Будапешт необычайно душевен. Обшарпанность и потертость роскошных зданий в обширной центральной части придает ему домашности. Тут есть очень совковые (что-то часто в последнее время приходится употреблять это слово) места, и стремные цыганские районы, и плохие дороги, и прекрасные холмы, и милейшие улочки, и просто куча интересных деталей. Тут можно найти много похожего на Вену - и в топонимике, и в архитектуре, и в деталях: как-никак, Будапешт - вторая столица империи. К слову, Вена мне показалась как-то уж чересчур стерильной и идеальной, хотя она тоже весьма приятна и атмосферна.
Поскольку мой d80 сгинул, пришлось немного смухлевать и воспользоваться фотками из поездки 2008 года, разбавленными уцелевшими кадрами с украденной камеры.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6608/1068424.1d/0_87287_47cfa124_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6609/1068424.1d/0_8727d_476bb932_XL.jpg)
После вступления в Евросоюз Будапешт подчистили, подремонтировали и облагородили. Если раньше очень многие здания в центре были натурально черного цвета (даже не серого, а конкретно черного), то сейчас их покрасили в светлые цвета, это, естественно, сильно освежило облик города.
За те четыре года, которые я тут не был, успели переименовать многие улицы. Вроде как, вернули исторические названия.
Наконец-то появились хоть какие-то надписи на английском, хотя их вполне можно было бы сделать еще раз в 10 больше. Но и на том спасибо. Попробуйте-ка угадать, что значит и как читается "gyógyszertár", "élelmiszerbolt" или "kilépés". А это всего-то "аптека", "продуктовый магазин" и "Выход", вполне стратегически важные понятия. На улице у молодежи уже можно худо-бедно спросить что-то по-английски, а раньше в таких случаях местные терялись (сейчас с этим чуть получше). Старшее поколение обычно знает какие-то базовые фразы на русском, но далеко не все, а по-английски практически никто из них не понимает, тут в свое время в ходу был больше немецкий.
К русским относятся спокойно или с более-менее доброжелательным любопытством. Два раза в году у мадьяр случается приступ национальной гордости и нелюбви к русским (23-го октября, вход советских танков в Будапешт в 1956 г.), и к русским вкупе с австрияками (15-го марта, подавление венгерского восстания против Габсбургов в 1848 году при активном участии Российской Империи). Достаточно большое количество памятников и топонимов напоминают об этих двух событиях по всей стране.
В Будапеште очень много термальных минеральных источников. Кстати, это единственная европейская столица, которая официально является курортом. К своему стыду, я до этого приезда не был ни в одной из местных купален, считая их банальной туристической развлекухой. Очень зря. Сеченьи, крупнейшая купальня, совершенно восхитительна, просто must visit, простите мой французский.
Да, воду из-под крана пить вполне можно, хотя в Братиславе она оказалась вкуснее.
Кроме купален, в этот раз посетили зоопарк, оказавшийся на удивление обширным и интересным.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6409/1068424.1d/0_871af_32c652c9_XL.jpg)
Наверно, я давно не был в зоопарках, но тут действительно поразило, что многие экспонируемые птицы преспокойно сидят себе на деревьях, перелетают с одного дерева на другое и, в принципе, ничто не мешает им взять и улететь. Но не улетают. Неужели настолько прикормлены, что им даже лень отлететь метров на 100-200?
Брат с женой взяли в прокат велики и немного покатались по городу.
Велодвижение у Парламента. Конечно, это "мгновенная" интенсивность движения, а не регулярная, но общее представление о популярности великов она даёт.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6409/1068424.1d/0_871b6_7d74e594_XL.jpg)
Тут можно увидеть еще не отчищенное и не покрашенное черное здание с налетом этакого декадентского полуразрушения. Это еще довольно светлый экземпляр.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6406/1068424.1d/0_871b4_455cddf4_XL.jpg)
На этой фотографии можно заметить типично будапештские граффити, которыми были размалеваны все вертикальные поверхности в городе; это одна из характерных особенностей венгерской столицы. Сейчас их в центральной части стало заметно меньше.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6607/1068424.1d/0_871b3_553e337f_XL.jpg)
Нашли дом, в котором родился Тодор Карман, разработчик авиа- и космической техники, в честь которого была названа университетская общага, в которой мы жили. Опять черная стена.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6609/1068424.1d/0_871b1_b689f16d_XL.jpg)
В Будапеште есть обычное метро, вот такое.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6609/1068424.1d/0_87280_8ed4b01f_XL.jpg)
Вот типичная жутковатая станция на одной из веток ("синей"):
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6509/1068424.1c/0_871a4_d3e0f978_XL.jpg)
Две ветки этого метро построены еще в советские времена, третья строится уже лет 10 и всё никак не достроится, хотя обещали ее сдать еще году в 2008. Во всех рекламных материалах особо отмечается, что это первая линия, строящаяся без советско-российской помощи. На одной из веток ("красной") недавно сделали ремонт, станции теперь выглядят не так уныло, как на "синей" (а по-другому уныло). Оставили за стеклом небольшой кусок металлоконструкций для наглядности.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6507/1068424.1d/0_87286_8a2747b4_XL.jpg)
Есть еще и другое метро, старое. Оно стало вторым после лондонского и первым в континентальной Европе. Любопытная история - сначала при разработке генплана города в конце 19-го века хотели главные центральные улицы превратить в каналы, соединив их с Дунаем, и даже начали копать один из них. Но потом все-таки решили, что денег не хватит, и свернули проект, а выкопанный уже канал превратили в тоннель и пустили по нему поезда. Эта ветка метро (желтая) самая короткая, и даже называется по-местному не "метро" (metró), как остальные линии, а "подземка" (földallati).
Вход в подземку. На заднем плане площадь Октогон с отчищенными зданиями.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6604/1068424.1d/0_871ae_c2e15a0e_XL.jpg)
Станция.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6604/1068424.1d/0_87274_61143bbd_XL.jpg)
Поезда на желтой ветке похожи на маленькие желтые трамваи, расстояния между станциями - метров 300-400. Фоток составов не нашлось.
Кстати, теперь на буквально на каждой станции стоят контролеры, проверяющие у всех билеты. Раньше встретить их было большой (не)удачей.
На заднем плане - наша университетская библиотека и кусок стены самого универа. Это, кстати, первый на континенте (после английских, опять же) технический вуз, основан в 1782 году.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6608/1068424.1d/0_871ad_d3cf185e_XL.jpg)
Женщина с зубчатым колесом на фасаде университета. Зубчатое колесо, к сожалению, совершенно некорректный профиль имеет.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6504/1068424.1d/0_8726e_3cd0ca0d_XL.jpg)
Одна из многих студенческо-преподавательских велостоянок.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6609/1068424.1d/0_871ac_ab50fbf2_XL.jpg)
Приятный памятник Буде и Пешту. Буда - мужик, Пешт - тетка, как это ни странно. Стоят они на макете соответствующей части города, а между ними провал, символизирующий Дунай. На заднем плане королевский дворец, в окна которого несколько лет назад вставили стеклопакеты. Деревянные, спасибо и на том.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6504/1068424.1c/0_871a6_7a8a5d3d_XL.jpg)
Мост Свободы, он же зеленый мост, вид с будайской стороны на пештскую. На пештской стороне видно здание крупнейшего венгерского университета ELTE. А в правом углу дом с горбатой футуристичноватой крышей - это место, где обокрали нашу машину.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6509/1068424.1c/0_871a5_5f18e97a_XL.jpg)
Жилой дом, на первом этаже которого располагается русский храм преподобного Сергия Радонежского. И наша прокатная машинка, фото на память.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6609/1068424.1c/0_87183_a07aeb11_XL.jpg)
Если быть точным, то храм находится на нулевом этаже; в Венгрии нумерация этажей традиционно ведется с нулевого (а если быть совсем точным, то с "уровнеземельного").
С венгерским православием довольно занятная история. В двух словах - в начале 2000-х благодаря выдающимся действиям правящего архиерея большинство венгров перебежало из РПЦ к грекам. Зато в результате РПЦ практически перешел кафедральный Успенский собор на набережной Дуная. Впрочем, это офтоп, конечно, хотя при случае постараюсь написать отдельный пост.
Национальный театр и парк возле него, роскошное место для прогулок.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6605/1068424.1d/0_87289_f6a5b64_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6509/1068424.1d/0_8728a_d32fc47e_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6408/1068424.1d/0_87288_d7fd3b9f_XL.jpg)
Почти во всех зданиях на окнах установлены рольставни. Пасмурных дней в году тут не очень много, летом жарковато. Хотя +30...32 переносятся совершенно спокойно. В Москве при такой температуре хочется склеиться или раздеться до костей.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6607/1068424.1d/0_8727c_f23c00aa_XL.jpg)
Канатная дорога на гору Янош, высочайшую точку Будапешта. С горы периодически съезжают маньячные велосипедисты.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6406/1068424.1d/0_87275_9fc273d3_XL.jpg)
Помимо канатки, на гору можно добраться еще двумя довольно специфичными (и при этом не туристическими, а совершенно полноценными) видами транспорта - зубчатой железной дорогой, на которой средний рельс выполнен в виде зубчатой рейки, и на детской железной дороге, вроде той, что была (есть?) в парке Горького, только более крупномасштабной.
Вид сверху.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6409/1068424.1d/0_87276_fbd80377_XL.jpg)
Самый известный из будапештских мостов, Цепной. С надписью на парапете: "Катя, я тебя люблю!!! Петя". Надпись, видимо, принципиально не стирают.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6407/1068424.1d/0_87273_449c572b_XL.jpg)
Во многих дворах есть массивные столы с нарисованными шахматными досками, иногда за ними старики играют в шахматы. Еще мне встречались чудесные столы для пинг-понга, выполненные из бетона.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6409/1068424.1d/0_87270_90e65d0a_XL.jpg)
Стройки иногда огораживают бамбуковыми циновками.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6406/1068424.1d/0_8726f_88db8888_XL.jpg)
Самая современная (и длинная) разновидность трамваев. Видны бетонные полусферы, отгораживающие проезжую часть от трамвайных путей.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6408/1068424.1d/0_8726c_ed250686_XL.jpg)
Более старая разновидность трамваев. Всего их (разновидностей) штук пять как минимум.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6408/1068424.1d/0_87269_d026f635_XL.jpg)
Дунай периодически выходит из берегов, последнее крупное наводнение случилось в 2006 году. А самое запоминающееся было в 1838 году, когда залило весь город. В память этого на пештской стороне установили доску со схемой разлива.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6505/1068424.1d/0_87267_a98626b1_XL.jpg)
Под будайским замком есть лабиринт - забавное, хоть и не особо интересное сооружение. В 2008 году посреди него стоял фонтан с вином, я даже решился отхлебнуть (не помер, да):
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6604/1068424.1d/0_8726b_fd79319a_XL.jpg)
Сейчас вместо фонтана сделали пещеру Дракулы, полную красивого дыма и завывающих звуков. Разок посмотреть можно, наверно.
Немного картинок из центральной части.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6604/1068424.1d/0_87268_cc7c74ae_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6505/1068424.1d/0_8727f_3877dc57_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6409/1068424.1d/0_8727e_d62e3e5c_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6406/1068424.1d/0_8727b_f6b0d74_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6608/1068424.1d/0_87277_61fad255_XL.jpg)
И несколько фоток 2008 года с ежегодного авиафестиваля RedBull (какие-то из них уже были у меня в жж).
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6609/1068424.1d/0_87285_c074e19d_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6607/1068424.1d/0_87284_5316171f_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6604/1068424.1d/0_87283_d0e36208_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6508/1068424.1d/0_87282_7e82c0df_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6607/1068424.1d/0_87279_966c925d_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6504/1068424.1d/0_87278_a5454775_XL.jpg)
Гёдёллё
Гёдёллё - пригород Будапешта. Здесь есть сельскохозяйственный университет, в котором также были (а может, и до сих пор есть) русские студенты, обучающиеся "по обмену". В отличие от нас, они учатся (будем говорить в настоящем времени) не 2 года, а все 6, и преподают им всё на венгерском языке. Первый семестр у них полностью посвящен изучению языка, а в дальнейшем они учатся на общих основаниях с местными студентами. В результате большинство выпускников остаются в Венгрии или в другой Европе.
Еще в городе имеется красивый дворец, в котором жила императрица Елизавета (Эржебет), жена австрийского императора Франца-Иосифа, довольно много сделавшая для Венгрии. В частности, во многом благодаря ее усилиям австрийская империя была преобразована в австро-венгерскую, а Венгрия получила, условно говоря, широкую автономию. Елизавета была настолько любима народом (и пропагандой), что, кажется, чуть ли не каждая четвертая улица или площадь в Венгрии названа в ее честь.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6607/1068424.1c/0_871a3_d35da215_XL.jpg)
Двери лифта во дворце выполнены с имитацией филенок, хотя это плохо видно на фото.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6505/1068424.1c/0_871a2_6122eeb4_XL.jpg)
3D, так сказать. Мотив граблей в Венгрии, как выяснилось, довольно популярен.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6509/1068424.1c/0_871a1_8c174bff_XL.jpg)
Очень характерные венгерские столбы, их полно в любом городе, в том числе и в Гёдёллё. Бывают бетонными и металлическими.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6605/1068424.1c/0_8719f_32978da1_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6606/1068424.1c/0_8719b_cd7c136a_XL.jpg)
И тоже очень характерный венгерский красный почтовый ящик.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6509/1068424.1c/0_8719c_988d8241_XL.jpg)
Сентэндре
Еще один будапештский пригород, весьма живописный. Город основали сербы, бежавшие от турок, поэтому тут много сербской топонимики, а также есть резиденция сербского епископа. Ну, и несколько православных храмов. Венгры с сербами пересекались в истории многократно, и отношения между ними успели несколько раз диаметрально смениться.
Городок весьма туристичен, хотя и душевен.
Рукав Дуная.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6406/1068424.1c/0_8719a_786f6a0_XL.jpg)
Улочка рядом со зданием сербской епархии.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6504/1068424.1c/0_87198_c04ec143_XL.jpg)
Древневенгерское письмо.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6607/1068424.1c/0_87199_4283b644_XL.jpg)
Шканзен
Вообще-то, Шканзен - это этнографическая деревня в Швеции, наподобие наших Витославлиц или белорусских Дудуток, только несколько более масштабная и продвинутая. В Европе этим словом принято называть любые аналогичные деревеньки. Венгерский Шканзен расположен недалеко от Сентэндре.
Помимо стандартных экспонатов, вроде жилых домов, церквей и других зданий, свезенных из различных уголков страны, тут есть вполне работоспособное, хотя и небольшое, подсобное хозяйство с национальной скотинкой. Вот хорошая свинья.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6507/1068424.1c/0_87194_62be3f8b_XL.jpg)
Специальные винторогие овцы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6605/1068424.1c/0_87193_9965bbbf_XL.jpg)
Гнуторогая корова, называющаяся по-местному marha.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6604/1068424.1c/0_87192_cf8baa90_XL.jpg)
Еще из интересного в Шканзене есть кальвинистское кладбище.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6508/1068424.1c/0_8718e_55d49307_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6504/1068424.1c/0_8718d_57abf771_XL.jpg)
Греко-католическая церковь, перевезенная откуда-то с восточных окраин. Действующая, кстати, как и другие (католические) сельские церквушки, стоящие на шканзенских перекрестках.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6605/1068424.1c/0_87197_50806af4_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6509/1068424.1c/0_87196_7faae3bb_XL.jpg)
Деревенский туалет. Для нас вещь привычная, а для Европы этнографическая экзотика.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6406/1068424.1c/0_8718b_43a3a771_XL.jpg)
Прочее.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6506/1068424.1c/0_87195_130ff145_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6609/1068424.1c/0_87191_ea919f89_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6507/1068424.1c/0_87190_4a2da952_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6407/1068424.1c/0_8718f_cf198933_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6408/1068424.1c/0_8718a_83071b77_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6505/1068424.1c/0_87189_873198ce_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6409/1068424.1c/0_87188_968a62a6_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6608/1068424.1d/0_871b0_4d0fc383_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6408/1068424.1c/0_87187_e354538a_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6505/1068424.1c/0_87186_4e13811f_XL.jpg)
Особо ленивых туристов по территории возит дизельный паровоз.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6509/1068424.1c/0_87185_a36edaa0_XL.jpg)
Для общего развития съездить разок в Шканзен вполне можно, особенно в выходные дни, когда тут проводятся разные мероприятия, временами довольно любопытные.
Дьёр
Довольно крупный старинный город с развитой промышленностью. Центр небольшой и типичный, каких-то откровений найти сложно. Зато в городе отличная велосипедная инфраструктура - кажется, всё движение заточено под велосипедистов. Кругом велосипедные дорожки и целые дороги, специальные красивые светофоры - одним словом, благодать. Сразу хочется самому прыгнуть на велик и покатить по улицам.
"Кеньеречке болточка" - "хлебушковый магазинчик".
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6406/1068424.1c/0_871aa_1b27f405_XL.jpg)
Мост с закосом под Будапешт.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6507/1068424.1c/0_871a9_7f1cc228_XL.jpg)
Венгерская экономика, скажем так, стагнирует. Хотя лет пять назад было хуже. Евро пока что не ввели и не собираются - возможно, это немного помогает как-то удерживаться на плаву. Промышленность, однако, есть, пытаются ее даже развивать. Собирают Судзуки и Мерседесы (считаются местными автомобилями), делают даже свои станки с системами управления к ним, электроника в Венгрии была в свое время достаточно развита, и не всё еще погибло. С сельским хозяйством всё в порядке.
Кстати, о сельском хозяйстве. Поразили мосты через автобаны, соединяющие два поля по обе стороны от дороги. По некоторым из них переезжает с поля на поле сельхозтехника, а некоторые сплошь засажены густым кустарником. Выглядит сногсшибательно, жаль, не осталось фотографий.
На заправках тут такая же система, как, видимо, и по всей Европе: сначала заливаешь, потом платишь. Всё на честности, никто не следит за тем, чтоб ты не смылся, не оплатив бензин. Дизель стоит дороже 95-го. Полный бак нам обошелся примерно в 2,5 тыщи рублей.
Скоростные автобаны (разрешенная скорость 130 км/ч) платные. Чтобы ехать по ним, надо купить так называемую виньетку (Matrica vignette). Раньше она клеилась на стекло и считывалась видеокамерами, которые, в свою очередь, контролировались на стационарных постах. А теперь делается просто: при оплате номер машины вносится в базу данных, и дальше просто автоматически сверяется считанный видеокамерой номер с теми, что есть в базе. Тем, кого нет в базе - бан, т.е. внушительный штраф. Какая система в других странах - не знаю, возможно, что и такая же.
Пункты продажи виньеток расположены на заправках и на госграницах. Границу заметить весьма сложно. Т.е. можно, конечно, догадаться, что снижение разрешенной скорости на автобане со 130 до 40 км/ч что-то да должно означать. Но вообще внешне граница выглядит как крыша поперек дороги с парой вагончиков в стороне. Никаких шлагбаумов или других преград, и никаких предупреждающих надписей перед самой границей. Ничто не мешает проехать насквозь почти не снижая скорости.
Ну, и еще о дорогах. Как я уже говорил, в венгерских и словацких городах качество покрытия не ахти, за исключением основных улиц, да и то не всех. На загородных шоссе чуть получше. На автобане - вполне неплохо, по нашим меркам так и вовсе шикарно. А вот когда мы возвращались в Братиславу, то случайно свернули не туда и оказались в Австрии. Осознали это, увидев немецкие надписи на придорожных щитах и ощутив покрытие. Мда. Разница, скажем так, очевидна. Это абсолютно гладкая поверхность, по которой машина просто стелется, а в салоне вообще не ощущается вибраций , словно автомобиль стоит на месте, и даже шум от шин в два раза тише. Ну как они это делают?..