Jan 03, 2012 22:54
" дно из первых предположений о конце света в 7000 г. было высказано еще в первые века христианства. Так как тысяча лет пред Богом, "яко день един" (Пс. 89, 5; 2 Петр. 3,8), то именно 7 дней творения стали прообразом для ожидавших Второе пришествие.
В IV в. дни творения стали сравнивать иначе: предполагалось, что по истечении 6000 лет будет первое воскресение праведных - для наслаждения благами тысячелетнего царства, в продолжение которого сатана будет заточен. Лишь по истечении седьмой тысячи лет последуют общее Воскресение, Суд и новое устроение Земли и Неба. Когда шеститысячный год прошел, переориентировались на тысячный год от Рождества Христова, а также на семитысячный год от Сотворения мира.
В Византии с XIV в. идея о кончине мира уже прочно связывалась с завершением седьмого тысячелетия: это нашло отражение в богослужебных книгах29. Впрочем, христианские историки, каждый по-своему оценивая исторический промежуток времени до Рождества Христова, получили несколько вариантов эры от Сотворения мира30. По-видимому, ожидание Страшного суда на Руси в XV-XVI вв. было вызвано с многочисленными "правильными" расчетами эры, разброс между которыми мог достигать десятков лет. Кроме хорошо известных дат предполагавшегося конца света были, конечно, и такие, о которых мы ничего не знаем или знаем лишь фрагментарно. В пасхалии 1677 г. сохранились два листа XV в., содержащие пасхалию на 6965-6969 (1457-1461) гг. Приведем текст этого весьма знаменательного документа, на который почти никто не обращал внимания: "В лето 6967... боудет Рожество Антихристово. И боудеть в рождении его трус, таков никакоже николиже не бывал прежде времени того окааннаго, и лютаго, и страшного. И будет плачь велик тогда по всеи земли вселеньскои. И в ты дни зри кроуг Солнцю и Луне, и начноуть быти знамения в них, и гибости звезд на небеси, а плачь на земли. Оувы, оувы, будет нам, грешным, тогда горе, беда велика в ты дни и в лета сия. Зде страх, зде скорбь, зде беда велика! В распятии Христове сии круг бысть (вот, видимо, основа расчета конца света. - Авт.), и сие лето на конци явися, в няже чаем всемирное твое Пришествие о Владыко. Оумножишася беззакония на земли, пощади нас, о Владыко"31.
Чем ближе был 1492 г., тем сильней накалялась атмосфера: даже обнаружение ереси в Новгороде в 1487 г. отвечало духу времени, о котором Иосиф Волоцкий сказал с огорчением: "...вси о вере пытают". Новгородские еретики мрачно намекали на исход Суда Божьего: "Только изойдут лета, и мы-деи будем надобны". Главный гонитель ереси новгородский архиепископ Геннадий, завидуя испанской инквизиции, мечтал о расправе с инакомыслящими еще до Второго пришествия. В 1490 г. на церковном соборе еретики были осуждены и многие из них сурово наказаны. Во время одного из публичных наказаний еретиков сравнивали с воинством сатаны, который, по эсхатологическим представлениям, должен явиться незадолго до Страшного суда.Семитысячный год завершился, день сменялся ночью, и солнце светило по-прежнему32. Отравляющее неверие вторгалось в души людей. ... Священник новгородского Софийского собора Агафон по поручению будущего митрополита Макария составил пасхалию на всю восьмую тысячу лет. В ней подчеркивалось: люди не должны думать, будто до истечения этой пасхалии не может наступить кончина мира. Тексты двух пасхалий перекликаются: в геннадиевской наставительно утверждалось: "...да на то плошитися не подобает, но ждати Пришествия Христова на всякое время: безвестно бо сие уставлено"
злободневное