RAF S.E.5a, 85 Sqn RAF, пилот Billie Bishop, лето 1918, Франция

Nov 11, 2014 10:00

Сегодня - очередные подходы и очередная машина, которая уже давно стоит у меня в коллекции, при чем даже не в одном экземпляре :-)




Начнем с истории

В 1916 году RFC обращается к британской авиационной индустрии с призывом разработать истребитель, который будет превосходить противника по всем показателям. На этот призыв отозвались RAF из Фарнборо, а также компания Sopwith.




Первоначально, работы начались в Sopwith, что вылилось, со временем, в создание легендарного Camel (впрочем, это уже совсем другая история). RAF пошел своим путем, и Henry P. Folland, J. Kenworthy и майор F. W. Goodden начали разработку собственного прототипа. Используя новый 150-ти сильный двигатель водяного охлаждения, они создали, в конце концов, одноместный биплан-истребитель.
Постройка трех прототипов началась осенью 1916 года, и первый полет был осуществлен 22 ноября. Во время испытательных полетов были разбиты два из трех самолетов, причем один из них 28 января 1917 года похоронил под собой майора F.W.Goodden. После доработок, самолет получил увеличенную скорость и маневренность, а его устойчивость в полете позволяла рассчитывать на него как на настоящую «платформу» для оборудования различным вооружением. Наиболее приемлемым конструкторы сочли установку синхронного, стреляющего через воздушный винт пулемета Vickers, а также установленного на крыле на станке Фостера пулемета Lewis
Самолеты S.E.5 начали службу в марте 1917 с 56-го Squadron’а, и к апрелю были развернуты на территории Франции. Прибыв во время «кровавого апреля» RAF S.E.5 стали одними из немногих самолетов союзников, которые могли противостоять немецким аппаратам. Однако в начале боевого применения многие пилоты жаловались на недостаточную мощность двигателя. Быстро найдя решение этого вопроса, RAF в июне 1917 представил улучшенный самолет S.E.5a, оснащенный 200-сильным двигателем Испано-Сюиза. Этот самолет стал стандартным для всех 5265 экземпляров, построенных за годы войны.




Улучшенный вариант самолета стал фаворитом британских пилотов, поскольку он обладал отличными высотными характеристиками, хорошей обзорностью, и был намного легче в управлении, чем Sopwith Camel. Несмотря на столь лестные отзывы, производство S.E.5a отставало от производства Sopwith Camel, главным образом по причине возникавших с двигателем Испано-сюиза многочисленных проблем. Так продолжалось вплоть до начала применения в конце 1917 года двигателей Wolseley Viper (по сути это та же Испано-сюиза, лицензионная, упрощенной конструкции и обладающая более высокой степенью сжатия). В результате этого, многие сквадроны должны были ожидать новые самолеты с новым, более качественным мотором.
Большое количество S.E.5a смогло поступить на фронт только в начале 1918 года, когда ими укомплектовали 21 британскую и 2 американские эскадрильи. S.E.5a стал самолетом знаменитых асов, его использовали такие известнейшие пилоты как Billie Bishop, Edward Mannock и James McCudden. Находясь на фронте до конца войны, он заметно превосходил все немецкие самолеты Albatros и был одним из немногих, кто на равных противостоял появившимся в мае 1918 года немецким Fokker D.VII
Во время Первой Мировой Войны самолеты S.E.5 производились компаниями Austin Motors (1,650), Air Navigation and Engineering Company (560), Martinsyde (258), the Royal Aircraft Factory (200), Vickers (2,164) и Wolseley Motor Company (431). Всего было изготовлено 5265 самолетов, и только 77 из них не являлись модификацией S.E.5a. Контракт на постройку 1000 самолетов S.E.5a был подписан с компанией Curtiss Aeroplane and Motor Company из США, однако до конца военных действий американцы успели изготовить лишь один самолет. После войны британские S.E.5a служили в береговой охране, а некоторые машины вплоть до 1938 года представляли так называемые «воздушные цирки».

Итак, подход первый. 1/72. Roden.

Первый опыт и первое знакомство с RAF S.E.5a (эсифайф, как его называли) произошло у меня в те времена, когда я еще пользовал для Первой Мировой Войны 72-й масштаб.Коробок было несколько, выбирал я выбирал, да и выбрал самое, на мой взгляд, красивое решение - вот оно:




Чью машину я, в конечном итоге, соорудил - было на тот момент не столько важно. Хотя интересно, конечно. Модель в целом получилась, хотя и была она из серии "меньше наперстка". То есть что-либо рассмотреть было не реально. Вот этот аппарат:







Подход второй. 1/48. Roden.

Поняв, что для самолетов Первой Мировой Войны 48-й масштаб подходит гораздо лучше, я решил переделать RAF и поставить его на полку в большем размере. Решить-то я решил, и даже прототип подобрал - мол делать буду ночной истребитель, D5995/"1" (Vickers-built), No.143(HD) Sqn RFC, Lt. L Lucas, London Air Defence, April/May 1918. И декаль на него была... Но... В общем увидите :-) Вот коробка выбранного прототипа:




Хотелось, конечно, собрать камуфлированную модель - но не все так просто. Там линия раздела цветов проходит очень витиевато... Сейчас я такое сделать могу - тогда не мог. Потому и сделал вот его:








Декали на верхнем крыле оценили? Вот то то и оно... Как я ни пытался с этим бороться, что ни делал, чем ни приваривал - все бестолку. Декаль была абсолютно невосприимчива ни к чему и "стояла колом насмерть"...
В общем пришлось мне, скрепя сердце, поставить эту модель на полку, и начать задумываться о третьей - наконец то правильной модели. Несколько лет думал, кстати...

Подход третий. Финальный. 1/48. Roden.

И вновь я выбираю RAF S.E.5a - и вновь решил сделать новый, не знакомый мне аппарат. В 48-м масштабе (что естественно). Выбор пал на вот такую коробку с таким вот прототипом. Кто не узнал - это C1904/Z, No 85 Sqn RAF, flown by Billie Bishop, (72 victories), Summer 1918, France.




Подробно я весь процесс сборки в свое время показывал ВОТ ТУТ, а в этом рассказе хочу предметно остановиться только на одной вещи - на декалях. Они снова подкачали качеством, но в этот раз, благодаря тому, что я смог предварительно протестировать их, я выявил еще одну проблему - недостаточное количество краски. Пришлось мне для сильно заметных верхних кокард делать круги... Какие? А вот такие:




Пришлось, конечно поколдовать и с растяжками, и со стойками шасси, и с вымпелом на киле. Вот на вымпеле, благо их на самолетах ПМВ достаточно много, я хотел бы остановиться подробнее. Делается он из фольги, окрашенной в необходимый цвет. Изготавливая вымпел не забывайте, что развивается он только в полете, а, поскольку ваша модель неподвижно стоит на столе, вымпел у вас должен "висеть на пол-шестого" :-) Добиться этого можно изгибанием фольги... Ну вот как-то так :-)







Вот такие три подхода... При чем что странно - все три аппарата до сих пор у меня в коллекции. При чем я не понимаю, зачем мне "Эсифайф" в 72-м масштабе? Однако он есть, стоит на полочке, собирает пыль. Необычно все это - но не поднимается рука его выбросить... Пуст стоит - каши вроде не просит :-)

roden, raf, модель

Previous post Next post
Up