Лекция профессора Мордехая Кейдара в Кдумим

Jan 07, 2018 00:17


3 января у нас в ишуве состоялась лекция профессора Кейдара на тему возобновившихся дискуссий об Иерусалиме в связи с декларацией Трампа. Лекция была рассчитана не на специалистов, а на обычных людей, которые хотели узнать оценку ситуации из уст специалиста, профессора кафедры арабистики и сотрудника центра стратегических исследований университета Бар-Илан.

Пересказать всю лекцию, полную исторических фактов и блестящего юмора Кейдара, здесь просто невозможно. Остановлюсь только на некоторых идеях.

Реакция евреев на декларацию Трампа профессора не интересует, поскольку  в целом существует еврейский концензус о том, что Иерусалим был столицей евреев со времени царя Давида.

Его интересует реакция второй стороны на этот вопрос.

Он разделяет его на несколько составляющих.

- Исторические источники о праве мусульман на Иерусалим.

- Политические права мусульман на Иерусалим.

- Вопрос о святости или религиозный конфликт.

Исторические источники.

Почему сейчас поднялся такой шум вокруг Иерусалима? Почему вы не протестовали против захвата Яффо в 1948 году? Хайфа, Назарет и другие арабские города не вызывали столько дискуссий. Иерусалим ни одного дня не был столицей ислама. Нет исторической основы того, что Иерусалим когда-либо был столицей исламского мира.



Первым и главным текстом ислама является Коран, но там ни одного раза не упоминается Иерусалим. Сведения об Иерусалиме появляются в хадисах - преданиях о словах и действиях пророка Мухаммеда, затрагивающих разнообразные жизни мусульманской общины.  Хадисы были составлены через 200 лет после смерти Мухаммеда и передают его слова по цепочке передатчиков: «Мухаммед сказал так-то, его ученик передал своему ученику, тот передал своему ученику и т.д.». Это немного напоминает цепочку передатчиков в Пиркей Авот. Из-за раскола в мусульманстве хадисы часто подвергались фальсификации противоположными группировками, цепочки передатчиков нарушались.  Появились суннитские и шиитские собрания хадисов. Довольно рано в мусульманском мире появились ученые, которые занимались исследованиями достоверности хадис.

Наука о хадисах занимается исследованиями в двух направлениях:

- каким путём дошёл тот или иной хадис через цепочку передатчиков.

- подлинность содержания хадиса.

Ученые проверили пары учитель-ученик из цепочки передатчиков, и если время или место их жизни не совпадало, то пересказанные ими предания, признавались недостоверными.

Наиболее авторитетным автором считается имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари (810-870), который обработал порядка 700 тысяч хадисов, из которых лишь 1% включил в свой сборник.  Остальные хадисы аль-Бухари счёл недостоверными или слабыми.

В результате в мусульманском мире основным источником был признан только Коран, в котором ни слова не говорится об Иерусалиме.

Политические права мусульман на Иерусалим.

На протяжении веков Палестина с Иерусалимом входили в состав различных мусульманских государств. Почему тогда никто не требовал сделать Иерусалим столицей мусульманского мира?

19 лет с 1948 по 1967 Иудея, Шомрон и Восточный Иерусалим были в руках Иордании. Почему тогда весь мир не требовал у Иордании сделать Иерусалим столицей? Почему именно мы должны отдать Иерусалим?

В начале Мандата на Палестину англичане назначили муфтием Иерусалима Хадж Амин Аль-Хусейни. Как известно, большим другом евреев он не был. Он был организатором и участником еврейских погромов 1929 и 1936-39 годов, сотрудничал с нацистами в годы Второй мировой войны и препятствовал репатриации евреев в Палестину после войны.

Так вот, будучи муфтием Иерусалима, Аль-Хусейни пишет путеводитель по Храмовой горе  «A brief Guide to Al-Haram Al-Sharif», в котором утверждает, что не подлежит никакому сомнению тот факт, что Храм Соломона был на Храмовой горе.

Профессор Кейдар показал нам карты, изданные на английском языке  в Иордании в 19-летний период ее владения Иерусалимом. Храмовая гора там называется Мория, присутствуют Иосафатова долина, Яд Авшалом, конюшни Соломона и т.д. Все еврейские названия привязаны к местности. После 1967 года карты резко изменяются.

Религиозный конфликт

Доказав, что исторические и политические требования арабов на Иерусалим не имеют под собой основы, профессор Кейдар переходит к основной части лекции, к вопросу о святости Иерусалима в исламе.

Арабы утверждают, что Иерусалим является третьим по значению святым городом ислама после Мекки и Медины. Отметим: только у суннитов.

У шиитов третьим по значению городом является Наджаф - город где  похоронен халиф и двоюродный брат Мухаммеда Али и мусульманские мудрецы. Даже в этом вопросе у мусульман нет единого мнения.

Исламские историки средних веков пишут об Иерусалиме, как о всяком другом мусульманском городе, не выделяя его по уровню святости.

Дальше профессор излагает историю ислама, которую я не могу пересказать здесь. Об этом можно почитать в любом учебнике ислама или в интернете. Он рассказывает о языческом культе Каабы, о влиянии иудаизма и христианства на формирование мировоззрения Мухаммеда, о роли принявшего ислам йеменитского еврея Кааба Аль-Ахбара. О первых халифах после смерти Мухамеда, о завоевании халифом Омаром Иерусалима и посещении Храмовой горы.

Тут я хочу остановиться на одном моменте.

В апреле 638 нашей эры халиф Омар подошел к Иерусалиму. До этого Иерусалим несколько месяцев находился в осаде. Оборону города возглавил византийский патриарх Софроний, он же подписал капитуляцию и сдал город Омару, который гарантировал неприкосновенность жизни и собственности жителей города. После этого Омар с сопровождающими идет на Храмовую гору, с ним идет Кааб Аль-Ахбар. Кааб снимает обувь перед входом на Храмовую гору. Почему? Из-за святости этого места. Омару не приходит в голову снять обувь, для него это место не святое .

Есть много древних еврейских обычаев, которые раввины отменили из-за того, что их соблюдают арабы. Чтобы не быть, как они. Например, обычай снимать обувь арабы переняли у евреев, но впоследствии раввины его запретили.

Еще один такой пример. У йеменских евреев не принято посещать кладбище. Почему? Они жили среди шиитов, а те устраивали на своих кладбищах шумные праздники. Тогда раввины запретили евреям  ходить на кладбище, чтобы не уподобляться соседям.

Омар спросил Кааба: «Почему ты снял обувь? Столько лет ты живешь среди нас, а все вводишь еврейские обычаи». Кааб снова надел обувь.

На вопрос Омара: "Какое место на Храмовой горе лучше всего подходит для совершения молитвы?", Кааб указал на участок в северной части Храмовой горы и пояснил, что мусульмане будут обращать свои молитвы одновременно к двум святыням - к Храму и к Мекке.

Омар не принял совет Кааба и решил построить мечеть на юго-западном краю горы, там, где сейчас стоит современная Аль-Акса. Так, мусульмане обращаются в молитве к Мекке и стоят спиной к Храму.

Дальше профессор продолжает рассказ об истории ислама: приход к власти Али, раскол между суннитами и шиитами, правление Омейядов со столицей в Дамаске, Аббасидов со столицей в Багдаде.

Остановимся на времени Омейядов. Правители были довольно либеральны в вопросах религии. Среди населения было распространено пьянство и свободные отношения между полами. На хадж в Мекку люди приходили под алкогольными парами, часто приносили алкоголь с собой. Хадж очищал от пороков и люди возвращались оттуда чистые, как младенцы. Можно было снова грабить, пить, убивать до следующего года…

В 682 н.э., спустя 50 лет после смерти Мухаммеда, Абд Аллах Ибн аль- Зубайр из Мекки восстал против Омейядов, правивших Дамаском, и не позволил им осуществить хадж в Мекку.

Поскольку паломничество хадж является одной из пяти основных исламских заповедей, Омейяды были вынуждены выбрать Иерусалим в качестве своей альтернативы для места паломничества. Чтобы оправдать выбор Иерусалима, Омейяды переписали историю, рассказанную в Коране, переместив мечеть Аль-Акса в Иерусалим и добавив миф о ночном путешествии Мухаммеда в Аль-Аксу. Название Аль-Акца происходит от семитского слова «каце» - край.

В 17 суре Корана говорится: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений. Поистине, Он - всеслышащий, всевидящий!».

В ранних исламских источниках говорится, что мечеть аль-Акса (дальняя мечеть, на краю), упоминавшаяся только один раз в Коране, была одной из двух мечетей, расположенных вблизи Джиррана - деревни, находящейся между Меккой и Таафом на Аравийском полуострове. Деревня находилась на маршруте Мухаммеда, где он часто ночевал по дороге. Одна из мечетей была названа «аль-Масджид аль-Адна», что означает «ближайшая мечеть», а другая - «аль-Масджид аль-Акса», «дальняя мечеть».

Когда Коран ссылается на мечеть Аль-Акса, рассказывая миф о путешествии Пророка Мухаммада в ночное время из «священной мечети» Мекки в Аль-Аксу, то есть в «отдаленную мечеть», это относится к мечети в Джирране.

Теперь это название было привязано к месту на Храмовой горе в Иерусалиме.

Далее стали рождаться хадисы об Аль-Бураке и ночном полете Мухаммеда на небо - мирадж.

Его вел за собой ангел Габриэль и по дороге их встречали первый человек Адам, Иисус и Иоанн Креститель, Моисей, Аарон, Авраам и другие. Мухаммед молится, а все герои Ветхого и Нового Завета стоят у него за спиной и молятся вместе с ним. Они принимают власть Мухаммеда на глазах Аллаха.

Далее возникают новые легенды относительно Иерусалима. Напоминаем, что Мекка временно закрыта для паломничества.

Тот, кто молится в Мекке, получает 7 заслуг, тот, кто молится в Иерусалиме, получает - 70 заслуг,

а тот, кто молится в Иерусалиме при жгучем солнце или в дождь -  получает 777 заслуг.

Слепой, который проведет ночь в молитвах на улицах Иерусалима, утром увидит свет, глухой - услышит щебет птиц, тот,  у кого нет ноги - побежит.

Кто же согласится идти  на паломничество в Мекку?

Через десять лет хадж был возвращен в Мекку. Далее профессор продолжает историю ислама, говорит о завоеваниях Салах Ад-Дина, о Бейбарсе, а также о том, что официальный ислам выступает с запретом совершения хаджа в Иерусалим. Значит, еще ходили…  С запретом ночевать на улицах Иерусалима с целью выздоровления. Значит, верили, что можно вылечиться.

Так родился мусульманский миф об Иерусалиме.

Самая интересная часть лекции - видеозаписи о диспутах профессора Кейдара с арабами на канале “Аль-Джазира”, катарской телесети, транслирующей по всему арабскому миру и обладающей собственной студией в Иерусалиме. Несмотря на крайние взгляды, Кедар, в совершенстве владеющий арабским языком, - частый гость этой телестудии.

Профессор не стесняется говорить в открытом эфире то, что он думает, ссылаясь на факты. Например, в вопросе об Иерусалиме:

«Евреи были в Иерусалиме уже 3000 лет назад и служили единому Богу в то время, когда отцы ислама вовсю пили вино и поклонялись идолам». В ответ буря эмоций с противоположной стороны, но оппонент не может предоставить факты, опровергающие утверждение профессора.

О мирном процессе:

“Я скажу это честно, от всего сердца. Мы в Израиле не готовы к миру с арабами. Мы будем счастливы присоединиться к арабскому миру, но вы сначала помиритесь между собой. Между племенами, между религиями, между сектами, между разными группами - и тогда мы присоединимся к арабскому миру. Но арабский мир сегодня - это горящее болото, наполненное слезами и кровью. Кто вообще захочет с вами связываться? ”.

Всего не перескажешь. Многие статьи и видеоролики профессора Кейдара можно найти в интернете.

На прощание он сказал всем нам:

«Если каждый из нас будет отстаивать свою точку зрения в диспутах, печати, в интернете, то мир больше узнает о нас. Мы должны демонстрировать силу и твердую веру в правоту своего дела. Не нужно эмоций, только факты. Например, сегодня арабы утверждают, что весь Танах был сочинен евреями после 1948 года. А как же библейские исследования 19 века? А тысячи ученых, которые пишут в таких журналах, как «Biblical Archaeology Review»? Они тоже фальсификаторы? Рассказывайте об известных  вам фактах,  и мир лучше узнает нас».

Дискуссия об Иерусалиме, профессор Кейдар, Мой дом Кдумим

Previous post Next post
Up