Интересный побочный эффект продолжающейся на просторах Интернета полемической "битвы при Навальном": в самых разных местах всплывает тезис о <какой-нибудь нелицеприятный эпитет> интеллигенции, брезгающей проголосовать за Н., с последующими выводами разной степени развернутости и обоснованности о её, интеллигенции, никчемности, оторванности от народа и прочих свойствах.
В связи с этим вспомнился мой первый журналистский опыт семилетней давности, когда с нелегкой руки Ольги Романовой я опубликовал в "Известиях" две статьи -
первую и
вторую - по данному вопросу. Перечитал себя, любимого...
Пиши я эти статьи сейчас, я внес бы немало изменений, как по существу (с учетом опыта прошедших семи лет), так и по форме. Но что точно оставил бы без изменений, так это уподобление единственной политической функции интеллигенции роли канарейки в шахте:
"...не следует ли признать, что канарейка в шахте - очень полезная штука: она, конечно, не рубит уголь, но гораздо раньше шахтера среагирует на повышение концентрации углекислого газа (гибельного, кстати, для обоих). Интеллигенция в силу образованности, склонности к общественному анализу и определенных условных рефлексов, приобретенных стараниями различных российских властей, раньше других общественных групп среагирует на скатывание общества к авторитаризму. Можно, конечно, свернуть канарейке голову, чтобы не раздражала неуместным пением; а лучше всего вообще, если уж на то пошло, ее в шахту не брать..."
Именно это, сдается мне, сейчас и происходит. "К черту эту дуру-канарейку, впереди у нас в кой-веки раз новый штрек! Вперед, товарищи!", - кричат шахтеры. Потом рванет (может быть), и птичка обратно будет виновата...