Вернулись из небольшого путешествия по не очень далеким европам. Есть что вспомнить и чем поделиться. Попробую изложить мысли более-менее структурированно, начав с организационной части.
Были мы вчетвером, каждый со своим братом и женой. Изначально предполагалось забазироваться в почти родном Будапеште, и оттуда разъезжать по окрестностям. Однако выяснилось, что очень неплохая венгерская авиакомпания Malev внезапно (именно так) прекратила свое существование, и попасть в Венгрию на самолете теперь можно либо с пересадкой, либо втридорога, либо через селения, расположенные в соседних странах. Нас интересовал Шенген и невысокие цены, поэтому при рассмотрении "въездной" страны выбор был между Австрией и Словакией.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6601/1068424.1b/0_8477f_bbc3522_XL.jpg)
Надо заметить, что поначалу мы как обычно хотели самостоятельно организовывать и планировать путешествие без привязки к турагентству. На практике это оказалось не так просто. Австрийское посольство отличается особо кривым сайтом и телефонным ресепшеном, плюс цены в этой стране все-таки несколько выше, чем у восточных соседей. Посему было решено получать словацкую визу - благо, Братислава находится одновременно на границе и Австрии, и Венгрии.
Однако ж, тут тоже возникли некоторые трудности. Словацкое посольство хочет, чтобы при оформлении визы предоставлялись ОРИГИНАЛЫ приглашения или брони отеля. Вы когда-нибудь пытались получить оригинал брони? Мы тоже нет. И как это сделать, совершенно непонятно, тем более что времени, как всегда, было в обрез. Поэтому ничего не оставалось, кроме как обратиться-таки в турагентство, в уже известный нам "Спутник", а точнее его представительство на Октябрьском поле под странным названием "АлимпиЯ-Тур".
В турагентстве сделали круглые глаза и осведомились, все ли у нас в порядке с головой. Дело в том, что Словакия не самая популярная туристическая страна (ладно, нас этот факт вообще ни разу не волновал), а процедура получения визы самая занудная и мерзкая во всем Шенгене. Поэтому после недолгих раздумий нам было предложено оформить визу, угадайте какую? Правильно, венгерскую. Круг замкнулся.
Въезжать в Шенген, впрочем, все равно предлагалось через Словакию - нас заверили, что с этим не должно было быть никаких проблем (так и оказалось. К тому же уже на паспортном контроле в Братиславе выяснилось, что мы не одни такие умные, едем в Будапешт через Братиславу. Перед нами прошло еще несколько таких же хитрецов). К тому же добрые венгры неожиданно расщедрились до такой степени, что выдали нам всем аж полугодовые мультивизы. Говорят, впрочем, что посольство Франции (и иногда, вроде бы, Латвии) частенько делают турвизы на год.
Так или иначе, визы мы получили, билеты купили, гостиницы в Братиславе и Будапеште оплатили. И даже забронировали машину в братиславском офисе прокатной компании с забавным названием AVIS. После это мне на почту несколько раз за неделю приходили письма с просьбой подтвердить время и условия бронирования - я, конечно, соглашался, подтверждал, и радовался такой заботе. Далее <эмоции вырезаны> мы убедились в, мягко говоря, слабой организации работы этого заведения. Возможно, она слабая только в Словакии, потому что, допустим,
Виола с Редбароном, бравшие в прокат машину у Ависа во Франции (кажется), ни на что не жаловались, а наоборот, хвалили оную контору. Шикарный момент был, скажем, когда мы прибежали в офис, а он оказался закрыт, хотя по расписанию должен был работать еще больше часа. В итоге мы прождали эти больше часа, после чего наконец-то в офисе, представляющем собой стол в фойе отеля, кто-то появился, и машину нам таки дали.
Немного об отелях. Я традиционно беру три звезды, хотя, возможно, это не лучшее решение. В Братиславе нам достался отель Color, расположенный в абсолютно совково выглядящем месте на восточной окраине Братиславы. Очень чистый, современно выглядящий, с быстрым вайфайным интернетом в просторных и уютных номерах, очень неплохим шведскостольным завтраком (сосиски и колбаски, подогреваемые в металлическом контейнере таблеткой сухого спирта - это так мило) и дружелюбным персоналом. С другой стороны, электронные замки периодически чудят (приходится идти на ресепшн, чтобы они поколдовали с карточкой-ключом), холодильники крошечные (бутылка воды с трудом помещается, а имеющийся контент, конечно же, платный), и кондиционеров нету. Последнее обстоятельство нас не расстроило, потому что и на улице, и в номерах было не жарко. Как дело обстоит в пекло, сказать не могу - возможно, кондишн и не требуется.
В Будапеште поселились в отеле Platanus рядом с метро и парком Nepliget. Это место полностью противоположно Колору. Если кто-то когда-то попадет в него, просите номера на тихой стороне, ибо фасадные окна выходят на широкую улицу с трамваями, шумовое сопровождение соответствующее. Ресепшн крайне пафосен, производит в первый момент впечатление отеля как минимум на звезду больше. Коридоры широчайшие, потолки высоченные. Сами номера очень похожи на комнаты в нашей (будапештской же) общаге, только чуть пошире. Обстановка предельно совковая, но зато есть кондишн (тоже очень совковый) и огромный и пустой холодильник. Самое унылое - это завтраки, очень скудные и, главное, состоят только из мюслей (одного вида!), булок, сыра и чая-кофе. В прошлый раз (2008 г.) останавливался в отеле Eben - он, несмотря на название и соответствующее расположение, вполне приличен, и кормят там тоже неплохо.
Надо сказать несколько слов о прокатной машине. Нам достался Пежо 208 с дизельным двигателем. Это совсем новая модель, выпускается буквально несколько месяцев, а в России пока еще только собирается продаваться. Я с прохладцей отношусь к французскому автопрому после знакомства с продукцией Рено и взгляда на внешний облик Ситроенов. Однако ж это авто несколько смягчило мой суровый взгляд. Салон у нее просто бескрайний для ее класса. Достаточно сказать, что при полностью сдвинутом вперед переднем сиденьи пассажир ростом 180 см, сидящий на нем, может свободно вытянуть ноги. В свою очередь, на заднем диване даже при отодвинутых назад передних креслах мои коленки не упирались в спинку. Объем багажника по цифрам небольшой (250, что ли, литров), но вся наша поклажа (большая "самолетная" сумка, саквояж, 80-литровый рюкзак, фоторюкзак и пара пакетов) в него поместились без каких-либо проблем. В базе есть ESP, кондиционер, круиз-контроль, борткомпьютер, выглядящий как планшет, прилепленный на торпеду, ксенон. Зато отсутствуют ручки над головой пассажиров. Регулировка наклона спинки с помощью рычажка мне не понравилась, но это дело привычки. Передачи включаются не очень четко, хотя машина была практически новая (пробег 3000 км). В салоне много деталей выполнены из черного блестящего пластика, вызвавшего ассоциации с китайским феном. Подголовники не регулируются по наклону, поэтому на заднем сиденьи приходится ехать чуть наклонив голову вперед, а передние нужно долго настраивать под себя. Ну, а панель приборов бликует так, что нижняя часть всех циферблатов в светлое время суток практически не видна. Похоже, это фирменная фишка французских машин. Подвеска весьма жестковата (хотя мы довольно спокойно катались даже по колее с немаленькими валунами в ней). Дизель радует бодростью духа, с четырьмя человеками в салоне вполне можно разгоняться в крутую гору на 4-й передаче.
Не скажу, что я прям завтра побегу покупать себе Пежо, но в целом машинка понравилась.
Надо заметить, что в Ависе нам ни слова не сказали про дизельный двигатель - если б не его звук и подозрительно хорошая тяга, мы бы вполне уверенно залили в бак 95-й бензин (почти шутка). На самом деле, хотя изнутри на крышке баке и написано большими буквами DIESEL, я считаю, что в конторе обязаны были нас предупредить. Но, как уже сказано, организация проката в <братиславском> ависе чуть хуже, чем никакая.
Ну, и о фотографиях. Их почти не будет, потому что в предпоследний день нашего пребывания в Будапеште мы пошли в знакомый со студенческих времен ресторан в 9-м районе, оставив машину на улице. Вернувшись, радостно обнаружили разбитое боковую "форточку" и пропавший фоторюкзак, видеокамеру и сумку Маши со всеми ее документами (загранник, российский паспорт, военник, права, кошелек, телефон, ну и прочее по мелочи). Не надо говорить, что нефиг оставлять вещи в багажнике, сам знаю. Что делать в таких случаях? Вот краткая памятка, мало ли кому пригодится.
-1. Без паники.
0. Иметь где-нибудь (при себе, на электропочте, в файлообменнике, откуда их можно скачать и распечатать, в общем, где угодно) копии заграника и русского паспорта. Это крайне важный и критичный пункт, без этих копий процедура выезда из страны может сильно осложниться.
1. Хорошо также иметь минимум 2-х свидетелей с российскими паспортами. Они также очень пригодятся, если вышеозначенных копий документов ну совсем нигде нет.
2. Желательно еще иметь 2 фотки 3х4, но если вы не вылетаете через полчаса, то их можно сделать где-нибудь в городе.
3. Вызвать полицию (за нас ее вызвал случайный свидетель, дождавшийся нас, но воришек не запомнивший, конечно).
4. Позвонить в российское консульство, причем целесообразно по дежурному телефону, работающему и в выходные, и ночью (телефон и адрес желательно узнать до поездки) и сказать о случившемся. По правилам бумажку, замещающую загранпаспорт, должны оформлять в течение 48 часов, и стоит это мероприятие сколько-то денег (не знаю точно). Для нас это всё было бесплатно и несколько быстрее благодаря агентурным связям.
5. Позвонить в свой банк и заблокировать банковскую карточку, если ее тоже уперли.
6. Поехать с полицией в участок и оформить протокол. Тоже довольно важный момент, позволяющий облегчить жизнь в российском консульстве и на паспортном контроле в РФ. В странах типа Венгрии и, наверно, прочей Восточной Европы, следует дождаться в полицейском участке хоть какого-нибудь переводчика, потому как обычные русские люди не поймут потока сознания на местном языке, а английский/немецкий/русский местные менты знают не очень, особенно за пределами центральных районов крупных городов.
7. Получив протокол и собрав документы из п. 0 и 2, отправиться в российское консульство и действовать в соответствии с указаниями.
8. Итогом всего должна стать бумажка, называющаяся "Свидетельство на возвращение", на которой наклеена фотка. Эта бумажка служит заменой загранпаспорту и автоматически аннулирует его. То есть даже если паспорт потом вдруг найдется, он уже будет недействительным, так что переделывать загранник всё равно придется.
В российском аэропорту на паспортном контроле деятелям, утерявшим паспорт, конопатят мозг около получаса, но в итоге должны пропустить на родину-матушку.
Надо заметить, что в Будапеште абсолютно на каждом углу стоит по нескольку камер наблюдения, однако толку от них чуть. Если у кого-то много времени и хочется поэкспериментировать, то можно заняться отслеживанием воришек. Это дело полиции, конечно, но им это нафиг не надо.
Продолжение следует.