Hispano-Nieuport 52. Война. Часть III.

May 11, 2016 10:00

КАТАЛОНИЯ И АРАГОН

13-я Группа (Gruppo #13), находившаяся в подчинении 3-й эскадры, располагалась в Барселоне-Прат-де-Льобрегат (Barcelone-Prat de Llobregat), но на практике состояла всего лишь из 2-й эскадрильи (девять машин), поскольку 1-я была отправлена в Гренаду, где на ее базе формировалась 12-я Группа.



Один из NiD-52, участвовавший в атаке войск мятежников 15 сентября 1936 года

Под командованием капитана Луиса Кальдерона Гастелу (Luis Calderon Gaztelu), 13-я Группа в целом не была затронута внутриполитическими веяниями, поскольку в первые месяцы года лишилась лейтенантов Франсиско Вердуго Санмарина (Francisco Verdugo Sanmartin), Рамона Граха Инуригарро (Ramon Grau Inurigarro), Кристобаля Вела де Альмасала Акуну (Cristobal Vela de Almazan Acuna) и Хосе Марию Угарте Руиса де Колунги (Jose Maria Ugarte Ruiz de Colunga). Из офицеров остались, таким образом, только лейтенант Мигель Гарсия Пардо (Miguel Garcia Pardo - он вскоре перейдет на сторону националистов) и Амадор Сильвейро Хименес (Amador Silverio Jimenez). При этом все унтер-офицеры сохранили верность республике. В их числе находились сержанты Хесус Гарсия Эргуидо (Jesus Garcia Herguido), Фернандо Роинг Вильалта (Fernando Roig Villalta), Хосе Кабре Паланас (Jose Cabre Planas), Эмилио Вильясебаллос Гарсия (Emilio Villaceballos Garcia) и Альфонсо Хименес Бругет (Alfonso Jimenez Bruguet), и все они очень быстро сошлись друг с другом. 25-го группа получила пополнение в лице сержанта Хайме Буйе Берни (Jaime Buye Berni), переведенного из 12-й Группы и лейтенанта Адониса Родригеса Гонсалеса (Adonis Rodriguez Gonzalez). 19 июля Кальдерон и Гарсия Педро перелетают на Бреге XIX в лагерь мятежников. Видя полное отсутствие всякого авиационного противостояния, пилоты 13-й Группы вылетает на свои первые задании по бомбардировке, используя Бреге XIX, а первые прикрытия тех же Бреге самолетами Ньюпор 52 произойдут только после передислокации в Арагон.

После передислокации вновь проявились политические расслоения, отразившиеся на отношениях офицеров-лоялистов (республиканцев) и мятежников. Иногда они вели себя прямо как герои романов Дюма - так, к примеру, лейтенант Амадор Сильверио (Amador Silverio), прозванный “El Didujante” (художник), командир звена 2-й эскадрильи 13-й Группы, представился командиру аэродрома Прат-де-Льобрегат подполковнику Фелипе Диасу Сандино (Felipe Diaz Sandino) следующей фразой: «Мой полковник, я лойялист и исполняю свой долг до конца. Я не хочу, чтобы вы сомневались во мне. Я говорю вам это, потому что чувствую, что вы испытываете ко мне некоторое недоверие.»
Естественно, что такой разговор тут же развеял все возможные сомнения Сандино, и Сильверио неоднократно доказал затем, что его верность лоялистам это не простые красивые слова. 20 июля он проводит звено Ньюпоров на бреющем прямо над крышами нескольких деревень, жители которых к тому моменту еще колебались в своем выборе стороны конфликта. 22-го в составе группы, которой командовал капитан Франсиско Понсе де Леон и Диас де Веласко (Francisco Ponce de Leon y Diaz de Velasco) он вылетает с заданием разбросать листовки над Барселоной.
2-го августа первые два Ньюпора были переведены из Прат-де-Льобрегат в Сариньену (Sarinena), куда они прилетели, прикрывая четыре Бреге XIX. Пилотировались истребители лейтенантом Амадором Сильверио (Amador Silverio) и сержантом Хесусом Гарсия Эргидо (Jesus Garcia Herguido), которые вскоре будут заменены на каталонском фронте сержантами Фернандо Роигом (Fernando Roig), Хосе Кабре (Jose Cabre), Хайме Буйе (Jaime Buye) и Эмилио Вильясебаллосом (Emilio Villaceballos). Все они, вдохновленные указом командования о присвоении им званий бригадиров, будут с удвоенной энергией летать на выполнение истребительных и бомбардировочных миссий. Эта смешанная группа станет первой, которая нанесет красные полосы различной толщины на крылья и фюзеляжи, за что и получит название «Алас Рохас» («Alas Rojas» - «красные крылья»)



NiD-52 в первые дни гражданской войны

С 3-го августа каталонские Ньюпоры начинают боевые действия с эскортирования Бреге на бомбардировочную миссию в район Ла Сайда (La Zaida). 4-го отмечается первая воздушная битва в арагонском небе. Возвращаясь с патрулирования, Гарсия Эргидо встречает четыре мятежных Бреге, повреждает один из них, заставив его совершить вынужденную посадку и сохранить, таким образом, жизнь экипажу, в данном случае командиру эскадрильи 23-й Группы; затем он преследует оставшиеся три самолета противника вплоть до Сарагосы, и даже обстреливает войска противника, находящиеся в самом центре города, на Пасео-де-ла-Индепенденсия. Не остановившись на достигнутом, этот человек при первой возможности трансформировал свой Ньюпор в пикирующий бомбардировщик, укрепив держатели для легких бомб под крылышком между стойками шасси и получил возможность «хирургически точно» поражать хорошо защищенные пулеметные гнезда. Однажды он даже прилетел в Уэску, и, после перестрелки с вражескими Бреге, стоящими на ВПП, исполнил превосходное приземление «на три точки», чтобы проехать вдоль всей ВПП, отметить все посты защиты аэродрома и лучше обстрелять находившиеся на нем самолеты…

В Сариньене, как и в Мадриде, первые республиканские потери произошли отнюдь не по боевым причинам, а в следствии урагана 10 августа, который серьезно повредил два Бреге, один Виккерс, один Кодрон Лусиоль (Caudron Luciole), один Поте 43 и один Ньюпор, который находился в ремонте и был найден перевернутым метрах в двадцати от места стоянки.



На взлет идет 11-17, Группа 11, конец 1936 года

Первая победа того, кого впоследствии окрестят «Красным демоном», не прошла незамеченной в стане противника, и Ньюпор 52 бригадира Рамона Сеньры (того самого, который дезертировал из Хетафе) направляется 13 августа из Бургос-Гамонала в Сарагосу-Эль Паломар для защиты бомбардировщиков мятежников от правительственных истребителей, базирующихся в Сариньене. Это помогло, поскольку на следующий день Бреге XIX были перехвачены Ньюпором Хосе Кабре, который действовал в одиночку, не дожидаясь своих боевых товарищей Эргидо и Буйе. Атакуя бомбардировщики, он не заметил присутствия самолета Сеньры, за что и поплатился, получив очередь и упав на землю в районе Суэры (Zuera). Республиканский самолет при падении взорвался… Его товарищи не смогли отомстить за смерть боевого друга ни чем, кроме банального обстрела позиций вражеской артиллерии.

18 августа в Сарагосу прибывает Ангел Салас. Он не остается там надолго, поскольку, будучи измотанным сумасшедшим ритмом боев (50 боевых вылетов и 116 часов в воздухе в течение месяца), он уходит на давно заслуженный отдых. Последним его боем стала неудачная попытка перехватить маленький D.H. Hornet Moth, а уже 1 сентября ему на смену прибыли Гарсия Пардо и Мигель Герреро. Сразу же по прибытии друзья встретили над Суэрой спешно вооруженный Лате (Late 28), который не смогли сбить, но которому тем не менее серьезно от них досталось: по его посадке в Сариньене на самолете обнаружили простреленные колеса, поврежденный винт, многочисленные пробоины в фюзеляже и при этом две не тронутые 50-ти килограммовые бомбы, аккуратно подвешенные под крыльями. Самолет этот годился лишь на слом, а пилот - француз Рауль Деляж (Raoul Delage), бросил все и вернулся в Барселону, где он был госпитализирован, а затем умер как говорила народная молва «от страха», но гораздо вероятнее, не от него, а от поздно определенной желтухи. Неизвестно ничего на счет его страха, но Деляж выполнил множество полетов безо всяких упреков со стороны прикрывающих его Ньюпоров из “Алас Рохас”. Еще один француз, вынужденно летавший на Ньюпоре в составе “Алас Рохас” - это Жан Гисклон (Jean Gisclon), который оставался в Сариньене в течение 17 дней, пока не получил запчасти для своего Де Хевилленда (Dragon Rapide). Но в любом случае, эти два француза оставили о себе далеко не такие захватывающие впечатления по сравнению с пилотом Бреге Жаном Аароном (Jean Aaron)…



Выведенный из состава ВВС самолет используется механиками в качестве учебного пособия

12 сентября Ньюпор 52 (12-10) националистов, пилотируемый Франсиско де ла Куэстой (Francisco de la Cuesta), осуществлял обстрел наземных частей в районе Ла Гранха (La Granja) под Сеговией, где и был поражен огнем с земли, взорвавшись с воздухе. 15-го числа Гарсия Пардо, эскортируя на «Ньюпоре» четыре Бреге XIX, встречает три истребителя той же марки, принадлежащие “Алас Рохас”. Одна из республиканских машин вернется на базу с большими повреждениями, а ее пилот будет ранен. Наконец 29-го два истребителя из Сарагосы в небе над Пердигерой неожиданно нападают на Hispano E-30 из Сариньены, но атакованному самолету удалось взять верх и отойти, а стрелок смог серьезно зацепить один из Ньюпоров, вернувшийся в Эль Паломар со шлейфом густого дыма.

Дальше пошли рутинные задания, выполняемые “Алас Рохас” без каких бы то ни было проблем вплоть до 19 октября. В этот день “Балумба” («Куча» - группа, состоящая из всех самолетов Сариньены, находившихся в летном состоянии) была перехвачена тремя немецкими добровольцами на Хейнкелях, а эскортировалась она парой Ньпоров, пилотировали которые Фернандо Роинга Вильялта и Хайме Буйе. В яростной схватке немецким пилотам удалось подбить три бомбардировщика. Роинг Вильялта смог вернуться в Сареньену с различными повреждениями, а вот Буйе пришлось сесть на вынужденную. Раненный в руку пилот скрылся в ближайших кустах, откуда наблюдал за тем, как немцы методично уничтожают его и так поврежденный самолет. В конечном итоге из состава «Балумбы» был сбит к тому же и один Dragon Rapide, а одному из Бреге удалось вернулся на базу в плачевном состоянии. 3 ноября старые истребители из Сариньены вылетают на перехват группы He-46, бомбящих подразделения республиканцев под Уэской, но не сбивают ни одной машины.

Некоторые участки фронта вообще остаются без истребительного прикрытия - провинция Теруэль, к примеру, не имела их до самого конца августа. Необходимости в них не было, поскольку не было никакого воздушного противостояния. Но появление 23 августа четверки мятежных Бреге и прикрывающего их Ньюпора Ангела Саласа изменило состояние сил. Салас без проблем перехватывает Майлс Хок (Miles Hawk) из аэроклуба Валенсии (EC-ZZA), который сел на вынужденную, так и не проведя столь необходимую разведку. Призыв о помощи властей Теруэля на этот раз был услышан, и пилот военно-морской авиации Карлос Ласаро Касахуст (Carlos Lazaro Casajust) получает приказ перебазироваться из Хетафе в Манисес на одном из Ньюпоров 13-й Группы. Взятый Карлосом самолет оказался легендарным, единственным не только в авиации Испании, но, пожалуй, и во всем мире - речь идет о 13-13, номере, репутация которго подтверждается многочисленными проблемами с двигателем этого самолета! В свою очередь Касахуста заменил его коллега из военно-морской авиации Карлос Коломбо (он потом погибнет в битвах над Мадридом).
Касахуст прибыл на место ночью, и механик чуть не упал в обморок, когда прочитал обозначения на самолете - машина была из Гренады… Самолет был готов к полетам, но противник вновь исчез из поля зрения. Несколько раз машина использовалась для штурмовки, как например 1-го сентября в районе Кампильо. После этого фронт в Теруэле замер вплоть до декабря, когда гражданский пилот Марсело Наранхо (Marcelo Naranjo) приземляется на Лате 28 прямо на заполненную боеприпасами рулежку! Начался пожар, в котором погиб и Наранхо, и второй пилот этого Латекоэра.



3-50, конец сентября 1936 года

Последний раз Ньюпор-52 появляется в хрониках в конце марта 1937 года, когда лейтенант Ориол перелетел из Сареньяны в Сарагоссу на одном из последних самолетов этого типа, находящихся на службе, и о котором до сих пор спрашивают, на сколько он был нужен в ту эпоху.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...

авиация, испания, nieuport

Previous post Next post
Up