Командование Имперской Военно-морской авиацией быстро усвоило истину, что разработку нового боевого самолета надо начинать в момент приема на вооружение его предшественника. По такой схеме и появился на свет А6М - когда осенью 1936 года на вооружение принимался А5М, в штабе уже начали задумываться о его преемнике.
19 мая 1937 года вышло техническое задание 12-Си (12-Shi), по которому новый проектируемый истребитель должен был иметь скорость не менее 500 км/ч, скороподъемность на 300 метров - 3,5 минуты, продолжительность полета 6-8 часов и при этом посадочную скорость 107 км/ч.
Не удивительно, что занятая производством компания "Накадзима" (Nakajima) от участия в такой разработке отказалась, и лавры достались Мицубиси (Mitsubishi). Кто проектировал эту машину, какие двигатели ставили, как испытывали и что в итоге "выросло", можно прочитать в интернете практически повсеместно - у меня нет желания останавливаться на этом эпизоде.
В декабре 1941 года "Зеро" являлись сопровождающими большого количества палубных бомбардировщиков и торпедоносцев по время рейда на Пёрл-Харбор. Располагался он и на интересующем нас авианосце "Акаги" (Akagi - "красный замок" в честь вулкана в долине Канто в Японии).
Первую группу сопровождения возглавлял подполковник Сигеру Итая, пилотировал от A6M2, и именно его самолет "Тамия" заявляет к постройке на эту дату начала войны на Тихом океане.
Однако на оригиналах фотографий видно, что даваемый "Тамией" AI-101 лишен командирских полос на киле. Давайте разбираться, что к чему. Сначала - фотографии прототипа.
Ошибка эта гуляет по интернет-изданиям с конца 60-х годов прошлого века. А вот что должно быть на самом деле:
Две полосы характеризуют самолет хикотайчо (hikotaicho) - командира эскадрильи сопровождения. На AI-101 полос нет, что и не удивительно, поскольку на самом деле летал на нем Тадао Кимура (Tadao Kimura). Это означает отсутствие горизонтальных желтых полос на киле и совершенно правильную красную полосу вокруг фюзеляжа. Выполнив это изменение, можно получить модель самолета с авианосца "Акаги" времен второй волны атаки Пёрл-Харбора.
Про самого Тадао Кимуру мне не удалось найти никакой дополнительно информации, а про самолет теперь с уверенность можно сказать:
"A6M2 Reisen пилота Тадао Кимура, авианосец "Акаги", вторая волна атаки на Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 года".
Большое спасибо френдам
alexww1 и
snorska, без которых не состоялось бы это занимательное исследование.