Мобилизация в сентябре 1939 года застает II-ю Группу, до сих пор использующую бипланы «Firefly», за осуществлением многочисленных «патрулей нейтралитета», а также за немногочисленными попытками перехвата случайных самолетов - эффективность таких перехватов можно себе представить. Начиная с марта 1940 года 3-я и 4-я эскадрильи наконец-то передали свои старые бипланы в летные школы и в парк резерва Брюссельского Авиационного Ведомства и начала перевооружение на другие самолеты - такие же «новые» FIAT CR.42.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9558/212433154.12/0_f0d0b_ed174856_M.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9557/212433154.12/0_f0d0e_e2ab418f_M.jpg)
Слева - Взлетает Firefly IIM
Справа - Верх фюзеляжа окрашивался в черный цвет с 1929 года. С 1931 он был перекрашен в хаки.
Когда война захватывает Европу, а бельгийская армия в полной мере ощущает на себе «удары военных сапог», многочисленные самолеты начинают нарушать бельгийское воздушное пространство. Между сентябрем 1939 и маем 1940 года было отмечено боле тысячи таких инцидентов, причем нарушители были отнюдь не только немецкие. В надежде быть услышанными, бельгийские власти разделили страну на секторы, за которые отвечали соответствующие истребительные части. Эти секторы патрулировались разбитыми на пары и тройки самолетами на высоте примерно 3000 метров, каждый пилот осуществлял два полуторачасовых вылета в день, с утра и во второй половине дня. На самом деле это было абсолютно бесполезно, так как немцы, англичане и французы просто игнорировали все бельгийские предупреждения. Вообще-то, поскольку ни один бельгийский истребитель еще не был вооружен, других способов прикрывать небо у авиаторов просто не было.
В теории AeM для прикрытия территории располагала 6-ю соединениями по 15 машин в каждом, на деле же было всего 79 машин, причем большинство из них - устаревшие. 9 сентября пара «Firefly» из 4-й эскадрильи, пилотируемые 1er sergent Mercel Michotte и adjudant Daniel Le Roy du Vivier при помощи трех «Fox» из III-й Группы, перехватили соединение их шести британских бомбардировщиков “Whitley” из 102 Sqn, причем стрелки бомберов смоли сбить один «Fox» в Nouvelles, неподалеку от Mons. Albert Genot и Roger Alaffe были легко ранены и вышли из боя, но их дело продолжила другая пара «Firefly», составленная из Jean Offenberg и Alexis Jottard, которые смогли принудить один из бомбардировщиков к посадке в Nivelles. Поставленный в ангар, “Whitley” был уничтожен в первые же дни немецкой оккупации Бельгии.
В ноябре Willy Coppens уходит с руководящего поста, мотивируя это тем, что он полностью занят принятием на вооружение самолета FIAT CR.42. В самый ответственный момент его сменяет майор резерва Jacques Lamarche, именуемый “James”. 11 ноября машины из II Группы были включены в группу самолетов перехвата. 2 декабря Capitaine Baron Thierry d’Huart принимает командование 4-й эскадрильей. С 14 января 1940 года II Группа целиком сосредотачивается на прикрытии сектора Charleroi/Namur.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9508/212433154.12/0_f0d0f_fbb025ac_M.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9361/212433154.12/0_f0d10_e05e241a_M.jpg)
Слева - Y-71 из школы повышения летного мастерства в Wevelgen, июнь 1938 года
Справа - Firefly IIM с металлическим воздушным винтом Fairey Reed
После январской тревоги 3-я и 4-я эскадрильи базировались на аэродроме рассредоточения в Brustem, где пилоты и их самолеты жестоко страдали от холода и снега. По причине остановки двигателя Lt Papeians de Morchoven был вынужден посадить свой Y-76 прямо на улочки деревеньки, не причинив, тем не менее, никаких повреждений окружающим. Именно в январе ВВС переводят большую часть авиапарка из Bruxelles в Zedelghem, в 10 км к югу от Брюгге. В числе прочего там было и несколько «Firefly» в достаточно пригодном для полетов состоянии.
Согласно инвентаризации в январе 1940 года в Бельгии оставалось 52 «Firefly», и самолеты эти служили в школах или курсах повышения летной квалификации. В случае необходимости, они должны были быть сконцентрированы на аэродроме Zwevezeele (аэродром номер 34). 16 февраля №№ 29, 45, 75 и 76 находились на восстановлении в авиаремонтных мастерских в d’Evere. 5 марта №33 последовал за ними, а 12-го числа один из этих самолетов был по выходу из мастерских вновь принят на службу в 3-й заново формируемый авиаполк.
3 марта в бою погиб Lt Xavier Henrard, летавший на одном из немногих Hurricane - это был последний звонок и похоронные мотивы по шатким идеям мира и пацифизма. После этого происшествия все без исключения бельгийские самолеты были вооружены и оснащены полным боекомплектом. 21 марта самолеты №№32, 44, 56, 73 и 79 были переданы в III Группу, оснащенную «Fox», а номера 5, 6 и 83 (II-я группа) в свою очередь осуществили перелет в d’Evere. Таким образом, на резервном аэродроме Steene-Ostende находились самолеты №№ 22,23, 42 и 57, номера 51 и 52 находились в ведении учебного отдела ВВС. 29 марта №№ 14, 15, 16, 36 и 53 были отправлены из Nivelles в школу стрельбы в Ostende, а №№ 40 и 77 переданы из Nivelles в 1-ю эскадрилью в Schaffen.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9353/212433154.12/0_f0d11_7340ad42_M.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9088/212433154.12/0_f0d12_5e068aa0_M.jpg)
Слева - На этой фотографии хорошо виден металлический воздушный винт и пулеметный кожух
Справа - Y-70 из «Центра подготовки истребителей», Montpellier-Frejorgues. Такая схема окраски была принята в начале 1940 года.
В течение марта 1940 года на «Firefly» еще осуществляют операционные вылеты, в основном поручая это молодым пилотам, недавним выпускникам школы в Wevelghem. Яркие примеры этому - J.L. Gheysens, Robert Bladt, R.Hunbert и Jean Delperdange. Соединение из Nivelles располагает еще самолетами №№ 25, 32, 40, 44, 49, 56, 59, 63, 66, 67, 73, 79 и 81. На 15 апреля 1940 года 14 «Firefly» находятся на аэродроме №3 (Steene-Ostende), еще 14 распылены между несколькими группами. 25 апреля №49 переводится из 4-й эскадрильи в 3-ю. Последний полет в 4-й эскадрилье совершил Caporal Delperdange на №67, произошло это 9 мая в 14.50, полет продолжался 1 час 25 минут.
10 мая в 01.00 была объявлена общая тревога. Последовавшие за ней бомбардировки аэродромов вывели из строя самолеты №№Y-26, 56, 63, 73, 79 и 81 в Nivelles. Самолеты №№ 18, 48, 37, 51 и 86 были срочно отправлены из d’Evere в Zwevezele, где они соединились с №№ 40, 49, 66, 67, 77 и 78 из III Группы из Nivelles. 12 мая капитан de Callatay и капитан Michotte перегнали в Nieuwkerke по одному самолету каждый - именно в этом городе находилось их подразделение. Школа стрельбы, со своей стороны, эвакуировала все машины на французский аэродром Cazaux - среди прочих там оказались «Firefly» №№ 14, 27, 47, 59, 62, 69 и 70, причем часть из них была прикомандирована к школе лишь в начале этого года, и основной задачей их были вспомогательные вещи, такие как например маркировка целей. 13 мая 2-я Группа сообщает своему штабу, что самолеты №№ 49, 67 и 78 серьезно повреждены, а №66 не подлежит восстановлению. Таким образом, в распоряжении Группы оставались №№40, 49, 65, 66, 77 и 78. Что касается Ets Ae, то теоретически у них сохранялись №№ 5, 6, 14, 16, 22, 23, 31, 37, 42, 57, 62 и 83. Часть из них входила в состав эвакуационного конвоя, направляясь на юг Франции - эти машины взлетели 14 мая из Zedelghem для перелета на аэродром Bordeaux-Merignac. После захвата немцами Gironde там все еще находилось шесть «Firefly».
Кажется, что для красивого биплана все было кончено, но эти предположения не учитывают всей глупости системы. 13 мая отдается приказ II-й Группе принять одиннадцать «Firefly» для создания эскадрильи, основной задачей которой ставилось прикрытие аэродромов и противодействие связным самолетам в секторе Zelzaete, Gand, Termonde, Willebroek и Saint-Nicolas. Распоряжение при этом звучало следующим образом - не подниматься выше 1000 метров либо летать под нижней кромкой облаков. Майор Lamarche яростно протестовал, называя этот приказ самоубийственным, и своей волей распорядился, что в такие полета могут выходить только летчики-добровольцы. К тому моменту уже не хватало топлива, боеприпасов, и даже парашютов, которые для этого, уже устаревшего, самолета изготавливались специально. Но, несмотря на это, 15-го числа один патруль все-таки был отправлен в сектор Anvers-Louvain-Bruxelles, в задание патрулю вменялось осуществлять полет на высотах примерно в 300 метров, а основной целью полета была демонстрация бельгийских кокард наземным войскам дабы поднять их боевой дух. Майор Lamarche осуществил этот полет совместно с лейтенантом Yves du Monceau de Bergendael и adjudant Leroy du Vivier. Произошло все так, как и предполагалось: не разбирая собственные цвета, бельгийские войска обстреляли самолеты в местечке Keebergen, к северу от Louvain, в результате чего Leroy de Vivier был вынужден посадить свой самолет на луг, после чего он попал в плен к бельгийской армии, и не спас его даже явный брюссельский акцент.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6704/212433154.12/0_f0d13_e6dd7c00_M.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6704/212433154.12/0_f0d14_80eeb5c5_M.jpg)
Слева - Y-52 Chartres, Франция, 15 июня 1940 года
Справа - Самолет сержанта O.Borisewica разбился в Nivelles 15 февраля 1933 года.
16 мая в 18.30 началось отступление, и II-я группа в полном составе со всем своими «Firefly» и FIAT вылетела с аэродрома Nieuwkerke-Waes. Перелет в Брюгге позволил забрать там еще три «Firefly». Перелет прикрывался патрулями из четырех «Firefly», летящих на высоте 600-800 метров и выполняющих роль «ведущих». Роль эта была доверена наиболее опытным пилотам, которые смогли бы защитить остальных от внезапно возникающей опасности. Два патруля состояли из: Lt Hubert/Van, Molkot/Geysen/Marcel Michotte из III/2, Leroy du Vivier/Sgt Huber/Blad/Delperdange из 4/II. Новое соединение прибыло в Norrent-Fotes в 19.25, а на следующий день вылетело курсом на Chartres.
Из восьми прибывших в Chartres самолетов №№ 18,33, 45, 51, 52 и 80 в конце концов были доставлены в Montpellier-Frejorgues, куда они и прибыли 20 мая, а 7 июня к ним добавились (на официальном языке «их усилили») еще семь самолетов того же типа - №№14, 27, 47, 59, 62, 69 и 70, прибывшие из Caen-Carpiquet. Полковник Woelmout лично (на автомобиле) прибыл на аэродром и убедился, что все «Firefly» в летном состоянии и полностью вооружены. Поступившая 28 мая новость о капитуляции Бельгии стала для всех холодным душем, а Woelmont своим приказом объявил о начале тренировочных полетов всего находящегося в его распоряжении персонала. Полеты выполнялись с 7.30 до 17.30.
1-го июня подразделение отправило несколько своих пилотов забрать из Caen-Carpiquet несколько «Firefly», эвакуированных бельгийскими летными школами в первые дни немецкого наступления. Задание выполняли Cne Guisgand, S/Lt Duchateau, adjudants Wegria, Janssens, 1er sergents Winand, Delorme, Lelarge и Van Den Broeck. На обратном пути самолет Delorme был разбит в результате несчастного случая, при этом пилот не получил каких-либо серьезных повреждений. С 30 мая по 16 июня эти четырнадцать «Firefly» провели в общей сложности 199 часов 05 минут в воздухе, занимаясь воздушным патрулированием и потеряв при этом из-за вынужденной посадки №62, разбившийся под управлением пилота Vandepoel неподалеку от Baisiers. 6 июня три «Firefly» были включены в состав группы прикрытия аэродрома Montpellier-Frejorgues. Эти патрули осуществлялись в 10-ти километровой зоне по периметру базы и выполнялись начиная с 9 июня самолетами №№18, 45 и 48 на средней высоте в 3000 метров. 15 июня в 16.25 последний патруль «Firefly» состоял из Y-70 1-er sergeant Richard, Y-80 adjudant Leroy и Y-52 1-er sergent Dizelle. После этого все оставшиеся самолеты (№№14, 18, 27, 33, 45, 48, 51, 52, 59, 69, 70 и 80) были переданы во французскую armee de l’Air, а точнее в складские службы бельгийского имущества во Франции. До этой передачи механики тщательно осмотрели самолеты, слили топливо, воду и масло, после чего передали их французам, а те, в свою очередь, немецко-французской комиссии по перемирию. На 26 июня Подразделение Истребительной авиации ВВС совершило в общей сложности 224 миссии, 53 полета на сопровождение (конвоирование) и 25 боев, одержало 8 воздушных побед против двух потерянных в боях самолетов и одного пилота.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4904/212433154.12/0_f0d15_83ed62d4_M.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4902/212433154.12/0_f0d16_971eb73c_M.jpg)
Слева - «Белые кокотки» в Nivelles
Справа - Январь 1940 года. Лейтенант Papeians de Morchoven посадил свой Y-76 на улице деревеньки Brustem из-за поломки двигателя.
ЦВЕТА И ОБОЗНАЧЕНИЯ
Первые самолеты, произведенные Fairey в Hayes, поставлялись покрашенными в оливково-зеленый цвет на верхних поверхностях, и «полированной серебрянкой» на всех остальных. По некоторым источникам только пять машин из этой партии в 25 самолетов несли такую окраску, остальные были целиком серебряные, лишь верхняя часть фюзеляжа была окрашена в матовый черный цвет. Начиная с 15 февраля 1937 года в соответствии с приказом Ae.M/O.M.A. от 2 февраля началась покраска самолетов в зеленый цвет, на этот раз хаки, а также серебряный - оттенки и пропорции при этом зависели от каждого конкретного подразделения. Таким образом все самолеты были перекрашены. Причем в быстром темпе и накануне важных визитов руководства.
Серийный номер наносился небольшим шрифтом на борт фюзеляжа черным цветом, иногда окантовывался белым, если общий фон самолета был темный. Все бельгийские самолеты несли снизу войсковой номер, присвоенный AeM, нанесенный черной и белой красками, в зависимости от времени нанесения. Точное размещение этого номера зависело от эскадрильи. Этот номер повторялся иногда и на верхнем крыле, и обязательно сопровождался буквой “Y”, обозначающей «Firefly». Вся серия несла номера с Y-1 по Y087.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9516/212433154.12/0_f0d0a_e6811ac_L.jpg)
Январь 1940 года. Общая тревога. Firefly в Brustem занесены снегом.
Patick Laureau, журнал AIR MAGAZINE
Перевод Никиты Донцова
КОНЕЦ