Власть взяла от культуры лишь самую низкопробную её часть. И ничего больше не нужно

Mar 06, 2024 12:58


Вчера попалась статья о культурной политике РФ - спасибо за наводку критику Глебу Мореву. Там подняты все те мои извечные вопросы из серии «творец и государство», но сформулировано чётче и яснее, как я не догадалась. Очень близко к моему представлению, что сейчас не будет тотальной мобилизации культуры на имперское строительство и можно незаметно проскочить независимым. Потому все «мастера культуры» РФ не понадобятся. Хватит немногих согласившихся обслуживать власть, буквально по несколько человек на жанр.

Сейчас отношение государства к культуре не повторяет полностью практики СССР. Там был иной масштаб культуры и другая ситуация, поэтому большевикам культура понадобилась вся.



Тогда строили тоталитаризм, от латинского «всеобщий», творческим людям не увернуться, требовался каждый. Советская власть имела дело с культурой затухающего Серебряного века, поэтому воспользовалась шансом сделать её основным идеологическим оружием. Там ставилась задача, что новая советская культура должна была стать на уровень выше старой капиталистической. Статус деятеля культуры в советской системе должен быть выше, чем в капиталистических странах. Деятелей культуры в СССР приманивали полным обеспечением и роскошью. Когда как капитализм ничего не мог предоставить творцам, кроме свободы. Потому что коммерческий успех, заработки любимым делом - это приз, который  капитализм уготовил не всем.

РФ совсем в ином положении, ей досталась на руинах СССР культура в глубоком упадке, не способная конкурировать с западной массовой культурой. Поэтому в 21 веке культурная политика РФ  состоит в совмещении разных подходов к культуре. Одновременно это сегментированное, частичное использование  культуры и «культуры отмены».Присвоение и изъятие. РФ активно использует культуру частями, беря от неё только то, что подходит для продвижения идеологии «русского мира». Но это не значит, что РФ нужна вся культура во всём её разнообразии. В том-то и дело, что  приспособляют в  РФ выборочно самое примитивное в культуре. Подошла к гос.целям как влитая, например, фантастика из серии «Империя наносит ответный удар», ряд текстов в жанре АИ, «бояр-аниме, некоторые фильмы о войне, шпионские антизападные сериалы а ля «ГДР», ополченская проза и поэзия Донбасса. Мало? Культурному человеку - невероятно мало. Мне, например, ничего из этого утлого перечня не интересно. Но этого людям, привыкшим за 30 лет к культурной скудости, к отсутствию реального выбора - вполне достаточно, вот что ужасно. Им более чем хватит нескольких лояльных писателей, с десяток поэтов, пары кинорежиссеров, нескольких театральных режиссеров и пяток исполнителей поп-музыки. Ну и художники-баталисты, хотя уже меньше они нужны, современная война ужасно неэстетична.

А самое главное - что подход к культуре в РФ - это типичный колониальный подход. Власть относится к россиянам как к дикарям, невежам, считает людей падкими на низкий пошиб, на развлекательное, не отягощённое интеллектом.

Но всё остальное в культуре, что никак нельзя поставить на службу системе - из культуры без сожалений изымается. Объявляется несуществующим. Для чего берутся методы западной «культуры отмены». Причём у одного и того же автора могут взять часть, другое - запретить. «Севастопольские рассказы», «Война и мир» Льва Толстого - подходят. Но его другие произведения, особенно статьи о пацифизме, критика православной церкви-нет. Автор статьи пишет, что в Советской России немыслимо было прочесть в газете - Мережковский объявлен в розыск как террорист и иностранный агент. В таких мерах против эмигрантов надобности в СССР не возникало - т.к. эмигрантов не было в советском информационном пространстве. Творчество  и мнения их до советских граждан практически не доходили,  значит, всех уехавших можно раньше было игнорировать.  Это уже загробные тени. Если всё-таки через 30-50 лет становилось ясно, что эмиграция сотворила нечто культурно значимое и не замечать этого больше не удаётся (например, позднюю прозу Бунина), то это наследие до советских граждан через фильтр допускали.

В 21в. информационные технологии всё-таки не совсем позволяют отсечь неугодное  от потребителя, зачищать культуру гораздо труднее, а это значит, что с оппонентами власти вынуждены немного считаться. Это Мережковского было можно из СССР «не видеть». Поэтому проще стало объявить сотни деятелей культуры исчадиями ада, запрещать произведения, лишать доходов, лишь бы не вступать с ними в честный диалог. А так всё соблюдено,  неугодные авторы объявлены экстремистами, террористами, значит, диалог с ними невозможен в принципе. С глаз долой, из рынка вон, их как бы нет, но они есть, русский язык экстерриториален, у РФ нет на него монопольного права.

Но раз взяли от культуры лишь самое худшее, поверхностное, развлекательное - не даст ли это шанса серьёзной. интеллектуальной культуре оказаться наконец-то свободной? и от когтей государства и от тисков коммерции. Возрождение самиздата, тамиздата - на новом технологическом уровне?

Кроме того, чем ниже уровень официальной культуры, тем ярче и свежее будет культура неофициальная. 

#писатели, #ссср, история, #литература, публицистика, #история

Previous post Next post
Up