Морские чайки Аргентины

Sep 13, 2017 10:00

Военно-морские силы Аргентины (Armada Argentina) в тридцатые годы имели на вооружении 30 000 тонные линкоры ARA "Rivadavia" и ARA "Moreno", а также современные по тем временам крейсеры водоизмещением 9 000 тонн - ARA "25 de Mayo" и ARA "Almirante Brown". Все четверка кораблей стандартно оснащалась гидропланами. Поскольку два крейсера были сконструированы и построены в Италии, они оснащались катапультой под бипланы Воут (Vought O2U), тогда как линкоры спускали на воду свои Фейри (FaireyIIIF/IV Seal) при помощи крана.



Аргентийский Сигал (он же Валрус), 1940 год

Уже после первых серьезных испытаний аргентинцы четко осознали, что нуждаются в гидросамолете, имевшим возможности по корректировке артиллерийского огня кораблей и по разведывательным полетам. Начиная с 1936 года они начали подбирать на рынке гидроавиации наиболее подходящие им по характеристикам машины. Наконец они остановили свой выбор на Груммане (Grumman G.20 - экспортная версия знаменитого JF-2 Duck) - считалось, что эта машина по совокупности характеристик заметно превосходит Супермарин (Supermarine Seagull).

Шанc для Валруса (Walrus)

В том же 1936 году штаб Военно-морской авиации Аргентины подписывает контракт с Виккерс-Армстронг (Vickers-Armstrong) на строительство легкого крейсера водоизмещением 7800 тонн. В первоначальных проектах этого корабля была расположенная между двух труб катапульта с двумя самолетами Валрус, и именно поэтому Дирекция Военно-Морской Авиации одобрила закупку двух экземпляров такого самолета-амфибии (названного в документах Сигал - Seagull Type 315). Первый предназначавшийся Аргентине самолет, впервые поднялся в небо 25 апреля 1938 года - как самолет, заказанный Аргентиной, он был оснащен двигателем Бристоль (Bristol Pegasus VI) и 5 января 1939 года был принят на вооружение установкой на катапульту нового крейсера ARA "La Argentina", на которой он совершил переход на военно-морскую базу Пуэрто Белграно (Puerto Belgranpo).



М-О-9 на борту крейсера ARA "La Argentina"

Официально называемые Сигал V (Seagull V), оба самолета были приписаны Морской Эскадре (Escuadra de Mar) и получили военные обозначения М-О-9 и М-О-10. Когда позже проводилась реорганизация военно-морской авиации, был закреплено прямое подчинение этих двух Сигалов непосредственно командиру эскадры. Когда самолеты не находились на борту крейсера, они стояли на базе Пуэрото Белграно, на том самом аэродроме, с которого производили вылеты JF-2, а также Супермарины (Supernarine Southampton III) и Консолидейтеды (Consolidated P2Y Ranger), но при этом использовать гидросамолеты с ARA "La Argentina" разрешалось лишь в целях обучения персонала. Надо, однако, отметить, что Сигалы иногда ставили и на другие корабли эскадры.



М-О-2 на базе Пуэрто Белграно, начало 40-х годов

Вполне понятно, что, будучи абсолютно новыми машинами, Сигалы довольно часто попадали в аварии. Так, в начале 1940 года. М-О-10 был отправлен на капремонт после всего двадцати одного летного часа, а отсутствие на кораблях ангаров или бассейнов с пресной водой для хранения самолетов приводило к преждевременной коррозии аргентинских машин. Вскоре, в основном для решения проблемы с запасными частями, были проведены испытания по замене двигателя Валруса на новый Пратт-Уитни (Pratt @ Whitney Hornet) мощностью 750 лошадиных сил, оснащенный трехлопастным винтом. Однако, потому что во-первых, это оказалось не выгодно с экономической точки зрения, а во-вторых, характеристики самолета с новым двигателем заметно не улучшились, он такой идеи замены отказались.

Новые Валрусы

После окончания Второй Мировой Войны военно-морские силы Аргентины получили возможность переоснастить свою авиацию. Основываясь на том, что Сигалы вскоре перейдут в разряд анахронизмов, Дирекция приняла решение оснастить авиацию пятнадцатью новыми Супермаринами (Supermarine Sea Otter) с двигателем Бристоль (Bristol Mercuty).



2-О-30 на катапульте крейсера ARA "La Argentina"

Изначально самолеты должны были приобретаться в расчете три штуки на один корабль эскадры (имеются в виду линкоры и крейсера), но в конечном итоге было согласовано приобретение 22 Sea Otter и... восьмерки Валрусов Mk.I, предназначенных специально для ARA "La Argentina", катапульта которого не предназначалась для запуска никаких других типов и марок самолетов. В любом случае, британское правительство заблокировало сделку, и аргентинцы приобрели 32 Груммана (Grumman J2F-4/5/6 Duck).



0223/М-О-4 на базе Ушуайя, февраль 1949 года

Наконец, в середине 1946 года, военно-морской авиации Аргентины удалось подписать контракт на восемь Валрусов общей стоимостью 48 000 фунтов стерлингов. Самолеты эти стали частью партии в десять машин, предоставленных компанией Виккерс-Арстронг. Идеи переоснастить их двигателями Меркури (Mercury) была отброшена одновременно с
аннулированием сделки по приобретению Супермаринов, а Валрусы должны были быть поставлены без радиооборудования и вооружения. Британцы перегнали самолеты на аэродром Истли (Eastleigh), где они были приведены в полное соответствие контрактным условиям, а затем капитан-лейтенант Гаита (Guaita) и капитан третьего ранга Корбетта (Corbetta) начали полетные испытания машин. Два первых Валруса были своим ходом переправлены в Гринвич, где погружены на борт крейсера ARA "La Argentina" 9 октября 1946 года. Остальные шесть машин были отправлены в Аргентину торговыми судами в 1947 году.

Карьера аргентинских Валрусов



0222/2-О-24 на антарктической базе Десепшн 1946/1947 годы. На заднем плане - транспортник "Patagonia"

Послевоенное приобретение Валрусов произошло в то самое время, когда создавалась разведывательная эскадрилья, командование которой принимал непосредственно командующий флотом открытого моря. Эта часть в итоге получила один Сигал V и восемь Валрусов Mk.I. Еще один Сигал был потерян в следствии летного происшествия, а Валрусы получили номера с 0221/М-О-2 по 0228/М-О-9. Все машины этой разведчасти единственными могли производить вылеты с борта крейсера ARA "La Argentina", а потому главной задачей было поддержание в летном состоянии хотя бы трех таких машин, в то время как остальные находились в перманентном ремонте или вообще каннибализировались.

Запомнились Валрусы главным образом своим участием в Антарктической Кампании 1946-1947 годов, когда размещенный на транспортном судне ВМФ Аргентины "Patagonia" Валрус 0222/2-О-24 был доставлен к арктической базе Десепшн (Deception, это остров, на котором расположена английская научная станция - прим.переводчика), с которой он совершил в общей сложности 14 вылетов с научными целями. Полеты проходили с 22 января по 29 марта 1947 года, и старенький Валрус показал себя довольно крепкой машиной, способной хорошо переносить взлеты и посадки в полыньях с большим количеством битого льда. В феврале 1948 года антарктический рейд был повторен, и на этот раз в нем участвовали Валусы 0222/М-О-3 и 0223/М-О-4 с крейсеров ARA "25 de Mayo" и ARA "Almirante Brown" соответственно. Выполнявшие задания по полетам в антарктических широтах, эти машины вскоре были заменены на Грумманы (Grumman JRF) и Консолидейтеды (Consolidated PBY Canso).




Два вида на крейсер ARA "La Argentina" с Валрусом на борту

Не смотря на все усилия технического персонала эскадрильи, старенькие Валрусы не могли больше выполнять задания по разведке, и все полеты подобного типа были переданы самолетами Грумман (Grumman J2F Duck). К пятидесятым годам все упоминания о Валрусах сошли на нет, и лишь 0221/2-О-1 продолжал полеты еще в течение нескольких лет, пока не был окончательно списан 4 ноября 1958 года...

JORGE FELIX NUNEZ PADIN
Перевод avianikitoss и alexww1

КОНЕЦ

аргентина, supermarine, авиация

Previous post Next post
Up