходимости более взвешенного подхода, призывали учесть все плюсы и минусы. Но было понятно, что предвкушение ЧМ делает вопросы местной экономики, безработицы, стабильного экономического роста слишком скучными.
Для ЮАР Чемпионат мира по футболу стал примером того, как работает модель "одного события". С точки зрения оптимального государственного развития, нельзя перескакивать от одного "события" к другому; нужно разработать комплексную социально-экономическую программу, основанную не на каких-то отдельных спортивных событиях (например, Евро-2012, 0лимпиада-2022. - Ред.), а на долгосрочной стратегии развития.
В конце концов экономика и бюджет - это не просто инструменты в руках правительства. Это деньги граждан страны, налоги, которые платят налогоплательщики. Но никакой подотчетности мы не видим. В ЮАР бюджетный процесс стал крайне непрозрачным и авторитарным.
- Когда в Киеве вы выступали в публичных дебатах, организованных фондом "Эффективное управление", ваш коллега из Индии (см. на www.business.ua БИЗНЕС №27 от 04.07.11 г., стр.33-36) рассказывал истории о фантастической коррупции при проведении Игр Содружества. Были ли какие-то коррупционные скандалы, связанные с футбольным форумом в ЮАР?
- Если что-то и было, это не стало достоянием общественности. Но с такими деньгами, с такими масштабами движения капитала, с таким слиянием политических и деловых интересов возникает огромное поле для коррупции. Мы не знаем о вещах, подобных индийским историям. Но крупный бизнес, например, благодаря поддержке правительства получил возможность, как уже говорилось выше, переселять людей, приструнить профсоюзы, самостоятельно определять направление развития целых регионов и экономических отраслей очень сомнительными путями. Так что никаких обвинений никому не предъявлено, но старая добрая связка политических и деловых элит в этот раз очень явно проявилась.
Крупные строительные компании, вроде Murray&Roberts, смогли уйти от многих взятых на себя в связи с подрядами обязательств благодаря связям с правительством.
- У нас много говорят о том, какую важную роль проведение крупных спортивных мероприятий играет в борьбе с проявлениями экономического кризиса. Как себя чувствует экономика ЮАР после ЧМ - стало ей лучше или хуже?
- Да у нас-то экономика была и есть в порядке, т.е. ситуация стабильна. Что же касается влияния Чемпионата - все выгоды, которые он принес, оказались "сезонными", краткосрочными. Трудно вспомнить спортивное мероприятие, которое достоверно оказало долгосрочное стимулирующее влияние на экономический рост. Особенно если речь идет о мероприятиях, финансируемых из госбюджета.
Едва ли не единственное примечательное исключение - Олимпийские игры 1984 г. в Лос-Анджелесе. Тогда город отказался субсидировать проведение Олимпиады, и штат Калифорния был вынужден прибегнуть к поиску средств в частном секторе. Так что государство напрямую не финансировало подготовку к играм.
Большинство же спортивных мероприятий не способствовали никакому экономическому росту, они вызывали кратковременный всплеск экономической активности в стране, который вскоре затухал. А вытащить экономику из ямы они не могут, могут разве что вогнать ее туда. Вспомним Олимпийские ифы 1976 г. в Монреале. Именно оттуда родом ряд экономических проблем этого региона. Монреаль до сих пор не восстановился полностью. Чтобы удержать экономику города на плаву, потребовалось на протяжении 30 лет после проведения Олимпиады облагать высокими налогами доходы местных жителей.
-                           То есть особого притока прямых иностранных инвестиций в экономику ЮАР в связи с проведением ЧМ не было?
- Не было. Их объем оставался неизменным. Опять-таки ни в Германии после футбольного Чемпионата мира 2006 г., ни в Китае и Австралии после Олимпийских иф не было четкой связи между данным событием и иностранными инвестициями. Что же касается экономического роста, создания новых рабочих мест - все это было ограничено временем проведения состязаний. Уровень безработицы в ЮАР в период проведения ЧМ немного снизился, но потом снова вернулся к прежней отметке.
- Получается, что настоящую экономическую выгоду получил, скорее, Китай, производивший и экспортировавший в ЮАР вувузелы...
- Это уж точно. К тому же человек, гражданин ЮАР, придумавший вувузелу, не получил даже авторских прав на свое изобретение. Он не получит ни копейки от своего детища, которое приобрело международную известность.
Еще один аспект - в связи с ЧМ спрос подогрели туристы, и страну наводнила импортная продукция. Затем цены выросли, что отразилось на всех местных жителях, даже далеких от футбола, на тех, кто и знать не знал ни о каком чемпионате.
- Можете назвать конкретные цифры - сколько стоило налогоплательщикам ЮАР проведение ЧМ?
- Около $100 млрд на протяжении 10 лет, предшествовавших проведению.
- За счет чего финансировали подготовку к ЧМ? Может, урезали социальные расходы?
- Действительно, на время подготовки многие госрасходы были просто отложены. На протяжении предыдущих 10 лет "зеленый свет" по всем направлениям был дан только тем профаммам, которые были связаны с Чемпионатом. Соответствующие проекты (которые все равно со временем были бы реализованы) получили приоритетный статус в ущерб другим направлениям.
В частности, несколько лет назад у нас была изменена система школьного образования. Это очень дорогая реформа, требующая переподготовки учителей, переписывания учебных профамм и т.д. Но ее финансирование получило меньшую приоритетность, чем подготовка к ЧМ. Конечно, напрямую это не говорится - иначе мы бы все уже были на улицах, как греки. Но на практике делается именно так. Думаю, что у ЮАР впереди затяжная полоса экономических проблем, вызванных проведением Чемпионата, как это было в Монреале.
- Похоже, тут есть общее правило: массовый энтузиазм по поводу крупного спортивного мероприятия сменяется разочарованием и возмущениями. Так было не только в Монреале и ЮАР, но и в Афинах, Ванкувере...
- Если бы у людей с самого начала было больше информации о том, во сколько обойдутся и чего будут стоить эти проекты, эйфории было бы меньше. Проблема в том, что такой информации у них нет, это зачастую очень недемократический процесс: население даже не спрашивают, хочет ли оно проводить то или иное мероприятие и финансировать его из своего кармана. Это возмутительно!
- С крупным бизнесом все понятно. А государству-то зачем продвигать явно убыточные проекты?
- Это же очевидно - ради частной выгоды отдельных госслужащих. Они получают свои "откаты" (те самые kick backs. - Ред.), возможность лично обогатиться и прославиться... Такие вот интересы.

Денис Горбач
Бизнес

евро 2012, посткризисная экономика

Previous post Next post
Up