Будапешт и окрестности

Aug 19, 2012 16:48

Будапешт необычайно душевен. Обшарпанность и потертость роскошных зданий в обширной центральной части придает ему домашности. Тут есть очень совковые (что-то часто в последнее время приходится употреблять это слово) места, и стремные цыганские районы, и плохие дороги, и прекрасные холмы, и милейшие улочки, и просто куча интересных деталей. Тут можно найти много похожего на Вену - и в топонимике, и в архитектуре, и в деталях: как-никак, Будапешт - вторая столица империи. К слову, Вена мне показалась как-то уж чересчур стерильной и идеальной, хотя она тоже весьма приятна и атмосферна.

Поскольку мой d80 сгинул, пришлось немного смухлевать и воспользоваться фотками из поездки 2008 года, разбавленными уцелевшими кадрами с украденной камеры.







После вступления в Евросоюз Будапешт подчистили, подремонтировали и облагородили. Если раньше очень многие здания в центре были натурально черного цвета (даже не серого, а конкретно черного), то сейчас их покрасили в светлые цвета, это, естественно, сильно освежило облик города.

За те четыре года, которые я тут не был, успели переименовать многие улицы. Вроде как, вернули исторические названия.

Наконец-то появились хоть какие-то надписи на английском, хотя их вполне можно было бы сделать еще раз в 10 больше. Но и на том спасибо. Попробуйте-ка угадать, что значит и как читается "gyógyszertár", "élelmiszerbolt" или "kilépés". А это всего-то "аптека", "продуктовый магазин" и "Выход", вполне стратегически важные понятия. На улице у молодежи уже можно худо-бедно спросить что-то по-английски, а раньше в таких случаях местные терялись (сейчас с этим чуть получше). Старшее поколение обычно знает какие-то базовые фразы на русском, но далеко не все, а по-английски практически никто из них не понимает, тут в свое время в ходу был больше немецкий.

К русским относятся спокойно или с более-менее доброжелательным любопытством. Два раза в году у мадьяр случается приступ национальной гордости и нелюбви к русским (23-го октября, вход советских танков в Будапешт в 1956 г.), и к русским вкупе с австрияками (15-го марта, подавление венгерского восстания против Габсбургов в 1848 году при активном участии Российской Империи). Достаточно большое количество памятников и топонимов напоминают об этих двух событиях по всей стране.

В Будапеште очень много термальных минеральных источников. Кстати, это единственная европейская столица, которая официально является курортом. К своему стыду, я до этого приезда не был ни в одной из местных купален, считая их банальной туристической развлекухой. Очень зря. Сеченьи, крупнейшая купальня, совершенно восхитительна, просто must visit, простите мой французский.

Да, воду из-под крана пить вполне можно, хотя в Братиславе она оказалась вкуснее.

Кроме купален, в этот раз посетили зоопарк, оказавшийся на удивление обширным и интересным.



Наверно, я давно не был в зоопарках, но тут действительно поразило, что многие экспонируемые птицы преспокойно сидят себе на деревьях, перелетают с одного дерева на другое и, в принципе, ничто не мешает им взять и улететь. Но не улетают. Неужели настолько прикормлены, что им даже лень отлететь метров на 100-200?

Брат с женой взяли в прокат велики и немного покатались по городу.

Велодвижение у Парламента. Конечно, это "мгновенная" интенсивность движения, а не регулярная, но общее представление о популярности великов она даёт.



Тут можно увидеть еще не отчищенное и не покрашенное черное здание с налетом этакого декадентского полуразрушения. Это еще довольно светлый экземпляр.



На этой фотографии можно заметить типично будапештские граффити, которыми были размалеваны все вертикальные поверхности в городе; это одна из характерных особенностей венгерской столицы. Сейчас их в центральной части стало заметно меньше.



Нашли дом, в котором родился Тодор Карман, разработчик авиа- и космической техники, в честь которого была названа университетская общага, в которой мы жили. Опять черная стена.



В Будапеште есть обычное метро, вот такое.



Вот типичная жутковатая станция на одной из веток ("синей"):



Две ветки этого метро построены еще в советские времена, третья строится уже лет 10 и всё никак не достроится, хотя обещали ее сдать еще году в 2008. Во всех рекламных материалах особо отмечается, что это первая линия, строящаяся без советско-российской помощи. На одной из веток ("красной") недавно сделали ремонт, станции теперь выглядят не так уныло, как на "синей" (а по-другому уныло). Оставили за стеклом небольшой кусок металлоконструкций для наглядности.



Есть еще и другое метро, старое. Оно стало вторым после лондонского и первым в континентальной Европе. Любопытная история - сначала при разработке генплана города в конце 19-го века хотели главные центральные улицы превратить в каналы, соединив их с Дунаем, и даже начали копать один из них. Но потом все-таки решили, что денег не хватит, и свернули проект, а выкопанный уже канал превратили в тоннель и пустили по нему поезда. Эта ветка метро (желтая) самая короткая, и даже называется по-местному не "метро" (metró), как остальные линии, а "подземка" (földallati).
Вход в подземку. На заднем плане площадь Октогон с отчищенными зданиями.



Станция.



Поезда на желтой ветке похожи на маленькие желтые трамваи, расстояния между станциями - метров 300-400. Фоток составов не нашлось.
Кстати, теперь на буквально на каждой станции стоят контролеры, проверяющие у всех билеты. Раньше встретить их было большой (не)удачей.

На заднем плане - наша университетская библиотека и кусок стены самого универа. Это, кстати, первый на континенте (после английских, опять же) технический вуз, основан в 1782 году.



Женщина с зубчатым колесом на фасаде университета. Зубчатое колесо, к сожалению, совершенно некорректный профиль имеет.



Одна из многих студенческо-преподавательских велостоянок.



Приятный памятник Буде и Пешту. Буда - мужик, Пешт - тетка, как это ни странно. Стоят они на макете соответствующей части города, а между ними провал, символизирующий Дунай. На заднем плане королевский дворец, в окна которого несколько лет назад вставили стеклопакеты. Деревянные, спасибо и на том.



Мост Свободы, он же зеленый мост, вид с будайской стороны на пештскую. На пештской стороне видно здание крупнейшего венгерского университета ELTE. А в правом углу дом с горбатой футуристичноватой крышей - это место, где обокрали нашу машину.



Жилой дом, на первом этаже которого располагается русский храм преподобного Сергия Радонежского. И наша прокатная машинка, фото на память.



Если быть точным, то храм находится на нулевом этаже; в Венгрии нумерация этажей традиционно ведется с нулевого (а если быть совсем точным, то с "уровнеземельного").

С венгерским православием довольно занятная история. В двух словах - в начале 2000-х благодаря выдающимся действиям правящего архиерея большинство венгров перебежало из РПЦ к грекам. Зато в результате РПЦ практически перешел кафедральный Успенский собор на набережной Дуная. Впрочем, это офтоп, конечно, хотя при случае постараюсь написать отдельный пост.

Национальный театр и парк возле него, роскошное место для прогулок.









Почти во всех зданиях на окнах установлены рольставни. Пасмурных дней в году тут не очень много, летом жарковато. Хотя +30...32 переносятся совершенно спокойно. В Москве при такой температуре хочется склеиться или раздеться до костей.



Канатная дорога на гору Янош, высочайшую точку Будапешта. С горы периодически съезжают маньячные велосипедисты.



Помимо канатки, на гору можно добраться еще двумя довольно специфичными (и при этом не туристическими, а совершенно полноценными) видами транспорта - зубчатой железной дорогой, на которой средний рельс выполнен в виде зубчатой рейки, и на детской железной дороге, вроде той, что была (есть?) в парке Горького, только более крупномасштабной.
Вид сверху.



Самый известный из будапештских мостов, Цепной. С надписью на парапете: "Катя, я тебя люблю!!! Петя". Надпись, видимо, принципиально не стирают.



Во многих дворах есть массивные столы с нарисованными шахматными досками, иногда за ними старики играют в шахматы. Еще мне встречались чудесные столы для пинг-понга, выполненные из бетона.



Стройки иногда огораживают бамбуковыми циновками.



Самая современная (и длинная) разновидность трамваев. Видны бетонные полусферы, отгораживающие проезжую часть от трамвайных путей.



Более старая разновидность трамваев. Всего их (разновидностей) штук пять как минимум.



Дунай периодически выходит из берегов, последнее крупное наводнение случилось в 2006 году. А самое запоминающееся было в 1838 году, когда залило весь город. В память этого на пештской стороне установили доску со схемой разлива.



Под будайским замком есть лабиринт - забавное, хоть и не особо интересное сооружение. В 2008 году посреди него стоял фонтан с вином, я даже решился отхлебнуть (не помер, да):



Сейчас вместо фонтана сделали пещеру Дракулы, полную красивого дыма и завывающих звуков. Разок посмотреть можно, наверно.

Немного картинок из центральной части.















И несколько фоток 2008 года с ежегодного авиафестиваля RedBull (какие-то из них уже были у меня в жж).


















Гёдёллё
Гёдёллё - пригород Будапешта. Здесь есть сельскохозяйственный университет, в котором также были (а может, и до сих пор есть) русские студенты, обучающиеся "по обмену". В отличие от нас, они учатся (будем говорить в настоящем времени) не 2 года, а все 6, и преподают им всё на венгерском языке. Первый семестр у них полностью посвящен изучению языка, а в дальнейшем они учатся на общих основаниях с местными студентами. В результате большинство выпускников остаются в Венгрии или в другой Европе.

Еще в городе имеется красивый дворец, в котором жила императрица Елизавета (Эржебет), жена австрийского императора Франца-Иосифа, довольно много сделавшая для Венгрии. В частности, во многом благодаря ее усилиям австрийская империя была преобразована в австро-венгерскую, а Венгрия получила, условно говоря, широкую автономию. Елизавета была настолько любима народом (и пропагандой), что, кажется, чуть ли не каждая четвертая улица или площадь в Венгрии названа в ее честь.



Двери лифта во дворце выполнены с имитацией филенок, хотя это плохо видно на фото.



3D, так сказать. Мотив граблей в Венгрии, как выяснилось, довольно популярен.



Очень характерные венгерские столбы, их полно в любом городе, в том числе и в Гёдёллё. Бывают бетонными и металлическими.






И тоже очень характерный венгерский красный почтовый ящик.



Сентэндре
Еще один будапештский пригород, весьма живописный. Город основали сербы, бежавшие от турок, поэтому тут много сербской топонимики, а также есть резиденция сербского епископа. Ну, и несколько православных храмов. Венгры с сербами пересекались в истории многократно, и отношения между ними успели несколько раз диаметрально смениться.
Городок весьма туристичен, хотя и душевен.

Рукав Дуная.



Улочка рядом со зданием сербской епархии.



Древневенгерское письмо.



Шканзен
Вообще-то, Шканзен - это этнографическая деревня в Швеции, наподобие наших Витославлиц или белорусских Дудуток, только несколько более масштабная и продвинутая. В Европе этим словом принято называть любые аналогичные деревеньки. Венгерский Шканзен расположен недалеко от Сентэндре.

Помимо стандартных экспонатов, вроде жилых домов, церквей и других зданий, свезенных из различных уголков страны, тут есть вполне работоспособное, хотя и небольшое, подсобное хозяйство с национальной скотинкой. Вот хорошая свинья.



Специальные винторогие овцы.



Гнуторогая корова, называющаяся по-местному marha.



Еще из интересного в Шканзене есть кальвинистское кладбище.






Греко-католическая церковь, перевезенная откуда-то с восточных окраин. Действующая, кстати, как и другие (католические) сельские церквушки, стоящие на шканзенских перекрестках.






Деревенский туалет. Для нас вещь привычная, а для Европы этнографическая экзотика.



Прочее.






























Особо ленивых туристов по территории возит дизельный паровоз.



Для общего развития съездить разок в Шканзен вполне можно, особенно в выходные дни, когда тут проводятся разные мероприятия, временами довольно любопытные.

Дьёр

Довольно крупный старинный город с развитой промышленностью. Центр небольшой и типичный, каких-то откровений найти сложно. Зато в городе отличная велосипедная инфраструктура - кажется, всё движение заточено под велосипедистов. Кругом велосипедные дорожки и целые дороги, специальные красивые светофоры - одним словом, благодать. Сразу хочется самому прыгнуть на велик и покатить по улицам.

"Кеньеречке болточка" - "хлебушковый магазинчик".



Мост с закосом под Будапешт.



Венгерская экономика, скажем так, стагнирует. Хотя лет пять назад было хуже. Евро пока что не ввели и не собираются - возможно, это немного помогает как-то удерживаться на плаву. Промышленность, однако, есть, пытаются ее даже развивать. Собирают Судзуки и Мерседесы (считаются местными автомобилями), делают даже свои станки с системами управления к ним, электроника в Венгрии была в свое время достаточно развита, и не всё еще погибло. С сельским хозяйством всё в порядке.
Кстати, о сельском хозяйстве. Поразили мосты через автобаны, соединяющие два поля по обе стороны от дороги. По некоторым из них переезжает с поля на поле сельхозтехника, а некоторые сплошь засажены густым кустарником. Выглядит сногсшибательно, жаль, не осталось фотографий.

На заправках тут такая же система, как, видимо, и по всей Европе: сначала заливаешь, потом платишь. Всё на честности, никто не следит за тем, чтоб ты не смылся, не оплатив бензин. Дизель стоит дороже 95-го. Полный бак нам обошелся примерно в 2,5 тыщи рублей.

Скоростные автобаны (разрешенная скорость 130 км/ч) платные. Чтобы ехать по ним, надо купить так называемую виньетку (Matrica vignette). Раньше она клеилась на стекло и считывалась видеокамерами, которые, в свою очередь, контролировались на стационарных постах. А теперь делается просто: при оплате номер машины вносится в базу данных, и дальше просто автоматически сверяется считанный видеокамерой номер с теми, что есть в базе. Тем, кого нет в базе - бан, т.е. внушительный штраф. Какая система в других странах - не знаю, возможно, что и такая же.

Пункты продажи виньеток расположены на заправках и на госграницах. Границу заметить весьма сложно. Т.е. можно, конечно, догадаться, что снижение разрешенной скорости на автобане со 130 до 40 км/ч что-то да должно означать. Но вообще внешне граница выглядит как крыша поперек дороги с парой вагончиков в стороне. Никаких шлагбаумов или других преград, и никаких предупреждающих надписей перед самой границей. Ничто не мешает проехать насквозь почти не снижая скорости.

Ну, и еще о дорогах. Как я уже говорил, в венгерских и словацких городах качество покрытия не ахти, за исключением основных улиц, да и то не всех. На загородных шоссе чуть получше. На автобане - вполне неплохо, по нашим меркам так и вовсе шикарно. А вот когда мы возвращались в Братиславу, то случайно свернули не туда и оказались в Австрии. Осознали это, увидев немецкие надписи на придорожных щитах и ощутив покрытие. Мда. Разница, скажем так, очевидна. Это абсолютно гладкая поверхность, по которой машина просто стелется, а в салоне вообще не ощущается вибраций , словно автомобиль стоит на месте, и даже шум от шин в два раза тише. Ну как они это делают?..

фото, Дьор, Гёдёллё, впечатления, Шканзен, Сентэндре, Будапешт, Венгрия, путешествия

Previous post Next post
Up