Весточка из гетто Терезиенштадт. Ко Дню Памяти Катастрофы и Героизма Еврейского Народа

Apr 21, 2020 21:58

Всю прошлую осень я провела в Америке, большую часть времени в районе Нью-Йорка. Было время походить по музеям и паркам. Один из дней был полностью посвящен Еврейскому музею. Среди разных предметов иудаики  в музее мне встретился экспонат, напомнивший о поездке в Чехию  два года  назад.
Это деревянная ханукия  - еврейский ритуальный светильник, который зажигают на протяжении восьми дней праздника Ханука - с надписью на иврите:    מי־כמכה באלם ה' ((שמות  טו:יא
Полностью эта строки из книги Шмот (Исход 15е:11) звучит так:
מי־כמכה באלם ה' מי כמכה נאדר בקדש נורא תהלת עשה פלא
Перевод: «Кто есть как Ты среди сильных, Господи; кто как Ты величествен в святости, грозен в хвалениях, вершит чудеса».
(Шмот 15:11)
                                                                                                     

Ханукия была изготовлена во время Холокоста в Терезинском гетто. Его автором был знаменитый скульптор и архитектор  Арнольд Жадиков.
 Жадиков родился в еврейской семье в Германии, учился в Мюнхене, воевал  в немецкой армии во время Первой мировой войны. После войны он стал знаменитым скульптором и изготовителем медалей в Германии и Франции. Работал в основном над скульптурными бюстами и надгробными памятниками. Арнольда увлекали библейские мотивы в искусстве. Его статуя юного царя Давида была выставлена у входа во вновь открывшийся  Еврейский музей в Берлине в 1933 году. Музей не просуществовал и пяти лет, вскоре после событий хрустальной ночи он был закрыт нацистским режимом. Естественно, скульптура исчезла вместе с музеем и до сих пор не найдена. К этому времени Жадиков был женат. Вместе со своей женой Хильдой, тоже художницей, и дочерью Марьянкой он переехал в Прагу в 1933 году. Вскоре к нему присоединились другие немецкие художники, которых нацисты е считали выразителями «дегенеративного искусства». Это были  художники-модернисты Оскар Кокошка,  Джон Хартфилд и Томас Теодор Гейне.  Из них только Жадиков был евреем.  Евреев в Чехии стали преследовать сразу же после захвата немцами Чехославакии в 1939 году.  15 мая 1942 года Жадикова и его семью  арестовали и посадили на поезд, отправлявшийся в концентрационный лагерь Терезиенштадт.
 Терезиенштадт, чешская крепость и городок Терезин, был превращен немцами в еврейское гетто и транзитный лагерь, перевалочный пункт на пути в лагеря уничтожения. Арнольд умер в лагере в 1943 году, а его жена Хильда и дочь Марьянка были в следующем году переправлены в Аушвиц-Биркенау, где смогли выжить и дождаться освобождения.
В лагере немцы разделяли евреев по возрастам и полам. Каждая группа жила в отдельном бараке, семьи разделяли, дети жили отдельно от родителей. Арнольд Жадиков был направлен на работу в художественную мастерскую по изготовлению предметов искусства для немцев. Эта работа, по крайней мере, избавила его от тяжелого физического труда.
Ханукия, выставленная в Еврейском музее Нью-Йорка,  была сделана подпольно для барака мальчиков. Жадикову в его работе помогал юный резчик по дереву Леопольд  Гехт. Он украл у немцев кусок дерева и вырезал ханукию, чтобы праздновать с детьми еврейский праздник Ханука и обучать их еврейским традициям, что было строго запрещено немцами и крайне опасно. В течение года ханукию прятали в тайнике и доставали только в дни Хануки. О тайнике стало известно из свидетельства жены и дочери Жадикова. После войны ханукию обнаружили в тайнике гетто.
Цитата из Танаха, вырезанная на светильнике - это одна из строк Шират Ха-Ям (Песни моря), которая прославляет Всевышнего за чудо, совершенное во время бегства евреев из Египта, перехода через Красное море и гибели в нем египетского войска.
Совсем недавно закончился Песах. В этом году в Шабат Шира, выпадающий на дни Песаха, эти строки читали в импровизированных миньянах на улицах с дистанцией 2-3 метра между молящимися. Песнь моря принято читать в синагогах на протяжении всех дней недельной главы Бе-Шалах (Шабат Шира) и каждый день во время утренней молитвы. Заключенные лагеря Терезиенштадт, стоявшие на пороге смерти, не забыли эти слова.
В 2018 году во время поездки в Прагу один день мы с дочкой посвятили поездке в Терезин. После войны городок вернулся к обычной жизни. Чехи, выселенные немцами из своих  домов для организации гетто, вернулись. Дома отреставрированы, на улицах много новых машин, и только музей гетто Терезин напоминает о прошлом.
                       
                 

В принципе, это не один музей, а целый комплекс, который включает:
  1. Музей гетто. Постоянные и временные выставки, посвященные гетто Терезин. Кинозал, учебные и административные помещения.
  2. Малая крепость. Бывшая политическая тюрьма, которая стала тюрьмой гестапо. Галерея «Терезин 1780-1939 годов», «Терезин 1940-1945» и другие. Мы приезжаем сюда, чтобы увидеть еврейское гетто периода Второй мировой войны, но крепость и тюрьма существовали здесь с конца 18 века. Самый известный заключенный крепости был Гаврило Принцип, совершивший убийство австро-венгерского престолонаследника эрц-герцога Франца Фердинанда, которое послужило формальным поводом к началу Первой мировой войны. Принципа не могли приговорить к смертной казни, поскольку ему было только 19 лет, и по австро-венгерским законам он был несовершеннолетним. Он был приговорён к максимально возможному сроку - двадцати годам тюремного заключения. Он содержался в тюрьме, в тяжёлых условиях и умер от туберкулёза 28 апреля 1918 года в Терезиенштадте.
  3. Национальное кладбище. Основано в 1945 году для захоронения жертв тюрьмы гестапо и гетто Терезин.
  4. Мемориал на берегу реки Огрже. В ноябре 1944 года офицеры СС приказали заключенным гетто сбросить в речку пепел 22 тысяч узников, тела которых были сожжены в крематории. Терезин не был лагерем уничтожения, в нем не  сжигали живых людей, но там ежегодно убивали людей, многие умирали от голода и болезней. Трупы умерших и погибших сжигали в крематории еврейские заключенные.
  5. Парк «Дети Терезина» основан в память о детях, самых молодых заключенных в гетто.
  6. Бывшие Магдебургские бараки. В дни существования гетто здесь заседал юденрат. Сейчас здание превращено в конференц-зал, театральный зал. Здесь также находится постоянная выставка, посвященная повседневной жизни и культурной жизни в гетто.
  7. Комната молитвы. В одном из двориков гетто было место молитвы. На стене сохранились рисунки, сделанные узниками гетто.
  8. Железная дорога. Остатки путей железной дороги, соединявшей гетто Терезин с близлежащей железнодорожной станцией. На это место прибывали транспорты и здесь мыли вагоны.
  9. Колумбарий. В этом месте хранится прах сожженных.
  10. Зал прощаний и морг гетто. В этих комнатах над телами произносились последние молитвы.
  11. Еврейское кладбище и крематорий. В здании крематория находятся печи и выставка, посвященная теме смерти и захоронения в гетто.
  12. Кладбище советских солдат, погибших при освобождении Терезина.
   
 
 
 


 

1. Гаврило Принцип
   2. Барак в гетто 
   3. Крематорий
   4. Памятник на еврейском кладбище
   5. Памятник "Безымянные" 
   6. Наша запись в книге посетителей
О ханукие из Терезина и о поездке в Терезин в 2018 году мне напомнила интересная публикация dona_anna, посвященная  героизму художников гетто Терезиенштадт, за что ее благодарю.
https://dona-anna.dreamwidth.org/2371014.html?fbclid=IwAR2SEH83cCAeHIZ8bdcCjIxtWU7O2QLNMw1-GwNRUmg_riAua1txLuPQcGA
Еврейский музей в Нью-Йорке находится на Музейной миле на Пятом авеню. Датой основания считается 1904 год. В январе 1944 года Фрида Варбург, вдова скончавшегося в 1937 году известного филантропа Феликса Варбурга, передаёт их семейный дом для постоянной экспозиции Еврейского музея, впервые принявшего посетителей в мае 1947 года.
https://thejewishmuseum.org/visit/russian

Еврейский музей Нья-Йорк, гетто Терезин, День Катастрофы

Previous post
Up