...

Oct 31, 2007 16:55

Я родился в 1980-м году - ещё при Брежневе. И каждое лето мы выезжали на дачу под Кировском (Ленинградская область), где и проводили с мамой и братом всё лето. Мы с братом оба были малость помешаны на самолётах, вертолётах и вообще всём, что летало, поэтому пребывание на даче было дополнительно приятно ещё и тем, что летало там всего очень много. :) Сейчас в небе над Кировском тихо, аиации - сельско-хозяйственной, местной, полярной - практически нет. Постоянно ходят разговоры о том, что это всё надо восстанавливать, пднимать и т.д. - но когда это ещё будет? Сейчас я не настоен рассуждать том, что быдет. Напишу-ка я лучше о том, что было:



1. Вертолёт Ка-26.

В 80-е годы на Мурманском шоссе, сразу за Ладожским мостом, на посту ГАИ была оборудована вертолётная площадка. К сожалению, взлёт или посадку на этой площадке я не видел ни разу, однако сам вертолёт был непременным атибутом моего дачного детства - желтый Ка-26 с синими буквами "ГАИ" на борту. Вертолёт барражировал над шоссе, а иногда крутил лихие виражи и горки на небольшой высоте над нашим садоводством - то ли просто лихачил, то ли в одном из наших садоводств у пилота жила девушка. :)

Кстати, именно полёт на этом вертолёте олагался в качестве приза победителям каждого тура конкуса по ПДД, задания которого публиковались в "Ленинских Искрах". Но этот конкус поводился тогда, когда я ещё и читать-то толком не умел, а газету эту ещё выписывали не мне, а моему старшему брату brain_inside :)

Узнать Ка-26 было просто. Во-первых - по характерному звуку турбин... Тьфу ты, потому и характерному, что никаких турбин-то у него и не было, а были два прошневых двигателя, ревевших, как я уже сказал, совершенно характерно. Во-вторых этот вертолёт имел весьма специфичный вид: пузатый фюзеляж, две хвостовые балки, выпуклое обширное стекление кабины, два "бочонка" с двигателями по бокам - всё это делало его похожим не просто на насекомое, как любой вертолёт, а на помесь насекомого с Чебурашкой. :) Впрочем, смотрите сами:





Интернет оказался весьма ценным источником информации - в итоге не очень долгих поисков я сумел найти скан номера жунала "Техника-Молодёжи" за 1970-й год со статьёй про Ка-26, которую я читал примерно в том же самом детстве. :) Вот она:













У этого вертолёта была потом "вторая жизнь" - газотурбинный вариант Ка-126, кажется, он даже, вроде выпускался - хотя я не уверен в этом абсолютно. Но была в 1972-м году и ещё одна перспективная разработка на основе той же конструкции - народнхозяйственный ногоцелевой автожир. Но - сами понимаете, это был самый закат СССР, развить инициативную разаботку было практически невозможно, да и автожиры были у нас не в почёте - а планиовавшиеся на замену этим автожиом самолёты Ан-2 и вертолёты Ка-26 ещё вплне летали и имели запас ресурса. Проект так и остался на бумаге.





2. Самолёт Ан-2.

Ну, этот-то самолёт знает практически каждый. А у нас на даче мы его (по-моему один и тот же) наблюдали регулярно: утром он летел в направлении "Туда" (на восток), а под вечер стрекотал в напрвлении "Обратно". По нашим с братом расуждениям это был рейсовы самолёт, летавший (почему-то мы так решили, не знаю) в Лодейное Поле. Куда он летал на самом деле - бог его знает, может и правда в Лодейное, а може и куда на опыление и поливание пестицидами. :) В середине перестройки самолт летать перестал, чуть-чуть раньше, чем Ка-26...

А самолёт, кстати, оказался долгожителем, летает в некоторых регионах до сих пор. У нас в области, правда, я его не видел и не слышал в воздухе уже сто лет...










3. Самолёт Ил-14.

...Всё, описанное выше, летало невысоко. В нашем дачном небе были, впрочем, и "высокие" самолёты - Ан-12, Ил-18, Ту-154 и прочая по сей день, в общем, не особая экзотика. А вот небо между "низколетящими" самолетами и ветолетами, и большими лайнерами принадлежало самолетам Ил-14, бывшими для нас олицетворением романтики. Почему? Да всё просто - Ил-14, летавшие в небе над районом нашего участка, пинадлежали Полярной Авиации. Самолёты эти по сей день остаются одними из самых мною любимых, хотя в небе их увидеть опять же практически невозможно. А тогда... Тогда мы их видели почти каждый день. Гудели они громко, звук шел "волнами" и с каким-то резким звоном. Когда низакладывали небольшой вираж, солнце бликовало на полированном металле ярко-красного киля. Для меня, как сейчас помню, было несколько необычно осознавать, что над наи летает самолёт Полярной Авиации, я думал, что "они тут, наверное, трениурются", и считал, что базироваться такая авиация должна непрменно на льдинах - ну, в крайнем случае, в тундре. А на самом-то деле, вплне возможно, что летали они действительно на ледовую разведку - а базировались они на самом деле в Подосковье и у нас на Ржевке. Тепеь оба аэродома, откуда летала Поляная Авиация в Европейской Части России, закрыты, а сама Полярная Авиация, как таковая, насколько я знаю упразднена.









грустное, авиация, воспоминания

Previous post Next post
Up