На прошлой неделе мне снова привелось путешествовать в Яар Кдушим, в третий раз за последние две недели. На этот раз мы прошли 24 отрезок Швиль Исраэль - Израильской пешеходной тропы, - идущий от кибуца Цуба до Шеар Ха-Гай. Мы снова окунулась в цвета, запахи и прекрасные виды Иудейских гор. В природе за это время произошли некоторые изменения: почти исчезли цветы, поразившие нас во время путешествия в Пурим
http://aviezer.livejournal.com/24901.html , и появились новые, предвещающие уже не весну, а самое настоящее израильское лето.
Герой сегодняшнего рассказа - келех.
Его ботаническое название: כלך מצוי
или Ferula communis по-латыни.
Это многолетнее травянистое растение с толстым и высоким стеблем, высотой 1-4 метра, и листьями в виде зонтика, немного напоминающими листья аниса, укропа или фенхеля. «Келех мацуй» означает « келех обыкновенный». В Израиле есть несколько видов келеха, но наш самый распространенный. С начала весны он выращивал свой высокий стебель, и как раз сейчас стебель расцвел скромными желтыми цветами.
Келех растение ядовитое, и известны случаи, когда козы и овцы погибали от чрезмерного употребления келеха, но в большинстве случаев инстинкт подсказывает животным, что это растение есть нельзя. Поэтому он остается нетронутым всю весну, высыхает летом и его стебли гордо возвышаются на полянах над другими растениями вплоть до следующего сезона. Возможно, животным не нравится несколько неприятный запах келеха.
Несмотря на содержание в келехе ядовитых веществ, говорят, что арабы употребляют в пищу молодые побеги: жарят их в масле вместе с мясом, а ядовитые свойства пропадают после тепловой обработки.
Латинское название растения «ферула» в переводе означает «лоза, прут, розга»; сухие стебли растений употреблялись в античной и средневековой школе для наказания учеников.
Казалось бы, совершенно бесполезное растение! А вот и нет, оказывается, что растение содержит клейкую пахучую смолу камедь, применяемую в кулинарии и медицине. Для лечения каких только болезней ее не используют!
В начале весны, когда растение еще совсем молодое, его свежие зеленые листики легко спутать с листьями шумара (фенхеля). Они родственники и немного похожи, в это время их можно отличить, в основном, по запаху.
А теперь мифы и легенды.
В Мишне келех упоминается как одно из растений, которое использовалось в качестве субботних свечей. В высохшем виде стебель имеет твердые стенки и мягкую серцевину, похожую на губку. Губка легко воспламеняется, а стенки защищают огонь.
Некоторые с читают, что факелы, пронесенные солдатами Гидеона в лагерь мидианитян в глиняных сосудах, были ни чем иным, как горящими стеблями келеха.
Тема огня и келаха, греческое название которого «нарфекс», присутствует в греческой мифологии в мифе о Прометее.
Прометей был титаном, потомком древних богов, низвергнутых громовержцем Зевсом. Во время борьбы Зевса с титанами Прометей встал на сторону Зевса и поселился вместе с олимпийскими богами на Олимпе.
Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий», в противоположность имени его брата Эпиметея - «думающего после», «крепкого задним умом».
Прометей спустился на землю и вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием. После этого Прометею и Эпиметею было поручено распределить способности между людьми и животными. Эпиметей, не подумав, разделил все способности к жизни на земле между животными, и люди остались беззащитными. Прометей, как и любой создатель, покровительствовал своему детищу. Увидев, что брат обделил людей, он стал учить людей ремеслам, наукам, полезным растениям и свойствам металлов.
Сначала боги благосклонно взирали на создания Прометея с Олимпа. Но потом встал вопрос о жертвоприношениях: какая часть жертвенного животного должна доставаться богам, а какая людям. Прометей предложил громовержцу самому выбрать часть жертвенного быка. Он разделил тушу на две части: хорошее мясо замаскировал шкурой и несъедобными внутренними органами, а большую кучу костей красиво прикрыл жиром. Зевс выбрал второй вариант, но, распознав обман, рассердился и лишил людей огня.
Прометей не оставил своих созданий. Он похитил огонь у Гефеста, унёс с Олимпа и передал его людям. Он совершил это, скрыв искру в полом стебле тростника-нарфекс, и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. Нарфекс, как вы помните, это греческое название нашего келеха, который растет по всему Средиземноморью.
Ну, а продолжение истории вы знаете. Зевс отомстил и людям, и Прометею.
В наказание людям Зевс послал прекрасную девушку по имени Пандора. Приданым у неё был плотно закрытый глиняный сосуд, куда Зевс вложил все трудности, бедствия и болезни человеческой жизни (ящик Пандоры). Когда Пандора сняла крышку, они вылетели из сосуда, разлетелись по земле и по морю, и с той поры мучат людей.
Прометей тоже был наказан. Он был прикован к скале и орел каждый день пожирал его печень, которая ночью снова вырастала. Но впоследствии Геракл убил орла, освободил Прометея от оков и примирил с Зевсом.
Вот почти все, что я хотела рассказать о келехе. Оказалось, что я всю жизнь неправильно произносила его название, называя его «келах» по созвучию с Нахаль Келах на Кармеле. Но Нахаль Келах пишется так:
נחל כלח
а наше растение так:
כלך
Название Нахаль Келах, притока Нахаль Галим, впадающего в Средиземное море, происходит от арабского названия Вади Калиах
ואדי כליח
Пишут, что нет ничего общего между названием вади и нашим растением, хотя оно растет в районе Кармеля.
Позволю себе не согласиться. Посмотрите в Википедии: арабское название келеха
כלח
«калих», как и название вади. Может быть, все же оба слова имеют общее происхождение.
И, наконец, еще одно похожее слово, которое уж точно не имеет ничего общего с растением келех и пишется иначе:
קלח
Келах в данном случае это початок. Початок кукурузы или кольраби, ивритское название которого «крув ха-келах».