16 ИЮЛЯ
Бомбардировка Пуэрто Кортеса, находящегося на территории Гондураса, была назначена на 4.30, но пара Мустангов F-51D столкнулась в Илопанго на взлетной полосе номер 33, не смотря на их активные попытки увернутся друг от друга. В результате самолеты уткнулись носами в землю по диагонали друг от друга, повредив крылья и погнув воздушные винты. У одной из машин был также смят капот двигателя. Задание было, конечно же, отменено, но, к счастью, через 48 часов самолеты удалось восстановить.
P-51D FAS-409
Утром гондурасцы отправили группу самолетов С-47 доставить наземные войска из Тегусигальпы в Санта-Розу-до-Копан (северный фронт) с целью усилить свою группировку. Весь путь, как и место посадки, прикрывали Корсары F4U-4, а границы этой зоны находились в ведении Цессн U-17A и 180.
Тем временем, два сальвадорских Корсара атакуют Новый Окотепек, а С-47 бомбят ближайшую к городу возвышенность, вынуждая гондурасцев покинуть ее. После этого доминирующая высота занимается сальвадорскими войсками.
Линию фронта весь день атакуют гондурасские Корсары и Т-28, но многочисленные их заявления о победах сальвадорцами не подтверждаются и получается, что за весь день гондурасские пилоты не сбили ни одной вражеской машины.
Цветное фото P-51D FAS-409
Вообще, наибольшую активность FAH проявляют на участке Эль Аматильо, на юге, где вылеты Корсаров начались уже в пять утра, а в семь они были поддержаны Т-28 из Токонтина. В этот день Капитан Сото и майор Колиндрес (Colindres) на своих Корсарах уничтожили 105-мм гаубицу.
Сальвадорцы старались ввести противника в заблуждение, заявляя о захвате острова Амапала (Amapala), но на деле они лишь проводили его массированные бомбардировки, а защищала Амапалу гондурасская армия. Вылетевшие из Токонтина Корсары были вынуждены сделать крюк, пройдя над островом и убедившись, что сальвадорцев там нет, и только после этого идти на Эль Аматильо и сбрасывать там свои бомбы. Во время одной из таких атак капитан Франсиско Сепеда (Francisco Zepeda) на своем F4U-5 атаковал вражескую колонну и вывел из строя два грузовика, повредив еще два. Его Корсар получил несколько пулевых пробоин, но благополучно ушел на свой аэродром.
Военная фотография FAS-401
Вообще 16 июля стало первым днем применения так называемых "ананасовых бомб" (Piñas), которые подвешивались по десять штук на каждый Т-28. В этот день капитан FAH Эдгардо Акоста (Edgardo Acosta) на таком самолете вступил в схватку с сальвадорской машиной, но единственное, что смог сделать, так это сбросить все свои десять бомб для облегчения Т-28, лишив себя, таким образом, возможности выполнить задание.
В течение 16 июля два гондурасских АТ-6С принимали участие в поддержке наземных войск в районе Эль Аматильо, сбросив с высоты 5000 футов шесть тридцатифунтовых бомб, и лишь после этого начав пулеметный огонь.
17 ИЮЛЯ, ПОБЕДЫ ФЕРНАНДО СОТО
Самолет Фернандо Сото
В этот день, управляемые капитанами Сото и Сепедой (Zepeda) самолеты FAH уничтожили в районе Нового Окотепека один джип и два бронеавтомобиля противника, использовав "ананасовые бомбы" и ракеты 2,25 дюйма. После этого в 11.30 Сальвадор отправляет пару F-51D на поддержку 11-го пехотного батальона Давида Исаака Гуцмана (David Isaac Guzman), который все утро находился под непрерывным огнем гондурасской авиации. Происходило это на территории Сальвадора, но совсем не далеко от границы. В ответ, в 11.55 гондурасцы выслали три Корсара, которые пилотировали капитаны Сото (FAH-609), Акоста и Сепеда. Последний вынужден был прервать выполнение задания по причине отказа бортового вооружения. Выстрелив один раз его пушки заклинило и он направился домой под атаками одного из вражеских Мустангов.
В это время к атакам присоединился F-51 FAS-404 капитана Валеры, а гондурасский Корсар Сепеды с постоянным снижением продолжал путь к своей базе, отвечая на запросы с земли, что он "находится юго-восточнее Эль Аматильо, и его преследуют вражеские Мустанги". Вскоре Фернандо замечает в небе F4U-5, которого атакуют Мустанги. Сото выполняет крутой разворот и вступает в схватку.
Мустанги быстро разделяются - один из них пытается уйти курсом на Тихий океан, на залив Фонсека (Fonseca), и начинает набирать высоту. Сото занимает место позади него на расстоянии примерно 800 футов и выпускает короткую очередь, которая повреждает вражеский самолет. Мустанг срывается в штопор, а Фернандо Сото устремляется за ним, выпуская еще несколько коротких очередей, которые, на этот раз, поразили двигатель сальвадорской машины. Мустанг загорается, и, оставляя за собой большой дымовой шлейф, падает на землю. Капитан Валера успел открыть кабину, но выпрыгнуть не успел и погиб вместе с машиной.
Второй сальвадорский самолет, которым управлял капитан Эктор Леонель Перес, тем временем, продолжал обстрел гондурасского Корсара в надежде все-таки добить его. Но разница в мощности двигателя сыграла за гондурасский самолет, который смог выйти из-под атак и благополучно уйти. Сальвадорские самолеты ретировались.
В Илопанго после войны
В 14.00 того же дня, после выполнения множества полетов по тактической поддержке наземных войск, звено FG-1D было направлено на прикрытие порта Гоаскоран (Goascoran). Эта не была запланированная заранее миссия, вылет осуществлялся по непосредственному срочному приказу вышестоящего начальства и летели на прикрытие только пилоты-добровольцы. Таковыми стали капитаны Гиллермо Кортес и Сальвадор Амайа, которые сразу после взлета парой выполняли приказание командующего, не встретив в небе ни одного самолета противника. Задание было закончено, когда пара приземлилась на почти пустых баках, так и не встретив противника.
Корсары Сото, Акосты и Сепеды (после небольшого ремонта его самолет был готов к выполнению заданий) вновь поднялись в воздух в 14.30, и снова у Сепеды начались проблемы с вооружением. Уже на земле механики разобрались, что причиной всего были некачественные пушечные снаряды, которые блокировали пушку во время автоматической зарядки в полете...
Два оставшихся самолета продолжили полет к Эль Аматильо, и на территории Сальвадора Сото заметил пролетавшую выше их пару FG-1D. Немедленно сбросив свои бомбы, гондурасцы начали набор высоты для атаки противника. Именно в этот момент Акоста заметил вдали еще два самолета неприятеля.
Послевоенная поставка Мустангов
Фернандо Сото резко перевел свой самолет в пике и начал стрелять по самолету FG-1D капитана Сезена (Cezena). Снаряды 20-мм пушек попали сальвадорцу в крыло, и капитан счел за благо покинуть машину на парашюте, предупредив предварительно по рации капитана Кортеса, что в небе находятся самолеты неприятеля. Сбивший ведущую машину Сото был в полной уверенности, что его ведомый следует за ним, однако очереди вражеских пулеметов быстро разбили в прах эту надежду и он понял, что теперь уже у него на хвосте находятся самолеты противника. Фернандо попытался перейти в контратаку, но вражеский пилот оказался таким же опытным и умелым летчиком, как сам Сото, и самолеты просто разошлись в разные стороны.
Акоста, тем временем, был свидетелем это впечатляющей воздушной дуэли, но принять в ней участие не мог, поскольку был полностью блокирован парой Мустангов. Казалось, сальвадорцы выжидают подходящий момент для внезапной атаки, но гораздо более мощные Корсары легко уходили от любых попыток атаки со стороны машин противника.
Сальвадорская авиация начала 70-х годов
Сото бросил свою машину в перевернутое пике, и сальвадорский противник пошел за ним, однако в последний момент Фернандо удалось, перевернув машину, уйти в набор высоты, в то время как FG-1D не хватило для этого мощности и он продолжил пикирование. Оказавшись выше и позади сальвадорца, Сото открыл огонь из своих 20-мм пушек и оторвал противнику левый элерон. Виражи противников замедлились, и Сото, продолжавший стрельбу, смог наконец попасть в двигатель - машина Кортеса взорвалась в воздухе. Надо отметить, что взрыв сальвадорского самолета был совершенно неожиданным и сильно удивил Сото, заметившего, к тому же, многочисленные попадания пулеметов Кортеса на своих крыльях.
Находившиеся на земле свидетели этого воздушного боя подтверждают, что самолет Кортеса полностью сгорел, а от пилота остались лишь ботинки и револьвер 45-го калибра....
ПРОДОЛЖЕНИЕ ВОЙНЫ
Позади поврежденного Мустанга виден первый сальвадорский вертолет
В этот же день сальвадорцы оккупировали Вальядолид, Гуариту и Хумигал (Valadolid, Guarita, Jumigal), до этого на юге пали Каридад, Алианца, Гоаскаран и Арменсина (Caridad, Alianza, Goascaran, Armencina). Лишь на севере никаких существенных успехов достигнуто не было.
В 17.32 F4U-4 №№612 и 614 вылетели из Ла Мезы для атаки колонны неприятеля на севере страны. После нескольких проходов над дорогой они, в конце концов, заметили колонну грузовиков, джипов и автобусов, на которые и сбросили свои 50-ти килограммовые бомбы, осуществив также и ракетный залп. Потери сальвадорской стороны были оценены как впечатляющие. Следующую атаку провел С-47 FAH №306, выпустив все свои ракеты по оккупированной противником высоте Эль Ухусте (El Ujuste).
Принимая во внимание впечатляющие потери ВВС Сальвадора, у которых осталось всего два Корсара и три Мустанга (третий, при чем, находился в Гватемале, поскольку был интернирован, а первый и второй нуждались в ремонте), а также один В-26, принимавший довольно опосредованное участие в конфликте, сальвадорцы постарались приобрести в США дополнительную партию Мустангов, получить которые было намного легче, чем выторговать Корсары. Таким образом, от частных лиц FAS получили пять F-51D (получивших номера с 407 по 411), а также четыре В-26 Инвейдер (Invader - номера с 602 по 605), один из которых был поставлен Гватемалой и послужил донором запчастей. Также был получен один Фейрчайлд-Хиллер (Fairchild-Hiller FH-1100), ставший первым вертолетом Сальвадора. Возможно, FAS получили и еще некоторое количество Мустангов, но явно не в летном состоянии и пригодных только и исключительно на "каннибализацию". К несчастью, поставляемые из США Мустанги попали под эмбарго и поставка их была прервана.
F4U-4 FAH-612
Всего же до окончания войны сальвадорцы смогли получить несколько P-51D, но их участие в боевых действиях вызывает большие сомнения. Во время вооруженного конфликта С-47 использовались для доставки припасов и обеспечения войск Сальвадора, проникших на территорию сопредельного Гондураса. Эти загруженные машины совершали посадки на подготовленных войсками площадках, в качестве которых порой выступали автомобильные дороги, ровные лужайки, и лишь изредка аэродромы малой авиации. Один из сальвадорских механиков вспоминал, как принимал участие в подобной операции, выгружая все необходимо для сальвадорских солдат с борта С-47 FAS-104 на территории Гондураса. Он очень хорошо помнит, как во время посадки С-47 чуть не зацепил валяющиеся на площадке груды камней, затормозив буквально "в двух шагах" от каменной преграды...
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...