Назад в СССР. Часть 2. Витебск.

May 16, 2016 17:52

Витебск понравился мне больше других городов в этой поездке. Видимо, повезло с погодой))) Ибо впечатление от посещения городов и стран у меня с этим связано напрямую))) Наверное, именно так должен был выглядеть СССР в 90-х годах, если б Союз сохранился. Широкие светлые проспекты, белые чистенькие ряды многоэтажек. Во дворах которых правда не везде ровные дорожки и попадаются минирынки а-ля Москва 90-х. Ну так с тем временем и сравниваю. Отель "Лучеса" оставил самое лучшее впечатление.  Вообщем условие задачи складывалось весьма позитивно.



Витебск. Проспект Победы.
Это в полной мере касалось и ребят с МЧС РБ с которыми пришлось в эти дни контактировать. Наши, правильные ребята и девчата. Только какие-то уставшие))) Здание областного управления МЧС ничем особым не примечательно. Мало того - это, вероятно, самое старое здание, увиденное мною в Республике. Но отремонтированное и чистенькое. И самоое главное с пожарными автомобилями: АЦ модели 63А на фасаде в виде памятника (может кто забыл или не знал - моя любиая автоцистерна) и с ПМЗ-8 в темном боксе на задней территории. Её фотку я размещал в книге "Пожарный типаж. Том1 . Краеугольный камень" Издали старушка смотрится нормально. Получше, скажем, такой же киевской из стеклянного музея. В плане того что к оригиналу ближе.



Витебск. Областное управление МЧС. Памятник АЦ-30(130)63А.
Но вот дальше всё пошло не так как хотелось. Беседы с ветеранами конечно же хорошо, но вот с визуальным отражением своей истории очень плохо. Если не сказать никак. Ничего не с охранилось. Кроме пожарно-технической выставки. Но в закромах которой тоже ничего не было.
Главная надежда была связана с Новополоцком. Это младший брат славного старого города Полоцка. Известного в основном тремя вещами. Первое - двумя сражениями войны 1812 года русских войск под командованием генерал-лейтенанта Витгенштейна с французами под командованием маршала Сен-Сира. В городе имеется красивый мемориал, посвященный этим событиям. Второе. Полоцк является географическим центром Европы, раскинувшейся от Португалии  до Уральских гор. И третье. Там расположен красивый Спасо-Ефросиньевский монастырь и несколько церквей. В котором я проездом и побывал.


Мы спешили ведь расстояние от Витебска до Новополоцка больше 100 км - многовато для одного дня. И мне хотелось больше поездить по пожарным частям  этой химической столицы Беларуси. Новополоцк - очень серьезное место. А предприятия, построенные в СССР на момент развала Союза оказались на тот момент были чуть ли не наиболее современными. Чем Беларусь умело и воспользовалась - провела их модернизацию и тем самым, почти не имея природных ресурсов, умудрилась достаточно высоко котироваться на постсоветском нефтехимическом пространстве. Вдаваться в детали я не буду, но один из примеров успешной деятельности - нефтепереработка. Закупая нашу нефть белорусы научились на хорошем оборудовании качественно перерабатывать её. И те высокие октановые числа которые в наших нефтепродуктах достигаются применением добавок у них получаются естесственным путём разложения на фракции. Потом всё это возвращается к нам в Россию, но уже по другим ценам. Вызвая стоны и зависть наших нефтедобытчиков, занятых в основном собственным обогощением. Ну да фиг с этой нефтью. Помимо нефти там в производстве крутится почти вся система Менделеева, в том числе и страшно ядовитая по сравнению с милой синильной кислотой дрянь, названия которой простой человек и выговорить не в состоянии. Ладно, проехали - надо было тебе, Карпов, в молодости идти в нефтехимический ВУЗ. И писал бы ты популярную историю каталитическго крекинга)))
Одно время достопримечательностью Новополоцка  был длинный трамвайный маршрут, соединявший предприятия и собственно город. С десяток километров трамваи бегали по лесу, доставляя горожан на рабочие места. Кстати, трамвай в купеческом Витебске появился раньше, чем в Петербурге. Ему поставлен памятник и говорят, что есть даже музей.



На всех официальных обложках, конечно же МАЗы)))Отвлекаться не будем. С точки зрения истории и тут не задалось. Исторические формуляры, несколько фотографий. И всё. Хотя сами пожарные части производят большое впечатление. И технической оснащенностью и материальной базой. Особенно пожарная часть по охране лидера всей этой нефтехимии - новополоцкого химимческого завода "Полимир". Мощные насосные станции, машины химзащиты и пеноподъёмники.  Всё очень серьёзно и настолько велико что впритык проходит в ворота пожарного депо.  Впечатляют и солидный полигон рядом с частью, и огромный крытый манеж для занятий спортом, прежде всго пожарно-прикладным. Но, в расстроенных чувствах от творческой неудачи, я смотрел на всё это сквозь грустные слёзы и как-то позабыл отснять всё это великолепие. Осталось только фото несчастного штабного УАЗа как-то попавшего не в тему посреди этих гигантов)))


Уезжая я с Новополоцка несколько километров мы ехали вдоль ограды промзоны с силуэтами каких-то немыслимо огромных установок. Спутники обратили моё вимание на склонившиеся в сторону завода деревья, объяснив что тепловое излучение печей и установок всякой термической переработки действует на несколько километров, заставляя доверчивые корявые деревца тянуться к источнику тепла. И я вдруг понял что не то что жить тут, а даже находиться рядом с этим гигантом мне почему-то совсем не хочется. Но уважение к пожарным этого Мордора только окрепло. Страшно представить каково этим ребятам ехать на пожар или аварию, зная насколько ядовита продукция, бурлящая за вон тем бетонным забором. Почему-то вспомнился родной завод Полиметаллов, рядом с первым московским МЖК именуемым "Сабурово". И некрологи еженедельно вывешиваемые на его проходной...


Хорошо что в Беларуси в свободном доступе огромная масса дезинфицирующей и нейтрализующей жидкости на самый разный вкус и кошелёк. Средняя водка в пересчёте на наши деньги стоит там чуть больше 200 рублей. Ассортимент её в магазинах приятно поражал.

В последний рабочий день недели обывал на базе Пожарного аварийно-спасательного отряда "Витязь".  Довольно сильное подразделение с кучей всякой техники различного назначения. Люди там тоже оказались хорошие, но вот насчёт славного прошлого тоже как-то не задалось.





Пожарная техника "Витязя".В выходные погулял по городу. Посмотрел на огромные номера домов, возможно сделанных для удобства поиска пожарными нужного адреса.



Светящийся крупный номер дома на фасаде здания.Поинтересовался ценами на любимую белорусскую обувь "Марко" и остался неприятно удивлён ценами. Сходил в парочку ресторанов  белорусской кухни "Лямус" и "Витебский трактир". Оба позиционируют себя как лучшие рестораны Витебска. Честно говоря, "Лямус" понравился гораздо больше. Современное светлое здание с красивыми девченками-официантками в национальных платьях и собственной пивоварней. Которая наливает и на вынос. Посидеть с водочкой, нормальной закусочкой, включая традиционные драники в районе 1200 наших деревянных с носа. Но это очень сытно поесть и нормально выпить.



Витебск. Ресторан "Лямус" на проспекте Победы.Осмотрел немногичисленные достопримечательности Витебска. Скудновато. Пожалуй  больше всего понравился Успенский собор над Западной Двиной. Какой простор! Какое пространство!






Центр Витебска. Достопримечательности.
Из официльных монументов - конечно, Три штыка на Площади Победы и знаменитый концертный зал в котором проводится летний фестиваль "Славянский базар".



Витебск. Монумент "Три штыка" и улочка в центре.
Проблема переезда из Витебска в Минск удачно разрешилась при помощи местных ребят из Управления МЧС, которые, надо отдать должное,  в этом славном городе сильно помогли. Ну а в невысоких результатах касаемо темы моего посещения их вины нет. Ибо корни проблемы уходят в 90-е годы. Впереди был Минск, в последний раз который я видел летом 1982 года. Проездом к месту семейного отдыха - озеру Нарочь.

пожарная охрана, история, Александр Карпов, Витебск, Новополоцк

Previous post Next post
Up