8 марта грех не поделиться каким-нибудь курьёзом из серии «Женщины на полпути от традиции к модерну») Открыла недавно одно сообщество в соцсети-которую-нельзя-называть в РФ, а там, помимо толики экстремума, есть сканы и перепечатки дореволюционных материалов по истории, этнографии и фольклору юга Российской империи. В 1860-е годы в Богучарском уезде Воронежской губернии наблюдалось странное явление. Девушки, отказывающиеся выходить замуж,
не постригались в монашки официально, а сами себя монашками провозглашали и начинали выполнять их функции. Читать молитвы по просьбам, учить грамоте, толковать Библию и т.д. И они пользовались среди односельчан уважением. Потому что знали больше остальных. Само название «чернички« - народное, в древности монашек называли »черницами« из-за чёрных одеяний.
«К набожности же народной слѣдуетъ отнести и явленіе почти въ каждомъ селеніи черничекъ. Это грамотныя дѣвушки, которыя отошли отъ своихъ родителей, -живутъ въ одной хатѣ, носятъ однообразное черное платье, занимаются ученіемъ грамотѣ дѣвочекъ, продажею разныхъ по ихъ разсказамъ, святыхъвещицъ изъ Іерусалима,. Кіева и т. п., чтеніемъ псалтырипо умершимъ и хожденіемъ каждогодно по монастырямъ, гдѣ иногда подолгу и живутъ.... Въ каждомъ селеніи между черничками есть старшая, въ родѣ игуменьи, которая даже постригаетъ молодыхъ дѣвушекъ. Средства къ жизни имъ доставляютъ тѣ занятія, о которыхъ я упомянулъ выше. Съ перваго взгляда каяіется, что чернички явленіе недурное; но когда всмотршнься въ него бдияіе, то найдешь, что здѣсь кроется много, много дурнаго, напр. чернички берутся часто толковать религіозные обряды и догматы -и толкуютъ несогласно съ церковью, конечно, не съ цѣлью произвести расколъ; а просто по невѣжеству и непониманію Св. Писанія. Чернички также иногда впадаютъ въ развратъ, особенно путешествуя по монастырямъ, и очень рѣдкая молоденькая черничка, возвращаясь домой, не даритъ чрезъ нѣсколько времени свое селеніе новымъ гражданиномъ или гражданкой; но, чтобы чрезъ это не потерять къ себѣ уваженія крестьянъ, согрѣшившая, искажая Священное Писаніе, приводитъ изъ него богохульныя доказательства для оправданія себя въ глазахъ поселянъ; такъ мнѣ случалось слышать, какъ нѣкоторыя чернички говорили: «вѣдь и Богородица родила Господа дѣвушкой», и т. п.« Г.Ткачев "Этнографические очерки Богучарского уезда", 1865г.
Больше мне о том феномене ничего не попадалось. Неизвестно и то, боролась ли официальная церковь с самозваными »черничками« или они ей в данной местности конкуренцию не составляли? Но само это явление свидетельствует о росте недоверия к официальным церковным институтам как минимум.