Jul 06, 2014 19:44
Читаю тут англоязычную статью про западный обряд в Православии.
В главе про ранние попытки обустройства Западной Православной Церкви много говорится, конечно, о докторе Джозефе Овербеке, который почти дожал Синод Русской Церкви, а потом и Константинополь, на то, чтобы основать в Англии православную церковь западного обряда, своего рода "униатство наоборот".
Ну, естественно, обряд должен был быть модифицирован - для того, чтобы не противоречить православным догматам.
Дальше начинается любопытное.
По собственному рвению доктора Овербека из обряда должны были быть изъяты, как не соответствущие дораскольной традиции:
1) "Оперная" музыка. На богослужении полагается только григорианское пение.
2) Статуи (полагаются только иконы, и точка!).
Ну и скамейки, думаю, тоже - они до сих пор для многих являются признаком злостного модернизма.
Вот ведь забавно, что получается, когда в католическом, по сути, проекте - католическом в смысле "вселенском", выводящем конфессию за рамки одного обряда и одной культуры, реализующем идею баланса единства и разнообразия - участвует в качестве одного из инициаторов явный зилот, фанатик-обрядовер, для которого могут оказаться "неправославными" статуи или особого рода музыка.
Вот интересно, статуи-то чем ему помешали? Путь у него был потрясающий кстати: сначала в католики, потом, от разочарования, в лютеране, потом, от разочарования, почти ушёл в англиканство - но вовремя подвернулось православие. Потом ещё хотел присоединить к Православию старокатоликов, не признавших решения Первого Ватиканского Собора - но не вышло. Мечущаяся душа...
Кстати, у католиков уживаются и григорианское пение, и современное многоголосье, и статуи, и иконы. И ничего, никто не умер и в соблазн не впал...
Это я так, немного мечтаю о тех временах, когда в Англии или во Франции можно будет зайти в православную церковь на мессу с органом, поющуюся на родном для этих мест языке.
церковь,
история