Начиналось все весной 1955 г., когда конструкторы Ульяновского автозавода получили задание спроектировать на шасси ГАЗ-69 автомобиль грузоподъемностью 800 кг. Первые опытные образцы подготовили уже через несколько месяцев. Поскольку ГАЗ-69 имел короткую колесную базу (2300 мм), разместить 800 кг груза было возможно только при вагонной компоновке машины.
Ее создавали в двух вариантах: грузовик с деревянной бортовой платформой и цельнометаллический фургон с задней двустворчатой дверью. Для обеспечения жесткости кузова на крыше фургона сделали поперечные ребра жесткости, в результате сверху машина напоминала нарезной батон, отсюда с легкой руки заводских испытателей и пошло прозвище «буханка».
К серийному выпуску приступили в октябре 1958 году, а в 1965 прошла их модернизация. И все - с тех пор мы и видим эту "буханочку" без всяких изменений...
Сколько же разных легенд сопровождает этот микроавтобус повышенной проходимости... И прозвище "1,5 миллиметра до смерти", придуманное какими-то студентами, и назначение - "вывозить из зоны ядерного взрыва раненных и убитых" (вот интересно, тот, кто это писал, вообще представляет, о чем он), и применение - "бухлобус на рыбалке" (ну ну - попробуй автор этой фантазии так рыбу половить... я посмеюсь). А машинка жива, и будет жива еще долго, ведь главные проблемы России как не были решены, так в ближайшей перспективе решены и не будут...
А вот модель этой "буханочки" у "Тантала" получилась весьма приличная. Мне, при чем, досталась модель ранняя, решетка радиатора и колесные диски хромированные, задние фонари из прозрачного красного пластика. С дверями, правда, косяк - открываются они плохо, но я вообще искренне считаю, что чем меньше в стендовой модели двигающихся элементов, тем лучше. Копийнее получится...
Приобреталась эта модель в 80-е годы, я уже и не помню где и как. Но вот гордость свою помню хорошо. И хорошо помню, с каким трепетом я, школьник, брал эту модель в руки и любовался ею. При чем у друзей моих школьных такой не было, и я ощущал себя "владельцем суперэксклюзива"!
Она и сейчас выглядит приятной и законченной, вызывает вопрос только цвет - но по тем временам это было не важно и практически никто на такую ерунду внимания не обращал. Важен был только сам факт обладания, и это было здорово!
Кстати, и сейчас, вынув модель с полки для фотографирования, я испытал похожие чувства. Кто знает, может именно с нее и начнется мое возвращение в мир 1/43? Может быть и так, но пока я свое слово держу, и новых моделей себе в коллекцию автомобилей не приобретаю...