Як-15. Альтернативы нет. 2004 год

Dec 21, 2013 10:00

Историческая справка

Як-15 был первым реактивных истребителей Советского Союза, официально принятым на вооружение после окончания Второй мировой войны. Разработка самолета началась еще в феврале 1945 года. В основе нового истребителя лежал хорошо знакомый летчиками и освоенный в производстве Як-3, поршневой двигатель которого заменили на реактивный РД-10 (он же Юнкерс Юмо-004, отсюда и встречающиеся иногда другие названия этого самолета - Як-Юмо, Як-РД). Ни оборудование кабины, ни конструкция фюзеляжа не претерпели изменений, что позволило летчикам в кратчайший период освоить новый самолет.




Первый полет самолет осуществил лишь на несколько часов позже МиГ-9, 24 апреля, а уже 5 октября 1946 года в воздух поднялся первый серийный экземпляр, построенный на заводе в Тбилиси. Всего за годы производства было выпущено 280 самолетов, последний из которых сошел с конвейера в 1947 году. Основной ролью этого истребителя было переучивание летчиков на новое поколение самолетов; также именно на Як-15 впервые были продемонстрированы элементы высшего пилотажа на реактивной машине.
Самолет получил в НАТО кодовое обозначение “Feather”.



Модель

На моей памяти моделей Як-15 всего две. Первую я собирал очень давно, но незабываемые впечатления от нее врезались в память на всю жизнь. Очень мне понравился красный Як (тогда я еще не знал, что это пилотажная группа Савицкого) на коробке «Восточного Экспресса». Модель была немедленно приобретена, и… В общем на этом мое знакомство с Як-15 было отложено лет на пять. И вот недавно наконец-то увидел что-то более менее божеское - модель от Амодела. А поскольку сейчас меня обуревает идея поставить на полку всю линейку реданных реактивов, я приобрел сей экземпляр. Итак, коробка стала уже традиционной для Амодел - ни лучше и не хуже предыдущих. Общее представление о модели рисунок конечно дает, но в сравнении с другими производителями хочется большего… Впрочем, коробке - элемент субъективный. Функцию свою (сберечь литники, инструкцию и декали), она выполняет на отлично, историей не балует, но и не замалчивает… анонсы других моделей дает - и то хорошо. Рисунок на лицевой стороне - от вольного, да еще и пропорции искажены, пушки переразмерены, а номер напротив, уменьшен.




Варианты окраски, дающиеся в инструкции, новизной не поражают. Их всего два - первый, это «пилотажная группа генерала Е.Я.Савицкого, 1947 год». Тот самый самолетик красного цвета с белыми контурами звезд. Вообще-то выступал на нем Савицкий на день авиации 1948 года, а в состав группы помимо него входили также П.Середа, Н.Храмов, В.Ефремов и П.Соловьев. Так что еще непонятно, чья машина прелагается к моделированию. Второй вариант - серийный самолет из неизвестной строевой части конца 40-х годов. Судя по бортовому номеру («89 желтая») это Як-15 опытной серии, взлетевшей в конце 1946 года. Но в этом случае номер на декали переразмерен, звезды маловаты, а на хвосте не белая «I», а желтая «Т». Ну и нос в этом варианте красный, а не зеленый. Для интересующихся - ссылка на «Палитру крыла», где и был найден этот вариант.





Хотя, если быть до конца откровенным, вариант этот неправильный. В журнале «Авиация и время» №6/2002 была статья про первые реактивные яки. Так вот - там есть фотография этого самолета - и никакого двухцветного камуфляжа на нем нет. Да и по советским стандартам 1946 года он должен быть одноцветный - серо-голубой.
Декали не представляют собой ничего выдающегося - напечатаны на обычной белой подложке, хотя можно было бы и на голубом фоне сделать, белые звезды на белой бумаге различимы откровенно плохо. Напрочь отсутствует техничка - а ведь на прародителе (Як-3) она была…




Пластик все тот же - чрезвычайно толстый и грубый. Детали с литников надо спиливать лобзиком. Честно сказать, сам литник даже кусачки берут не всегда - настолько он толстый и прочный. Отливка конечно же грубоватая (не Тамия все-таки, ЛНД), но при наличие опыта работы со шкуркой и шпаклевкой можно из него получить вполне приличный результат. Мелочевку всю, конечно же, желательно изготовить заново - благо масса подходящих материалов всегда есть в запасниках моделиста.
Детали модели неплохо ложатся в чертежи, опубликованные в МК, №11/1983. С учетом того, что чертежи напечатаны в 50-м масштабе, а при переводе в 72-й погрешность неизбежна, можно смело утверждать, что совпадение практически 100%-е, упрощения видны лишь в расшивке.





Сборка

Начинаем с кабины пилота. Для 72-го масштаба этот узел дан достаточно подробно - есть и боковины кабины, и приборная панель, и даже педали и ручка управления. Вопрос в другом - это все надо просто-таки выгрызать из литниковых рамок. Сделать это можно только при помощи лобзика…Зато если добавить привязные ремни к пилотскому креслу, получится очень даже неплохой интерьерчик…Для 72-го масштаба неплохой… Ну и толщина пластика конечно непомерна - тут правда ничего не поделать, такова технология. И еще о кресле - оно значительно переразмерено и на свои места влезает с большим трудом. Подогнать его надо насухую перед монтажом кабины пилота, в противном случае вы будете обречены на стачивание верха кресла уже на фюзеляже в сборе, что, согласитесь, на порядок труднее..





Собрав кабину, не забудьте о полочке с радиостанцией прямо за креслом пилота (по уму радиостанцию надо аккуратно отрезать, затем окрасить обе детали, а затем собрать их, но я решил не заморачиваться - масштаб то маленький), а также о двигателе, он собирается отдельно и вклеивается в модель целиком. Честноговоря, особой необходимости в нем нет, можно просто установить на свои законные места конус рассекателя воздухозаборника и сопло. В целом на этой стадии сборки модель как две капли воды похожа на Як-17, это и не удивительно, поскольку модели в принципе одинаковые, разница в шасси и форме киля. Если вы все же ставите двигатель «в сборе», обратите внимание на расположение конуса рассекателя воздухозаборника - он норовит завернуться вверх, а для того, чтобы расположить его по центру, необходимо наконечник отрезать, а затем вклеить уже после монтажа фюзеляжа.
Половинки фюзеляжа стыкуются в целом приемлемо, однако совсем без шпаклевки вам не обойтись - шов сверху за кабиной требует дополнительной обработки, она же потребуется и фронтальному воздухозаборнику.
Пока склеенный фюзеляж сохнет, можно углубить расшивку на крыльях - ее там практически невидно, если грунт и краска закроют те неглубокие и местами волнистые линии, что нанесены на крыльях, то модель превратиться в игрушку. Углубив их, можно придать модели больший реализм. Можно еще накатать клепку по крыльям и фюзеляжу, но лично у меня для этого банально не нашлось инструмента. Что ж, придется затовариваться на МКСМ…
При сборке крыльев вылезает один неприятный момент - стойки шасси устанавливаются до сборки половинок крыла. Это неудобно - проще и легче установить их на звершающем этапе монтажа. Сами половинки непомерно толстые, требуют значительного стачивания внутренних кромок. Кроме того, много шпаклевки потребуется для швов соединения верхней и нижней половин крыла.




Самым сложным моментом в модели является установка крыльев - щели при монтаже достигают 2.5 мм. Одной шпаклевкой тут не обойтись - придется еще и литники растягивать, чтобы заполнить ими столь гигантские проемы. Ну и конечно же все «по кругу» подлежит очень обильному шпаклеванию.
Кстати - на фюзеляже имеются утяжины - две справа и слева на носу, и по одной на каждом зализе крыла - все это надо тщательно шпаклевать и обрабатывать, поскольку внешний вид модели они могут испортить значительно.
Еще одна крупная проблема - кольцо сопла, так называемый редан. Он встает на место с жутчайшим скрипом. Мало того - его диаметр чуть меньше, чем диаметр двигателя. Вот куда нужно потратить оставшиеся полведра шпаклевки! Зато итоговый результат, при надлежащем подходе и умении конечно, не может не радовать.
В общей сложности на «ошкуривательно-полировочные работы» ушел целый уикэнд. После этого отдельно были обработаны стойки и створки шасси (створки я переделывать не стал исключительно из-за природной лени, хотя надо бы - не бронелисты же там в самом деле были). Пушки я сразу отправил в мусор, туда же добавил и колеса. Хвостовую стойку сделал сам, а основные колеса приобрел у «Экипажа».





Покрасил я модель согласно советскому стандарту - в однотонный серо-голубой цвет. Как ни хотелось мне разноцветный Як - против истины я не пошел…
На окрашенную модель установил колеса, створки пушки, после чего модель задул полуматовым лаком от «Акана». По его высыханию перевел обрезанные по контуру декали (обрезать надо обязательно, иначе колоссальных размеров подложка сведет на нет все ваши усилия по монтажу), после чего покрыл модель вторым слоем лака. Трубку ПВД сделал из иголки от шприца и установил на штатное место уже после окончательной сборки.
Кстати - о декалях. Звезды перевелись великолепно, цвет не изменяли, форму приняли легко. А вот бортовой номер… Белого цвета под желтой краской не оказалось, и номер «посерел»…видимо на будущее придется подбирать его из других декалей либо изготавливать самостоятельно.







В итоге

получилась очень неплохая модель, соответствующая прототипу на порядок большего тех дров, что лежат в коробке «Восточного экспресса». Правда собрать ее без потери качества удастся не каждому, поскольку модель требует тщательности и терпения, без которых за нее лучше не браться. Но в любом случае, для моей линейки реданных самолетов Як-15 от АМодела подходит полностью. При умелом подходе эта модель доставит вам удовольствие.







А вот классические таблицы, которые я привожу всегда в конце своей статьи:





Приведенная статья была полностью написана в 2004 году. Я привел ее здесь без изменений и купюр. Сама модель до сих пор находится в моей коллекции и ждет замены на 48-й масштаб.

яковлев, amodel

Previous post Next post
Up