Можно ли предотвратить теракт в школе?
Можно. В одной отдельно взятой школе.
Для этого, на мой непрофессиональный взгляд, необходимо:
перекрыть все подходы к школе, кроме одного (это, правда, совсем нехорошо на случай пожара, но мы же предотвращаем теракт, а не пожар, не правда ли?), поставить в воротах рамку и двух полицейских в полном боевом (на случай, если школьник или иной какой террорист начнет стрелять еще на подходе к рамке) и досматривать всех, то есть в среднем по Москве около тысячи учеников и порядка ста учителей на школу. Что займет не более трех часов. Или три рамки и шесть полицейских, тогда около часа всего-навсего. Помещение осматривать с собаками пару раз в сутки. Распахать КСП, периметр контролировать патрулями и секретами. Родителей, само собой, близко не подпускать. И дежурство на этажах, лестницах и в переходах. Это можно и силами учителей: с безоружными детьми они, в принципе, должны уметь справляться сами. Школу прошерстить в рассуждении бытовых предметов, могущих стать оружием. Указки длиной более 15 см и весом более 150 грамм - изъять. Швабры пронумеровать и получать у завхоза лицам, имеющим допуск, под запись в журнале. Стулья прикрепить к полу, парты - тем более. Лабораторные по химии не проводить, реактивы - сдать. Туалет оставить один, организовать там постоянный пост, двери с кабинок снять, бумагу выдавать под расписку. В школьной столовой из приборов оставить пластиковые ложки, чай подавать негорячим, на входе в варочный цех - турникет. Контакты между классами исключить, вернуться к старой системе, когда каждый класс сидел в своем кабинете, а не бродил по школе в поисках места проведения следующего урока. На перемену выпускать по индивидуальному графику (заверенная копия графика должна быть в окружном УВД). Наглядную агитацию обновить и актуализировать. Школьников и учителей раз в месяц (чаще, к сожалению, не получится) пропускать через полиграф. Агентурку в детской среде какую-никакую навербовать, это обязательно в смысле профилактики. Среди учителей - специально можно не стараться, просто доплачивать к зарплате за информацию. Труд и физкультуру - сами понимаете, того-с, высвободившиеся помещения отдать под штаб и комнату отдыха наряда. Я бы еще и историю запретил, причем всю, а литературу тщательно вычистил. Освободившиеся часы отдать под ОБЖ. Категорически не принимать в школу детей охотников, биатлонистов и бывших ФСБшников (детей стрелков из лука и сварщиков - на усмотрение педсовета). Во-от… И камеры, само собой: тридцать-сорок видео и парочку обычных холодных для нарушителей режима.
Специалисты по антитеррору и депутаты ГосДумы, ясень пень, еще идей накидают, но в целом как-то так, я думаю.
UPD
Это, так сказать, на местах. А вот на региональном и федеральном уровне явно потребуется помощь законодателей в создании необходимой атмосферы. Тут я уж совсем дилетант (нет-нет, не в смысле программы на «Дожде»!), но полагал бы целесообразным следующее.
Во-первых, пакет законов. Совершенно очевидно, давно назрела необходимость в принятии закона «Об ограждении старшеклассников от обучения на «отлично» как травмирующего детскую психику». Также совершенно очевидно, что для эффективной борьбы со школьным террором понадобится закон «О запрете демонстрации в СМИ оружия, его комплектующих и боеприпасов», предусматривающий право министра образования и науки закрывать соответствующее СМИ после 2-х предупреждений. Думается, с учетом произошедшего в Отрадном не помешает и нормативный акт «О запрете пропаганды изучения географии среди несовершеннолетних»; не факт, что он будет работать, но лишним уж точно не покажется.
Само собой, надо привлечь нашу замечательную неравнодушную молодежь. Движение «Наши» (хватит им без дела маяться!) могло бы инициировать создание дружин по пикетированию магазинов «Охотник-рыболов» и зданий отделений Всероссийского общества охотников и рыболовов с транспарантами «Здесь продают оружие родителям несовершеннолетних!»
Нижнетагильском мастерам в рамках программы возрождения ОПК можно было бы, наверное, заказать Изделие №… «Класс-вагон бронированный для проведения уроков в условиях повышенной террористической угрозы»; причем для районов со слабо развитой железнодорожной сетью создать вариант на базе шасси танка Т-90.
Наконец, пора уже перестать делать вид, что Управление «Э» способно перекрыть все угрозы. Школа - объект особый, и с учетом специфики, несомненно, потребуется создание Управления «Ш» (лично я-то вообще с этого бы и начал).
В общем, хватит сидеть сложа руки!