"PEASHOOTER" В КИТАЕ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

Oct 01, 2013 14:00

23 августа смешанное соединение в составе Hawk и Boeing выходит в атаку на четыре самолета Nakajima A4N в небе над Paoshan, неподалеку от Шанхая. Японские самолеты, взлетевшие с авианосца Ryuji, имели распоряжение осуществлять прикрытие гидросамолетов, выпущенных с крейсеров Nagato и Mutsu, а также носителя гидросамолетов Kamoi, машины с которого должны были сломить сопротивление китайцев в районе Шанхая.. Если верить японским архивам, Nakajima сражались с 27 китайскими самолетами, 9 из которых были сбиты без потерь со стороны японцев. Островитянами командовал Minoru Suzuki, а пилоты получили благодарность от командующего Homen Kantai - оккупационной зоны в Китае. С другой стороны, John “Buffalo” Wong доложил о сбитии одного японского самолета неподалеку от острова Ch’ungming (большой остров в центре эстуария Янцзы)



Регион Шанхай/Нанкин, в котором действовали истребители Boeing



На следующий день японское командование, получив от своих разведслужб данные о серьезном наращивании сил в Нанкине и планирующейся контратаке в зоне, где начинался процесс высадки, отдало приказ Kisarazu ku атаковать скопление китайцев. Шесть бомбардировщиков тип 96 (G3M) взлетают с острова Cheju в 18 часов и прибывают к Нанкину в 21.30. Когда прожекторы взлетной полосы аэродрома военной Академии загораются, чтобы обеспечить взлет по тревоге шестерке Hawk III, бомбардировщики осуществляют сброс бомб, не дожидаясь, пока зенитная артиллерия откроет ответный огонь. Японцы поджигают Hawk 2403 и V-2 (тоесть 2-ю машину штаба 5-го Tatui) Эти пожары позволяют японцам осуществить второй заход, который приводит к разрушению одного из зданий на аэродроме, а также к поджогу еще трех машин - двух Hawk III и одного Focke-Wulf FW 44 Stieglitz из сервисной службы 5-го Tatui. Шесть Mitsubishi берут затем курс на юг, но три Boeing уже взлетели по тревоге в Chujung и начали их преследование, став, таким образом, основоположниками нового «спорта», доселе в Китае неизвестного - ночная охота! Ориентируясь на языки выхлопа, истребители обнаружили японцев и начали долгий воздушный бой, сопровождающийся только очередями трассирующих пуль и языками выхлопа… По возвращению каждый лагерь посчитал, что сбил по крайней мере одного противника - чистой воды иллюзия! Однако экипажи Kisarazu ku, серьезно озабоченные этой необыкновенной гонкой преследования, потребовали от своих технических служб решения проблемы, связанной с отсутствием глушителей, скрывающих ночью выхлоп на их самолетах.



"Черная десять", один из десяти Boeing-281, поставленных в Китай. Изображен еще в цветах кантонской авиации.

25 августа тот же John “Buffalo” Wong ведет соединение из пяти Boeing-281, заданием которых было сопровождение трех Heinkel He-111А-0 из 19-го Chungtui, другого соединения из провинции Кантон (обозначения самолетов 1902, 1903, 1905), а также двух Martin-139WC из 30-го Chungtui (обозначения самолетов 3001 и 3005). Объектом бомбардировки вновь был японский флот в Wusung. Два Boeing должны были осуществлять прикрытие двух Martin, летящих на высоте 12000 футов , три других - прикрывать тройку Heinkel, которые, благодаря своей более высокой мощности, шли впереди и задавали общий ритм атаки на высоте 7000 футов, что четко соответствовало директиве №15, полученной в полночь. Взлет бомбардировщиков предусматривался с базы военной Академии Нанкина. Командир 8-го Tatui Hsiesh Mang лично занял место на борту Heinkel 1902, нагруженного, как и другие самолеты, бомбами по 250 кг. Все Martin-139WC были загружены двумя 250-ти килограммовыми бомбами на внутренней подвеске, и одной 800-кг бомбой на внешней. Рассказы об этой миссии разнятся в воспоминаниях генерала Chennault (автобиография Way of a fighter) и данных китайских источниках: согласно воспоминаниям генерала, командир соединения “B-10” (Martin-139WC), с которым у генерала были отвратительные отношения, нарушил приказ и не дожидаясь самолетов «неукротимого Shih» (тоесть Hsieh) конфисковал эскорт из Boeing, сбросил свои бомбы непонятно куда и затем спокойно вернулся домой, оставив “Shih” один на один с островитянами, вынудив его таким образом атаковать без прикрытия японский флот, имеющий сильное зенитное вооружение. Китайцы потеряли тогда три из своих пяти (sic) Heinkel-111, причем два вернувшихся находились в плачевном состоянии… Но по другой версии все было не так, и две группы бомбардировщиков оказались разделенными сильной и очень плотной облачностью. Летящие на большой высоте Martin и попавшие в «пелену» Heinkel, просто потеряли из виду свое прикрытие. Два Martin (все еще несущие свои заводские сине-желтые ливреи) удачно атаковали японские корабли. Все Heinkel-111 также атаковали, притянув на себя (согласно китайским данным) внимание четырех самолетов с Hosho (трех Nakajima A2N с этого авианосца - согласно японским данным). Из-за полной неразберихи в воздухе именно на этих японцев скорее всего и наткнулись Boeing во главе с “Buffalo” Wong в небе над K’unshan, где самолеты и так были уже порядком измучены непрекращающимся обстрелом. После секундного замешательства истребители ринулись в бой, а бомбардировщики разошлись в стороны, поскольку уже мало чем могли помочь своим коллегам. Истребители враждующих сторон не понесли ни одной потери. Heinkel 1902 пилота Hsieh приземлился в Нанкине в 18.50 подломив шасси, 1903 сел на вынужденную в Hungjao, где он полностью сгорел после последовавшего вскоре обстрела, а 1905, также получивший несколько попаданий, приземлился в Ch’angchou!



Полковник Ting Chi-hsu, возглавлявший в китайской авиации 2-й Fei-chi tui, оснащенное десятью Boeing. Был поставлен во главе 5-го tatui после присоединения Кантона к центральному правительству. Фотография относится к периоду, когда он был еще молодым капитаном.

Две недели интенсивных боев серьезно измотали противников, и командование китайской авиации, потерявшее за это время 27 самолетов, 30 человек убитыми и 33 ранеными, приняло решение сократить использование авиации, введя режим экономии. 4-й и 5-й Tatui получили задание осуществлять воздушное патрулирование и прикрытие наземных войск, при котором их появление на фронте предусматривалось только в случае чрезвычайной необходимости. Что касается 17-го Chungtui, который начал боевые действия, имея в своем составе лишь 10 Boeing-281 и очень мало возможностей для пополнения, то он уже тогда считался практически невосстановимым. Но японцы, которым удалось «взломать» коды шифров китайской авиации, приняли решение усилить интенсивность использования авиации. Начиная с 5-го сентября 12-ый ku был переведен в Шанхай на берег залива Kungta (который японцы называли “Kunda”), 9-го сентября за ним последовал 13-й ku, а 15-го - авиагруппа с авианосца Kaga. Таким образом, монопланы Mitsubishi Kansen type 96 (A5M) были всего лишь в шаге от Шанхая…
Следуя настойчивым просьбам сухопутной армии (Luchun) оперативный штаб воздушной армии (Kungchun) 2-го сентября в 7.30 издает директиву №22:
«Принимая во внимание все возрастающую угрозу со стороны вражеских бомбардировщиков и самолетов-разведчиков китайскому переднему краю, необходимо обеспечить скрытое выдвижение 17-го, 21-го, 25-го и 28-го Chungtui, при этом истребителям всячески избегать столкновений с истребителями противника».
С этого дня, со 2-го сентября, 17-й и 28-й chungtui патрулируют район Chiahsing к юго-западу от Шанхая, но, не имея достаточной дальности действия, используют промежуточную посадку в Wusung. Четыре Boeing-281 и шесть Hawk III под командованием комэсков John Wong и Chen Ch’i-kuang во время патрулирования встречают три японских истребителя, летящие на север, но, согласно новой директивы, избегают прямой стычки. Они патрулируют заданный район не превышая делегированных полномочий и в 13.30 возвращаются все, кроме одного Hawk III, севшего на вынужденную в Ch’angchou по причине нехватки топлива.

Ранним утром 19 сентября большое соединение японской авиации, состоящее из двенадцати Mitsubishi А5М из 13-го kokutai, одного А5М из группы истребительного прикрытия авианосца Kaga, 17-ти бомбардировщиков Yokosuka B4Y (все взлетели с Kaga) и шестнадцати гидросамолетов, большинство из которых были Kawanishi E7K , взяло курс на Нанкин. О приближении японцев было объявлено вовремя, и 21 китайский истребитель, в том числе Hawk из 23-го и 25-го chungtui и 5-го tatui, а также Boeing-281, поднялись в воздух для встречи противника. Соединение японцев прибыло на место к 10.00 утра и сразу же, несмотря на численное превосходство китайских истребителей, перешло в атаку. Во время жестокой схватки китайская истребительная авиация потеряла 11 машин против одной победы над А5М пилота Osami Kudo (всего одержавшим 7 побед), которому удалось сбить один китайский истребитель прежде чем самому получить попадания и упасть в реку Янцзы, откуда его вскоре выловила японская канонерская лодка.

Соединение японских гидросамолетов вскоре оказалось под огнем John “Buffalo” Wong, сражавшегося на борту 1703 белая, но пилот вскоре оказался ранен огнем стрелка противника, и ему пришлось приложить немалые усилия для того, чтобы вернуться на базу. Раны были столь серьезны, что в последующие 6 месяцев врачи запрещали ему подниматься в воздух.
Японцы в общей сложности потеряли три B4Y и одни гидросамолет, сбитый зенитной артиллерией во время прохода над городом. В бою погибли два китайских пилота (Lin Yi-Chun и Tai Kuang-Chin), а ранены были еще четверо помимо уже упоминавшегося Wong (Liu Yi-Chun, Liu Tsung-Wu, Yang Chi-En и Wu Ting-Chen). Интересно отметить, что, по данным японцев, в том бою было сбито 33 китайских самолета!



Восточный Китай в 1937 году

После обеда новое соединение из 32 японских самолетов снова атакует город. Только шесть Hawk III и три Boeing-281 успели взлететь по тревоге, но когда китайские летчики заметили японских истребителей, они повернули обратно. На следующий день соединение пикирующих бомбардировщиков Aichi D1A вновь атакует Нанкин, при этом один из нападающих сбивается парой Boeing-281.
22 сентября 61 японский самолет бьется в небе над Нанкином с четверкой (скорее с десяткой - по китайским источникам) Hawk III и парой Boeing-281, один из которых был “1706 белый» пилота John Wong, записавшего на свой счет две победы. Возглавлял соединение командующий 24-м chungtui Liu Ts’ui-kang. Во время боя Wong был подбит и ему пришлось сесть на вынужденную. Японцы заявили о четырех победах и потере одного Aichi D1A.

23 и 24 сентября в районе Нанкина установилась плохая погода, чем воспользовались китайцы, доводя по мере возможности до летного состояния свои поврежденные самолеты. Но все их записи приводят к мысли о том, что воздушное прикрытие столицы сильно подорвано! В летном состоянии находились лишь Hawk III номера 2109, 2202, 2205, 2206, 2207, 2404, 2407, 2501… и неубиваемый Boeing 1707. Было принято решение спрятать всё оставшееся «в шкаф» и дожидаться поступления советской техники.

29 сентября наступил черед речного порта Ta-Ju, ставшего целью бомбардировщиков G3M, составлявших 2-й rengo kokutai. Они сбросили свои бомбы в районе 14.00 часов, разрушив при этом большинство китайских построек. По дороге домой самолеты были атакованы соединением из пяти Hawk II, двух Boeing-281 и одного FIAT CR.32. Китайцы заявили о четырех сбитых бомбардировщиках, один из которых на счету John Wong.



Один из Boeing на аэродроме Chujung

12 октября пилоты 17-го chungtui вступают в бой, который должен был бы стать последним боем их соединения. В этот день три Boeing-281 внезапно атакуют пилотов японской морской авиации, которые на своих А5М (11 самолетов из 13-го kokutai) эскортировали девять бомбардировщиков для атаки Нанкина. В течение нескольких минут были сбиты три новых японских истребителя, их пилоты погибли. Однако схватка показала, что китайские пилоты не умеют сражаться с численно превосходящими их umi no harawashi («неукротимые орлы моря», терминология японской пропаганды, описывающая морских истребителей), даже несмотря на то, что за штурвалами китайских самолетов находились опытные летчики. Три Boeing-281 были сбиты . John Wong сумел выжить при аварийной посадке, однако его самолет оказался полностью разрушен. Тоже самое произошло и с “Peashooter” Wong-Ji-Jim, но третий пилот не смог выбраться и погиб под обломками своего самолета. Японские пилоты таким образом полностью «вынесли» 17-й chungtui и Boeing-281 исчез из поля зрения китайской и японской авиации. Однако из Тайваня, из журнала Wings of China до нас доходит и другая информация: 12 октября Hawk II были облегчены путем снятия всего дополнительного вооружения и бомбосбрасывателей для того, чтобы довести их характеристики до уровня, приемлемого для перехвата Kansen typ 96 (A5M). Сделано это было по просьбе командующего 4-м tatui полковника “Caudron” Kao Chih-hang. День начался с подбития двух японских гидросамолетов, при этом Hawk III 2404 летчика Yuan Pao-k’ang был сбит во время столкновения с одним из гидросамолетов. Великолепная атака последовала позже, в 14.00. Участие в ней принимали пять Hawk III, два Boeing и один FIAT CR.32, которые Liu Ts’ui-kang, командир 24-го chungtui, отправил на перехват японцев. “Caudron” Kao вскоре последовал за ними на своем Hawk III c обозначением IV-1. Поднявшись на 16000 футов китайцы заметили противника в 4000 футах ниже себя. Liu пикирует на своем 2401 на бомбардировщики, но его перехватывает пара из 13-ku. Liu проводит три успешные атаки, после чего отступает. Затем он снова пытается выйти в атаку на бомбардировщик, но один из японцев (typ 96) уже прочно сел на хвост и точной очередью сбил его ведомого Chang Hsien-tu. Воздушный бой был хорошо виден из Нанкина, и есть много его свидетелей. Liu удалось сбить одного из японцев - это была его десятая победа, последняя, перед его пропажей без вести. Номер сбитого самолета, снятый со стойки шасси, сохранился до сих пор: это один самых ранних А5М1 с серийным номером 21, полученный 26 сентября 1936 года. Обтекатель шасси был красного цвета, а самолет, в отличие от других машин 13-го ku небыл камуфлирован, что, возможно, свидетельствует о его недавнем поступлении в часть в качестве замены выбывшим истребителям… Он упал в южном квартале Нанкина. Kao Chin-hang и John Wong одержали по одной победе, а Hawk III 2107 был сбит. Boeing 1707 Wong Ji-Jim получил попадание в картер, двигатель остановился, но пилоту, несмотря на ранения, удалось спланировать и посадить самолет на площадку старинного дворца Ming в Нанкине.



12 октября 1937 года Wong Ji-Jim был подбит в бою с Mitsubishi А5М. Несмотря на ранение, он смог посадить свой самолет на площадку перед дворцом Ming в Нанкине.

Согласно воспоминаниям советского летчика-добровольца Прокофьева в феврале 1938 на аэродроме Hankou оставался один Boeing-281. Во время взлета по тревоге он поднялся первым, но перешел в неуправляемое пике во время набора высоты и врезался в землю, не оставив пилоту ни малейшего шанса на спасение. Отметим также, что в апреле 1976 года японский журнал Koku Fan опубликовал интервью с пилотом Kansen type 96 (A5M) авианосца Kaga, M.Matsuya Tsukamoto, вспоминающим о своей первой встрече с китайскими истребителями с небе над Kueiling в сентябре 1938 года. Он в течение нескольких минут гонялся за тройкой самолетов, которые он считал «Boeing (Р-26)» с надеждой завязать бой, если их количество вдруг уменьшиться. Однако для этой даты более правильно отметить, что речь, скорее всего, идет о Curtiss Hawk 75M, однако наличие Boeing или Breda все же невозможно исключить полностью, поскольку некоторые экземпляры еще вполне могли сохраниться на территории Китая…

Вкратце говоря, Boeing-281 представлял собой один из наиболее современных самолетов китайской авиации первого периода войны, и в руках опытного пилота это был вызывающий уважение противник. К сожалению их было слишком мало, и они не могли оказывать длительного и эффективного влияния на боевые действия. Отсутствие запчастей также в значительной степени мешала развитию его операционного применения.

Wong и Wong

John Wong (настоящее имя Wong Pan-Yang) родился в Сиэтле, штат Вашингтон, статус пилота получил в Портленде, Орегон. В 1932 году стал пилотом ВВС Кантона, а когда последние был интегрированы в правительственные войска, получил под свое командование новый 17-й chungtui. С начала 1938 года стал командующим всего 5-го tatui, включающего в себя 17-й, 28-й и 29-й chungtui, оснащенные самолетами И-152 и Gloster Gladiator Mk.II, при этом сам он летал на Gloster. 16 июня 1938 года он возглавлял соединение из девяти Gladiator, атаковавших шесть бомбардировщиков Mitsubishi Ki-21. Пять японских самолетов были сбиты, один из них записал на свой счет Wong, который также принял участие в трех других победах. Его персональный список побед состоит из пяти лично сбитых самолетов (три G3M, один A5M и один Ki-21), а также шести групповых побед. По окончании войны вернулся в США.

John “Buffalo” Wong (настоящее имя Wong Sun-Shui) родился 14 марта 1914 года в Лос-Анджелесе в семье кантонских иммигрантов. В тридцатые годы вернулся в Китай, где и завершил летную подготовку, начатую в США. По завершении обучения вступил в 6-й chungtui 7-го tatui. Одно время был ведомым John Wong. Именно в 17-м chungtui он получил свое прозвище “Buffalo”, в основном чтобы избежать какой бы то ни было путаницы со своим ведущим. В течение войны одержал всего восемь личных побед. 19 сентября 1937 года был серьезно ранен в бою и до 24 февраля 1938 года не поднимался в небо. Вернулся в 29-й chungtui, где летал на Gloster Gladiator Mk.I 2905 белая. На этом самолете он сбил шесть самолетов противника, и одержал еще две групповые победы. 16 ноября 1940 года стал командующим 5-го tatui, заменив на этом посту John Wong. 14 марта 1941 года он вел в бой соединение И-152, когда его самолет был сбит, а John “Buffalo” Wong умер в больнице от многочисленных ран.




Miroslav Herold, Stephane Soulard, журнал AIR MAGAZINE
Перевод Никиты Донцова

китай, boeing, авиация

Previous post Next post
Up