Мясо, курица или рыба?

Apr 27, 2016 12:00

Работа бортпроводника, как нам кажется, состоит в том, чтобы приветствовать нас на борту очаровательной улыбкой, накормить от пуза и, по мере надобности, развлекать во время полета. Все так, да не так. Сервис, несомненно, очень важная составляющая имиджа любой современной авиакомпании. Но ни в какое сравнение не идет с возможностью обеспечения безопасности. Наша психология такова, что даже малейшая неприятность на борту самолета приводит к состоянию паники. А уж если, не дай бог, случится что-то вовсе экстраординарное, то пассажирам будет совершенно все равно: эвакуировались они с борта с курицей в желудке или с рыбой.

И вот для того, чтобы сохранить жизни и здоровье пассажиров в экстренном случае и придуманы бортпроводники. Это если на самом деле. Неделей раньше мне удалось познакомиться с тем, как их обучает компания "Аэрофлот". Конечно, обучение сервисным технологиям тоже предусмотрено в программе подготовки. Но мы сейчас уделим особое внимание вопросам безопасности.

У "Аэрофлота" для этого есть абсолютно все.
18-й Учебно-тренировочный отряд (УТО) был образован в 1965 году, а в 1981 его переименовали в ЦПАП - Центр подготовки авиационного персонала, сейчас первая буква сменилась на Д - департамент. Новый учебный центр стал базой подготовки кадров для быстроразвивающихся международных воздушных линий.Общая площадь - 5525 кв. м. Более 15 000 обучающихся ежегодно.



В собственной школе Аэрофлота наличествует даже отдельный, полнофункциональный, летный тренажер для бортпроводников. Мы привыкли, что такие сложные конструкции используются только при подготовке летного состава, но нет.
На тренажере имитируется движение самолета Ил-96 при полете в турбулентной атмосфере, экстренное снижение, «грубая» посадка с разрушением носовой стойки шасси. Трехстепенная гидравлическая система подвижности (СП) предназначенная для кабины тренажера массой до 15000 кг, не имеет аналогов в России. Тренажер для бортпроводников тоже имитирует движение самолета С его помощью можно понять, как ВС будет вести себя в условиях турбулентности, при экстренном снижении, «грубой» посадке с разрушением носовой стойки шасси. Он один единственный такой на всю Россию. В других местах бортпроводников так не "балуют". Предвижу массу вопросов относительно типа. Во-первых, тренажер разрабатывался 10 лет назад, в другой реальности, во-вторых, главное - ощущения команды и пассажиров, а они сохраняются вне зависимости от типа.

Сейчас я попробую рассказать вам, как проходит подготовка. Технологии очень сложные, все действие, каждое движение отрабатываются с точностью - всего не передать.

Мы приехали в департамент подготовки летного персонала, который находится рядом с аэропортом"Шереметьево". Это целый комплекс зданий и сооружений. Постоянно строится что-то новое: центр растет и развивается, постоянно проходя сертификацию не только российских, но и международных авиационных властей. Потому что в авиации сложно что? В авиации, конечно, сложно всё, но с точки зрения организации любых процессов, сложно то, что каждый "чих" должен быть миллион раз согласован и утвержден на всех уровнях. И подготовка персонала, естественно, тоже. Помимо бортпроводников, здесь обучаются и пилоты, и инженеры. Но о них в какой-нибудь другой раз. Сегодня посмотрим фотографии очаровательных стюардесс в купальниках :)



2. Сразу очень страшно. Первым делом нам демонстрируют, что происходит, если на борту возникает пожар. Как обнаружить возгорание, как попытаться его ликвидировать. Выглядит реально жутковато - огонь совершенно настоящий. На большинстве других тренажеров пламя имитируется. Здесь все по-настоящему!


3. Вот так придется тушить тележку с едой. И уже на этом месте любому пассажиру станет абсолютно безразлично, горят мясо, курица или рыба...


4. Тушение багажной полки.


5.Выдыхаем, страсти-мордасти для нас закончились - идем в зал, чтобы посмотреть, что делать, когда пожар уже ликвидирован. Тренажерный зал позволяет изучить, как действовать и как эвакуировать пассажиров в случае разных чрезвычайных ситуаций, когда самолет летит над сушей и будет совершена аварийная посадка в самом ближайшем аэропорту.


6. Сначала - подробный инструктаж. Изучаем авиационно-спасательное оборудование в теории.


7. Тот самый тренажер на базе Ил-96. Часть макета лайнера. Тренажер оборудован системой имитации различных кризисных ситуаций. Вместо иллюминаторов - мониторы, на которых может отображаться ситуация реального чрезвычайного происшествия, а система движения будет имитировать крены самолета. Тренажер разработан и построен на ВАСО. Что на мой взгляд очень круто!


8. Тренажер открывания дверей. Узнаете тип?


9. Инструктор рассказывает, как правильно открывать дверь. В разных самолетах этот процесс-организован по-своему. Количество тренажеров соответствует количеству типов ВС, эксплуатируемых авиакомпанией. Даже дверь от МС-21 уже есть, но ее еще  не установили.


10. Основная дверь и аварийный люк.


11. Кабина пилотов. Этот тренажер нужен для отработки эвакуации через кабину не только для летного состава, но и пассажиров, если возникнет необходимость. Обратите внимание, что в правой чашке находится манекен ребенка. Манекены полновесные для лучшей иммитации реальных событий. Пилоты и те, кто покидает самолет через их кабину, будут спускаться по канату


12. Тренажер Ил-96 не подразумевает отработки аварийной эвакуации.Здесь бортпроводники могут потренироваться, как оказывать помощь пилотам в случае нештатных ситуаций.


13. Поднимемся на борт, посмотрим, как проходит процесс подготовки, как вести себя в разных аварийных ситуациях. Специально для нас самолет подготовили к демонстрации.


14. Инструктаж для бортпроводников. Отрабатываем аварийное приземление в случае пожара на борту.


15. Командир ВС сообщил, что через 30 минут самолет приземлится в ближайшем аэропорту. Старший БП собирает команду и дает распоряжения, кто чем будет заниматься. Синхронизиют часы.


16. Старший бортпроводник строго по инструкции объявляет пассажирам о внештатной ситуации на борту и по пунктам рассказывает, как себя вести.


17. Чтобы задние ряды лучше видели инструктаж, БП забираются повыше.


18. Пассажиров с этих кресел просят пересесть на другие места или идти в конец салона для наблюдения за процедурой.


19. Правильная позиция при аварийной посадке: колени сдвинуты, ноги расставлены, голову опустить и прикрыть руками. Если у вас на коленях ребенок - прикрыть его собой, прижав к себе.


20. Теоретическая часть окончена - будем пробовать взлетать. Люки задраены, салон герметизиван.


21. Трясет, однако. Ощущения совершенно реалистичные: нас швыряло, болтало и в конце приложило об полосу. Стремно, блин.

22. Отрабатываем покидание салона через аварийные люки. Все команды БП проговаривают так, как будто все происходит по-всамделешному. Звучит убедительно.


23. Разбуди внутреннего ребенка - покатайся по трапу :) На самом деле, это важнейшая часть эвакуации. От четкости выполнения распоряжений БП зависят жизнь и здоровье вас и других пассажиров.


24. Внизу обязательно подстрахуют БП либо пассажиры-волонтеры.


25. При спуске с трапа ни в коем случае нельзя дотрагиваться до него руками - можно получить травмы и даже ожоги. Как спускаться нельзя - смотрите у fotografersha.


26. Как можно скорее уходим от борта! В сторону!


27. Все спасены, остался Артем Каширин. Наверно будет снимать в процессе эвакуации.


28. Хорошо поработали. Заслуженный релакс в зимнем саду и идем наслаждаться видами стюардесс в купальнике.


29. Хотя, конечно,  если самолет будет садиться на воду, то пассажиров будут интересовать не столько стройные ноги бортпроводников и купальники, сколько их профессиональная подготовка. И чтобы не было разочарования в этом вопросе, в школе предусмотрен специальный бассейн, где отрабатывается порядок действий в соответствующей ситуации. Он огромный!


30. В случае приводнения эвакуация обеспечивается за счет специального плота и/или тех самых трапов, по которым пассажиры покидали самолет.
К сожалению, нам не показали, а мы забыли спросить, как отделяются трапы.


31. Плот выглядит так.


32. Как только произведена эвакуация и пассажиры размещены в плавсредстве, надо как можно быстрее уплыть от потерпевшего крушение борта.
Гребите!!!


33.Растягиваем защитный тент


34. Он помогает при сложных метеоусловиях: палящего солнца, дождя или холода, а также привлекает внимание поисково-спасательных служб.


35. Человек за бортом!


36. Отрабатывают навыки спасения пассажиров на воде. Настроение хорошее!


37. Если вы видите плот - гребите к нему изо всех сил. Если по каким-то причинам плота нет - группируйтесь с другими пассажирами и привлекайте к себе внимание.


38. Можно вот так поплескаться в воде. Главное быть замеченным - тогда вас спасут. И не важно, сколько баллов вы получили бы у жюри на соревнованиях по  синхронному плаванью.


39. Вернемся к теории. Каждый плот оборудован НАЗ. Изучаем состав. Что вы считаете самым важным?


40. И еще угадаечка: это что?


41. Мы прекрасно провели время и получили много ценных навыков в залах для подготовки бортпроводников. Но это далеко не все, чем может удивить учебный центр. На обратном пути мы смогли мельком увидеть тренажеры для пилотов. А подробнее о них нам пообещали рассказать в ходе следующего визита. Товарищи пилоты, а что интереснее: летать на тренажере или плескаться в бассейне со стюардессами?


42. Это не космический корабль, а угадайте что.


43. И это тоже не космический корабль. Это тренажер МС-21. Скоро Аэрофлот обогатит свой парк этим типом. Как никак основной заказчик.


44. А это, думаю, уже понятно что.


Вот такая история!

Большое спасибо пресс-службе авиакомпании "Аэрофлот" за возможность побывать здесь, а также всем сотрудникам и студентам Департамента подготовки авиационного персонала. Это было здорово!

Аэрофлот, самолет, фото

Previous post Next post
Up