Т.к. главное слово этой эпохи - ненависть - то я подумала, хм, а может, это нехорошее чувство может быть в чём-то полезным?
Ненавистники или хейтеры, от английского "хейт" - вот как их расценивать? Кто они для пишущих? Враги или помощники или нечто среднее? Как ни странно, но они иногда выполняют полезную роль для самих авторов. Правда, авторы не всегда это замечают и часто боятся признать. Какие это полезности от них.ненавидящих? Да разные.
1. Они показывают ту степень идеологической ангажированности, которую автор не хотел бы для себя допускать даже на пике противостояния. Т.е. когда тебя оценивают с т.з. "наш" / "не наш", "свои"/"предатели", то понимаешь - я лично никого этими категориями оценивать не стану. Потому что это мерзость, привнесение гражданской войны к себе. А зачем мне оно? Вот и веду журнал, открытый разным мнениям, готовый стать площадкой примирения. И стремлюсь читать других. Да, да, тех, которые «за». Потому что мне важно понять - что ими движет. что их гложет, какая муха це-це их однажды цапнула, что они повелись. Мне интересны и свои барьеры, предохранившие меня от расчеловечивания, но нельзя не знать и о том, почему у многих других людей этих барьеров не оказалось. Именно этому меня мои ненавистники и научили - понимать других. Для писателя вообще желателен жадный интерес к человеку, к вершинам и низинам личности. Да, семья не научила, школа не научила, институт не научил, а какие-то сумасшедшие дядьки 50-60 лет, ненавидящие меня по выдуманным им поводам - научили. Парадокс. Столкнувшись с нетерпимостью к себе, я стала терпимее к другим. Стала видеть их драмы, хотя часто ненависть - их работа или обида или скука)
2. Они приучили меня думать о том, что не всегда слова воспринимаются однозначно всеми так же как у тебя. Что твой опыт, твоё понимание не совпадает с их. И учитывать это всегда. Раньше мне казалось,что все похожи, и в трактовках слов тоже сходятся, ан нет. Даже самые простые слова у других могут расшифровываться самым фантастическим образом. У них "свобода", например, не свобода от излишних ограничений, но часто - беспредельный хаос, бунт, смута. И я понимаю, что говорить о свободе с теми, кто считывает это слово негативно, как беспредел, и сразу орёт про 1990-е - не надо. Им нужны другие слова и другие образы, я не виновата, что у них именно такие впечатления от свободы остались)
3. Ненавистники ненавидят не меня конкретно, они меня не знают как человека, но круг идей, которые они же мне и приписывают. Они ненавидят меня той, кем я на самом деле не являюсь. Поэтому меня их ненависть не должна волновать - это их проблемы, что они кого-то ненавидят, это не ко мне обращено, а к виртуальному образу данного журнала.
Так что эти "волки" в сетевых "лесах" полезны в чём-то иногда, они высвечивают в нас то, что мы в себе не знаем или не признаём, и столкновение с ними учит совершенствоваться.