Палубный разведчик Левассера. Часть первая

Oct 20, 2015 10:00

Помимо все возрастающего производства металлических воздушных винтов (от 80 до 100 штук ежемесячно в 1929 году), Авиационная Компания Пьера Левассера (Pierre Levasseur) производила и палубный самолет, предназначенный для базирования на авианосце "Беарн" ("Bearn"). История PL10 началась в тот момент, когда Пьер Левассер представлял ВВС флота свой новый проект, самолет, призванный заменить PL4. Этот трехместный морской разведчик был принят на вооружение в 1927 году, когда им вооружили две эскадрильи - бомбардировочную 7B1 и разведывательно-наблюдательную 7S1. Обе эскадрильи находились на борту авианосца "Беарн". PL4 был первым морским самолетом конструкции Левассера, который производился серийно и находился на вооружении. С 1929 года Левассер начал попытки по разработке замены этой машины, и его Конструкторское бюро активно создавало PL10, разведывательно-бомбардировочный самолет, который в целом походил на своего предшественника PL4. Однако разработка эта на флоте будет только в одной эскадрилье - 7S1 (так предполагалось изначально, по крайней мере). Интересно также, что торпедоносец, разработанный компанией Левассера, PL7, также поступил лишь в одну эскадрилью (7B1), где и выполнял задания по поражению целей.



"Утка на башмаке". Эмблема эскадрильи 7S1 на борту самолета Levasseur PL10

Имеющий чуть больший размах крыла (14.20 у PL4 против 14.60 у прототипа PL10-R3b, где R3b означало "Трехместный палубный разведчик"), "десятка" впервые взлетела с аэродрома Вилакубле во втором квартале 1929 года. Этот одномоторный "пузатенький" биплан представлял из себя классический трехместный палубный разведчик, оборудованный складывающимися крыльями, что облегчало хранение как на борту "Беарна", так и на земле. Конструкция в основном была деревянной с применением ряда стальных элементов, что стало уже классикой для самолетов Пьера Левассера: две решетчатые балки фюзеляжа были выполнены из склеенных под углом деревянных элементов.
Как и свой предшественник, самолет оснащался так называемым "морским" оборудованием и мог, в случае необходимости, приводниться, но, конечно же, без последующего взлета с воды. В случае такой вынужденной посадки на море, самолет удерживался поплавками-баллонами, расположенными на нижней поверхности нижнего крыла и обеспечивающими поперечную устойчивость, в то время как резервуар, напоминающий днище лодки, находившийся под фюзеляжем - продольную. Применение такой схемы на PL4 позволило, в свое время, избежать серьезных повреждение техники, связанных с вынужденной посадкой на воду, которые легко могли привести к катастрофическим последствиям как для машины, так и для ее экипажа. Для уменьшения риска капотажа и поломки несущего винта, он, посредством манипуляции из кабины пилота, перед посадкой на море приводился в горизонтальное положение. Полностью металлической (выполненной из труб) была рама двигателя, несшая на себе двигатель Испано (Hispano 12 Lb) мощностью 600 лошадиных сил.
Верхнее и нижнее крылья самолета были одинакового размера, но нижнее имело небольшую поперечную V-образность. Рулевые поверхности имели дюралюминиевый каркас, а привод шел внутри верхнего крыла. В отличие от предшественника PL4, элероны верхнего и нижнего крыльев не соединялись между собой жесткой стойкой.
Для парирования присущего всем одномоторным самолетам вращательного момента (поворот по той же оси в направлении, противоположном направлению вращения воздушного винта), киль самолета был сделан с еле заметным отклонением влево. Такую же несимметричность конструкции мы увидим и на PL101.



В полете звено самолетов PL10 из 7S1. Самолет командира эскадрильи легко опознать по диагональной белой полосе на киле

Экипаж состоял из пилота, стрелка и наблюдателя. Вооружение самолета состояло из зафиксированного для стрельбы вперед пулемета Виккерс (Vickers) 7,7 мм, оснащенного синхронизатором и установленного на правом борту фюзеляжа, а также из турели со сдвоенным Льюисом (Lewis) того же калибра. Управлял турелью воздушный стрелок, находившийся в средней кабине. Под нижним крылом устанавливались бомбодержатели для бомб 10 кг, а также дополнительные фары на случай ночных посадок. Дополнял вооружение прицел Кайер-Монтань (Cayere-Montagne).
В октябре 1930 года новый командир 7S1 капитан-лейтенант (leutenant de vaisseau) Перье (Peries) повел целую серию испытательных полетов на серийном PL10, который в скором времени должен был поступить на вооружение эскадрильи. Закончились эти испытания только 28-го числа, и включали в себя все, вплоть до посадок на палубу "Беарна". Результаты испытаний удовлетворили все стороны.
Принятие нового самолета на вооружение происходило в течение всего 1931 года. Первыми стали два аппарата, поставленные в апреле, еще два прибыли в мае, и еще три - в июне. Общее количество PL4, которые, посредством такой замены и благодаря сделке командования Военно-Морской Авиации, заменялись на более современные модели, постоянно уменьшалось. Вновь прибывающие современные машины несли ту же эмблему, что была на бортах старых PL4 из 7S1 - "утка, сидящая на башмаке".



PL10 садится на палубу "Беарна". 1932 год

В мае 1931 года торпедоносец Левассер PL7 из палубной бомбардировочной эскадрильи 7B1 развалился во время горизонтального полета в небе над марокканским городом Касба-Тадла (Kasbah-Tadla), что повлекло за собой запрет в июне 1931 на полеты всех самолетов PL7. Однако через два месяца после этого три PL10 были поставлены в бомбардировочную 7B1, где и находились на службе до 1936 года. Сделано это было по согласованию с командованием эскадрильи, которой нужны были современные машины для обучения молодых летчиков, которые, в ожидании отмены запрета полетов PL7, не могли получать необходимую практику.
Новый самолет получился мощнее, надежнее и гораздо более маневреннее, чем PL4. Странно, но именно эта последняя характеристика послужила причиной страшной аварии 12 октября 1931 года, произошедшей в небе над Пьерфё-дю-Вар (Pierrefeu-du-Var). Три PL10 совершали перелет на новые позиции, когда все три самолета внезапно столкнулись в воздухе, вследствие чего упали на землю и разбились в виноградниках неподалеку от города. В этом происшествии погибли четыре человека.
Несмотря на этот удар судьбы, 7S1 закончила переоснащение на новые машины в октябре-ноябре, а с января 1932 года начала перевод своих новых самолетов на авианосец "Беарн". Качество этой новой машины вкупе с мастерством пилотов не создали серьезных проблем при посадках на палубу авианосца, но 14 апреля 1932 года произошел инцидент, серьезно сказавшийся на моральном настрое пилотов эскадрильи. Самолет пилота Жерве (Gervais) не смог зацепить гаком за посадочные канаты и упал в море. Из самолета извлекли летчика, не подававшего признаков жизни. Виной всему были кабанные стойки, которые не позволили пилоту быстро покинуть кабину. Два других члена экипажа отделались легким испугом...



На взлет с палубы "Беарна" идет PL10. Начало 1931 года

В конце апреля 1932 года эскадрилья на "Беарне" получила приказ войти в восточное средиземноморье. После короткой остановки в Бизерте (Bizerte, Тунис), 13 мая авианосец подошел к берегам Ливана. Эскадрилья была снята с борта "Беарна" и перелетела в Райак (Rayak), город, возвышавшийся над долиной Бекаа (Beqaa). Вся следующая неделя была занята учениями, проводимыми совместно с ВВС (Armee de l'Air), после чего пилоты перелетели в Сирию, выполнив посадки сначала в Дамаске, а затем в Хомсе.
Вообще Франция с 1920 года имела мандат Лиги Наций на управление территориями Сирии и Великого Ливана. Оба этих государства в 1918 году были освобождены от турецкой оккупации, чем и воспользовались французы для расширения своей зоны влияния на Ближнем Востоке. Однако на этих территориях постоянно происходили различные скрытые процессы, следствием которых стали выступления арабских националистов, из-за чего Франции необходимо было постоянно демонстрировать свою военную мощь, что приводило больше к символично-политическому влиянию...



PL10 в момент зацепа посадочным гаком троса. Офицер внимательно наблюдает за посадкой машины

По возвращению в Бейрут основным занятием экипажей PL10 стали упражнения в стрельбе и маневры по прикрытию флота.
В время этого ближневосточного турне PL10 из 7S1 переправились на аэродром Палестины, где и продолжили тренировки, основным видом которых были групповые полеты и полеты на фоторазведку. В мае 1933 года "Беарн" вернул свои эскадрильи к месту постоянной дислокации, в Алжир и Марокко. 13 числа эскадрильи поднялись в небо для отработки удара по порту Оран (город-порт в Алжире), для чего им пришлось вначале совершить посадку в Ла Сенье (La Senia, сегодня это Эс-Сенья, пригород Орана, Алжир). Всю следующую неделю эскадрильи работали с наземных аэродромов, и по отдельности совершили практически полный тур по аэродромам Марокко.
Общее количество произведенных самолетов варьируется между 18 и 20 аппаратами (номера с 33 по 50). Серийные машин благодаря своему хвостовому оперению немного отличались от прототипа, а использование этих машин в эскадрильях было достаточно коротким, поскольку в сентябре 1933 года появилась новая модель - Левассер PL101, которая понемногу начала заменять PL10, отправляемые в учебный отряд авианосца "Беарн".



Взлетает звено PL10 из 7S1

В ноябре 1933 года закончилось перевооружение на самолет PL101, после чего тренировки по посадке на палубу продолжились. Однако 29 декабря 1933 года произошел новый инцидент, повлекший человеческие жертвы. Во время вынужденной посадки странным образом застрелился стрелок Муние (Mounie), входивший в состав экипажа одного и последних находящихся на службе PL10.
Между тем, история этих "неутомимых" машин на перевооружении не закончилась. Самолеты должны были быть отправлены на слом, но объявление войны спасло PL10 и даже стало, в какой-то степени, началом их новой карьеры на службе в двух разведывательных эскадрильях, созданных в сентябре 1939 года. На самом деле получилось так, что некоторые из состоявших в этих эскадрильях PL101 пошли на слом раньше, в следствие чего и пришлось срочно возвращать на службу PL10 и даже PL7, сохранившиеся до этого момента в эскадрилье AB1!
Итак, в сентябре 1939 года на службе оставались пять самолетов PL10 (они находились в составе разведывательных эскадрилий 2S3 и 2S4). В начале октября эти PL10 и PL14 из 2S3 были заменены на PL101, переданные из эскадрильи AB2 (раньше она называлась 7S1), которые вскоре также были заменены на Луар-Ньюпор 401 (Loire-Nieuport 401). Всего на службе в 2S3 осталось четыре машины PL10 - номера 34, 39, 41 и 44.
6 октября 1939 года 2S4 приобрела статус наземной эскадрильи. КАМС (CAMS), Гурду (Gourdou) и Луары (Loire) были отправлены в Ланвеок (Lanveoc, Бретань), а на их место прибыли PL10 и PL101. На момент перемирия 1940 года на службе оставалось всего два исправных PL10, которые немцы быстро отправили на слом.



12 октября 1931 года. Результат столкновения в небе трех PL10

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

levasseur, франция, авиация

Previous post Next post
Up