May 30, 2010 14:57
Я думаю о том, что можно говорить и думать по поводу того, что жизнь неустроена (и в частностях наша собственная, и глобально жизнь общества), что вокруг агрессивно распространяющийся абсурд, неграмотность, много жлобства; что существующий миропорядок несправедлив и прочая и прочая. И все это заложено в человеческой природе и неизбежно проявляется, и даже в себе самой от этого трудно застраховаться. Все это будет правдой. НО почему-то я перестала всему этому ужасаться и перестала быть уверенной в том, что активная гражданская позиция есть благо. Признание этого порядка вещей делает его закономерным. Но борьба с ним - еще более закономерным, как ни странно. Ланселот убивает дракона - и сам оказывается на его месте. Почему?
Мне думается, дело в том, что переживание всего этого мироустройства как трагедии, как необходимости подняться против (действием или только внутренним пассивным неприятием)заставляет забыть о том, что это только ФАСАД жизни, причем фасад, существенно более ветхий, чем внутреннее наполнение. И в борьбе ПРОТИВ мы забываенм об этом внутреннем наполнении, мы бросаем свои дела (если не фактически, то эмоционально; мы истощаем себя в переживании о ненидеальности хода вещей и у нас не остается сил, чтобы видеть содержательное и светлое, а оно, если его никто не видит и им никто не живет, чахнет).
В самом деле, это может быть иллюзия или эскапизм, но абсурд вокруг для меня не важнее смысла, который существыует в культуре. Этого смысла больше и он пересиливает.
Я знаю возражения. И я, вообще говоря, не предлагаю забиться в подполье и корпеть над Бахтиным, не показывая носа, пока тебя не выковырнет оттуда добравшийся до тебя абсурд. Но бросать Бахтина, чтобы бороться с абсурдом означает забивать гол в свои ворота так и вижу себя, бьющюю абсурд по башке томом Бахтина.... Я не знаю выхода. То есть как - мне кажется. я знаю. На самом деле, то что, происходит в обществе - всегда по заслугам для этого общества. Равно как и справедливо другое - все, что происходит с человеком - всегда справедливо по отношению к человеку. То есть если я нахожусь в данный момент времени в жопе - я достойна только этой жопы, и, вероятно, находиться в ней для менялегче, чем из нее выбраться. То есть переживания из-за того, что все плохо, глупы. Может показаться. я себе противоречу, но на самом деле - нет. Я просто хочу сказать, что человек выбирает условия под себя аккой он есть. Следовательно, его ахождение в определенной точке=его довольство этой точкой. => может быть только перемещение, но не жалоба, и это перемещение. я уверена, можно осуществить только бессознательно. Мы все вместе (например, как университет) достойны того абсурда, который с нами творится. Каждый, кто считает себя отличающемся и недостойным может отправляться туда, где он будет чувствовать себя в большей степени на месте. Или проявлять себя здесь так, чтобы достигать своих целей - но не говорить о том, что безнравственное мироустройство подавило его стремление к прекрасному. Потому что мы все знаем, что происходит с гуманитарными науками, и все играем по этим правилам, зная исход, но все равно. Мы учимся в универе, мы ездим на конференции, занимаем места, трудоустраиваемся. Даем университету статистику для того, чтобы он существовал как хорошее учебное заведение". В ответ получаем хорошее образование от тех, кто готов играть по тем же правилам и давать тому же университету баллы своей квалификацией. Но раз мы соглашаемся обеспечивать ЭТОМУ (такому, какаой он есть!!!!) университету чуществование, мы утверждаем его в том качестве, какой он есть. И потом мы не имеем права отделять себя от того, что нам не дают бесплатных мест в магистратуре, к примеру. (места в аспирантуре, как известно, это уже не сфера универа). или платят маленькую зарплату. мы сами это сделали. Теперь переживать по меньшей мере глупо и странно. Но я не очу сказать, что не надо было идти сюда учиться. Я хочу сказать, что раз мы все здесь учились - значит было что-то, что перевешивало для нас то, что нас не устраивает. Для меня было, и есть.
Я отвлеклась. НО я хочу сказать, что абсурд - это только внешнее и не такое уж важное, чтобы только на этом основании делать выводы о человеке, миропорячдке и строить свою жизнь - да или просто свое настроение- соответственно происходящему. Я говрю внешнее, имея в виду - "не самое важное".
если я перечитаю этот пост, мне придется долго его редактировать и доводить до понятности. Поэтому перечитывать я не буду, хотя знаю, что это можно воспринять не так, как я имела в виду (в духе "вот вечно вы, мягкотелая интеллигенция, так". мне кажется - не так). я говорю не о том, что надо устраниться из социальной жизни, а о том, что нельзя-нельзя-нельзя!!! ставить на ней главный и единственный акцент. она не все, что существует. и даже не всегда она следствие того, что существует еще. Существование книг Трифонова для меня перевешивает все те несуразности (самые ужасные), которые есть в жизни, хотя я не могу сказать, что я не переживаю из-за этих несуразностей и не постараюсь как-то повлиять, если такая несуразность вдруг окажется, что я могу что-то сделать. Но эти несуразности - не принцип существующего. Я говорила про кгижки. А есть ведь еще человеческие отношения - они весомее, хотя с ними сложней, потому что они неоднозначнее и в них как таковых много абсурда.
И еще. я продолжаю верить, что абсурд, даже самый ужасный - это во многом творческая стихия, и она может ВДРУГ обернуться чем-то хорошим. Редко и врядли, но может.
Опечатки и запятые не проверяю. Полемизировать ни с кем не хочу