Оригинал взят у
technolirik в
Шпайхерштадт - складской город в Гамбурге и футуристический городской проект - Хафенсити.Гамбург - один из моих любимых городов Германии, в котором я четыре года назад прожил замечательные и беззаботные полгода своей жизни. Гамбург - это тот город, в который всегда хочется вернуться и я стараюсь приезжать сюда каждый год. Неизменно в каждый свой приезд я посещаю особо любимые мною места в городе - порт и прилегающие к нему районы Шпайхерштадт и Хафенсити. Об этих районах и будет сегодня мой рассказ.
Начну пожалуй со Шпайхерштадта. Это невероятно впечатляющее место, улицы которого пропитаны портовой атмосферой конца 19-го века, и если бы не периодически встречающиеся припаркованные машины, можно было бы легко представить себя совсем в другой временной эпохе или скорей даже в каком то фантастическом фильме снятом в киберпанковских декорациях.
Растущие прямо из воды дома, отсутствие улиц и тротуаров и пустынность этого района погружают посетителей в довольно интересную и необычную атмосферу. Этот район может показаться немного мрачноватым но он однозначно хранит в себе особое очарование и ауру.
Шпайхерштадт (нем. - складской город) - это самый большой в мире комплекс складских помещений, построенных на сваях. Работы по строительству комплекса были начаты в 1883 году в ходе формирования гамбургского
порто-франко. Площадкой для постройки выступили два острова на Эльбе - Kehrwieder и Wandrahm. Kehrwieder в то время был населен преимущественно рабочими и ремесленниками и застроен фахверковыми домами с очень узкими улочками, настолько узкими что проезд транспорта во многие части острова был просто невозможен. Wandrahm же был населен в основном купцами и буржуазией и застроен частными домами в голландском стиле 17-18 веков. В результате планов строительства складского города на этих островах целый район города попал под снос. Были снесены более 1000 домов и принудительно выселены 20 000 человек без какой-либо компенсации за убытки.
Чтобы понять зачем нужно было сносить целый городской район и переселять такое количество людей, ради постройки складского города заглянем в историю. В 19-м веке ганзейский город Гамбург пользовался привилегией беспошлинной торговли и беспошлинной обработки прибывающих по морю со всех континентов товаров.В 1871 году был основан Германский Рейх в который вошел и Гамбург. Глава правительства рейха Отто фон Бисмарк потребовал от Гамбурга введения пошлин на импортные товары, которые действовали на остальной территории Рейха. Это ставило под угрозу финансовое благополучие Гамбурга, которое очень сильно зависело от привилегии беспошлинной торговли. После длительного спора был найден компромисс: Гамбург подписывает документ о вхождении в таможенные границы Пруссии, но при этом он оставляет себе небольшой участок порта на котором сохраняется привилегия беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Так называемый порто-франко.
В 1883 году для порто-франко была выбрана территория двух островков на Эльбе, как я писал выше, все дома и постройки находящиеся в то время на островах были снесены и люди принудительно выселены. Почему были выбраны именно эти острова для гамбургского порто-франко? Дело в том что из-за удобства их расположения и непосредственной близости к порту, эти территории были наиболее удобны для быстрой разгрузки/загрузки кораблей с минимальной затратой времени. К тому же острова были отделены друг от друга уже готовыми каналами, пригодными к передвижению грузовых судов.
В 1888 году Гамбург входит в немецкий таможенный союз и в этом же году было завершено строительство первой части Шпайхерштадта - анклава беспошлинной торговли гамбургского порта. Были построены первые несколько блоков складских помещений, реконструированы каналы, построены дороги и металлические клепаные мосты, соединившие острова с сушей. В 1888 году складской город был торжественно введен в эксплуатацию. Он должен был располагать достаточной территорией для складирования и переработки такого количества товаров, которые раньше складировались и перерабатывались на территории всего Гамбурга. Поэтому каждый квадратный метр суши был очень дорог и складские блоки строили многоэтажными. Строительство складского города продолжалось вплоть до 1927 года с перерывом во время Первой мировой войны, и последующей за ней инфляцией.
В 1927 году Шпайхерштадт был полностью готов. Его территория насчитывала 24 складских блока общей площадью около 300 000 квадратных метров. Вход с суши на территорию гамбургского порто-франко преграждали ворота, установленные на каждом мосту, связывающем складской город с Гамбургом. Доставка товаров осуществлялась кораблями по судоходным каналам внутри складского города. После разгрузки и хранения товары погружались на грузовики и поезда для дальнейшей транспортировки в Европу. Преимущественно в Шпайхерштадте хранились колониальные товары такие как чай, кофе и специи, которые здесь же перерабатывались и упаковывались. Помимо складов в Шпайхерштадте располагались так же конторы складских и торговых фирм.
Нашел в википедии очень наглядную картинку Шпайшерштадта в разрезе по состоянию на 1888 год. (картинку можно увеличить, кликнув по ней. Источник: Википедия)
Шпайхерштадт сильно пострадал во время воздушных бомбардировок в период Второй мировой войны. Было уничтожено 50% складского города. После войны уцелевшие складские блоки восстановили а на месте разрушенных были построенные новые, выполненные в современном стиле но гармонично вписавшиеся в общую картину складского города.
Переход морской торговли на контейнерную систему в 1950-хх годах изменил структуру складской логистики и облик порта. Торговля небольшими партиями товара не выдержала конкуренции с массовой торговлей и наступлением контейнеров. Каналы стали слишком малы для контейнеровозов с большой осадкой и они перестали заходить в этот район порта. Такие товары, как кофе, чай и специи стали перевозиться также в контейнерах, складирование товаров стало затратным для массовой торговли и предприятия размещающиеся в складском городе вынуждены были плавно сворачивать свою деятельность.
В 1980-х годах Шпайхерштадт перепрофилируется на складирование и торговлю коврами из Ближнего и Среднего Востока, став самым большим в мире комплексом в этой сфере.
В 1991 году полностью вся территория Шпайхерштадта была признана историческим памятником и попала под защиту закона об охране исторических памятников. С тех пор любые кардинальные изменения облика этого района и складских помещений запрещены.
На сегодняшний день в Шпайхерштадте размещается большое количество музеев и аттракционов.
Привожу план складского города с указанием всех складских блоков и основных достопримечательностей размещенных в них: (источник:
http://hhla.de)
Под конец моего рассказа об этом впечатляющем месте стоит добавить, что Шпайхерштадт особенно впечатляет в ночной подсветке. К сожалению в этом году я побывал в ночном Шпайхерштадте уже после отключения подсветки, которую отключают в 11 вечера. Несколько фоток ночного Шпайхерштадта без подсветки можно посмотреть в моем предыдущем посте о ночном Гамбурге
тут. А представить как выглядит все это великолепие с подсветкой можно по следующей фотографии:
Автор: Thomas Wolf (www.foto-tw.de)
В непосредственной близости от Шпайхерштадта находиться еще один весьма достопримечательный район Гамбурга - Хафенсити, о котором продолжение моего рассказа.
История его возникновения связана с началом контейнерных перевозок в 50-х годах, когда эта часть порта стала терять свое значение по причине перехода морской торговли на огромные контейнеровозы с большой осадкой, которые не могли заходить в этот район Эльбы. В начале 90-х в Гамбурге задумались над судьбой этой части порта, которая была фактически заброшена и безнадежно устарела. Было решено продать эту территорию и на вырученные деньги построить современный контейнерный терминал в другой части порта. А на этом месте возвести новый район - Хафенсити (Hafencity - портовый сити).
Хафенсити - это самый крупный и современный в Европе градостроительный проект. На территории 157 гектаров создается полностью с нуля целый городской район в футуристическом стиле, который будет вмещать в себе около 6000 квартир, служебные помещения и офисы с более чем 45 000 новых рабочих мест, парковки, променад, порт для приема круизных лайнеров, торговые точки и культурно-развлекательные комплексы. Также в Хафенсити идет строительство нового университета и к этому району прокладывается новая ветка метро U4.
Решение о строительстве Хафенсити было принято в 1997 году и в 2003 году были начаты первые работы по сносу устаревшей портовой инфраструктуры и расчистке места для "города будущего". Полностью закончить проект футуристического города планируется к 2025 году. При этом часть типичной для порта инфраструктуры будет сохранена и органично вписана в архитектурный ландшафт нового района.
Над обликом нового района работают многие знаменитые архитекторы, такие как Ричард Мейер, Дэвид Чипперфильд, Заха Хадид, Рем Коольхаас и другие. Им дана довольно большая свобода творчества для реализации самых фантастических идей. Самая знаменитая будущая достопримечательность Хафенсити - строящаяся Филармония на Эльбе. Это 110 метровое здание со стеклянным куполом в виде волны вместит в себе два концертных зала, шикарный отель и жилые апартаменты. Торжественное открытие филармонии запланировано на 2013 год.
Филармония на Эльбе в окружении кранов и часть уже полностью завершенного жилого квартала Хафенсити:
Весь проект строиться по самым современным энергосберегающим технологиям с минимальными выбросами СО2 в атмосферу и использованием возобновляемых источников энергии в энергообеспечении района. Нетрудно догадаться что это будет "элитный" район города, покупку недвижимости в котором себе смогут позволить лишь очень богатые люди. Стоимость квадратного метра жилья в Хафенсити на сегодняшний день достигает 10 тысяч евро.
Распределение площади "города будущего" планируется следующим:
- жилые дома - 30%
- недвижимость комерческого значения - 50%
- площади, улицы, парки, объекты культуры и науки - 20%
К объектам науки относится строящийся "Портовый университет" (HafenCity Universität), открытие которого запланировано в 2013 году и в котором будут изучаться все аспекты развития современного мегаполиса, начиная архитектурой и заканчивая социальными науками и культурой.
Впервые я посетил этот район еще в 2008 году, живя в Гамбурге. На то время он представлял собою одну огромную стройку. С тех пор я бываю там почти каждый год и наблюдаю как быстро строится и преображается его территория. Давайте прогуляемся по уже построенным улочкам этого футуристического района и посмотрим как он выглядит взглядом обычного прохожего.
Когда гуляешь по улицам Хафенсити не покидает ощущения путешествия в будущее. Наверное именно так я представлял себе города будущего, будучи подростком и зачитываясь научной фантастикой.
В футуристическую архитектуру очень удачно вписаны элементы портовой инфраструктуры:
В Хафенсити находиться большущее колесо обозрения, с которого можно посмотреть на Хафенсити и панораму Гамбурга с высоты птичьего полета:
Справа на фото уже полностью готовый район, слева территория, которая еще будет застраиваться в ближайшие годы:
На сегодняшний день полностью построены 43 архитектурных проекта Хафенсити, еще 35 проектов запланированы к строительству на ближайшие годы. С колеса обозрения видно много пустырей, где в ближайшем будущем вырастут новые поражающие воображение современные дома.
И под конец парочка фотографий панорамы Гамбурга:
По устоявшейся традиции я и дальше планирую раз в год посещать Гамбург и буду внимательно следить за развитием Хафенсити, о чем непременно буду рассказывать на страницах своего блога.
Источники используемые при подготовки статьи:
http://hhla.de/ - сайт предприятия "Hamburger Hafen und Logistik AG "
http://de.wikipedia.org/wiki/Speicherstadthttp://www.hafencity.comhttp://www.germania-online.ru