Французы против итальянцев. 1944 год, 11 июля

May 20, 2021 10:00

Вторая встреча произошла через пятнадцать дней после первой, но оказалась гораздо более насыщенной и с гораздо более серьезными последствиями.
11 июля 1944 года B-26 Мародеры из состава 31-й эскадрильи получили задания на бомбардировку складов горюче-смазочных материалов в Плезансе (В 8.30 утра 21 бомбардировщик поднимается в воздух с аэродрома Виллачидро (Сардиния). В составе группы 6 самолетов из GB I/19 Gascogne, а остальные 15 - из GB II/20 Bretagne. Четыре машины вскоре заявили о неполадках и пошли на посадку, а остальные 17 в 10.15 утра встретились со своим эскортом - 12-ю машинами Спитфайр Mk.IX из 238-го сквадрона RAF, взлетевшими с 09.55 со своей новой базы в Сен-Катрине. Метеорологические условия были весьма плохие, облачность составляла 6-10 баллов и лежала слоями сверху и снизу бомбардировщиков. Идеальные условия для внезапной атаки вражеских истребителей.

И, конечно, же, противник к такой атаке готовился. В 9.30 утра Мессершмитты из II Gruppo Gaccia (Вторая истребительная группа) поднимаются в воздух с аэродрома близ Вероны, где они располагались, начиная со 2 июля. Примерно в это же время в воздухе находятся также 6 Мессершмиттов из I./JG77, вылетевших с аэродрома Геди (Брешиа). Во главе итальянского соединения находился майор Миани, а одной из групп руководил капитан Марио Беллагамби, командир 2 эскадрильи, опытный пилот, имевший к этому моменту значительный налет на Мессершмиттах в качестве командира 150 Gruppo Caccia в июне 1943 года на острове Сицилия.



На аэродроме Сен-Катрин

В это время Мародеры приближались к своей цели, растянувшись в длинную колонну, замыкающими в которой были самолеты «34», «37» и «41» из Bretagne. Бомбардировка началась в 11.05, и в тот же момент пилоты Спитфайров заметили «идущие парами два соединения вражеских самолетов, идентифицируемых как Bf-109. Они шли курсом на юго-восток на высоте 7000 метров с удалением в 15-20 км».
Это действительно были немецкие и итальянские Bf-109, осуществлявшие заход в хвост растянувшейся колонны бомбардировщиков. Флайт лейтенант Смолл, командующий истребителями сопровождения, отдает приказ синей группе (верхнее прикрытие) сбросить подвесные топливные баки и атаковать первую группу. Два Bf 109 из JG77 отделяются и начинают быстро набирать высоту, преследуемые Синей «2» (Флайт лейтенант Ван Ренсбург, самолет KC-K, MK557) вплоть до высоты 7500 метров. Англичанин выпустил несколько коротких очередей и заметил, как от самолета противника в районе корня крыла оторвался какой-то обломок. Bf-109G-6 Wk.Nr. 163189 пилота унтерофицера Рихарда Круза из состава 4./JG77 продолжал полет по прямой, после чего опустил нос и скрылся в облаках. Раненному пилоту удалось совершить вынужденную посадку в районе Изола-Доварезе (Кремона).

Второй Мессершмитт пилота фельдфебеля Альберта Ульриха из 5./JG77 был атакован Синей «1» (Флайинг офицер Симондс, самолет KC-T, MH529), выпустившей по нему две коротких очереди. Немецкий пилот выполнил правый разворот с резким снижением и также исчез в облаках. Возможно, он был сбит, поскольку пилот Красной «1» (Флайинг офицер Джонсон) вскоре после этого видел «хаотически падающий вниз горящий самолет и раскрывшийся немного выше парашют летчика». Немец целым и невредимым приземлился на территории Мантовы. Дополнительным свидетельством служит и тот факт, что I./JG77 заявила о потере двух истребителей Bf-109 именно в день этого сражения



B-26 Мародер Борт 29

Другие Спитфайры из синей группы атаковали остатки формации I./JG77, которые, поддерживаемые итальянцами, прорывались на восток, в направлении бомбардировщиков, намереваясь нанести им сокрушительный удар с пикирования. Спитфайры из красной группы также начали выполнять свою часть задания, после чего Мессершмитты развернулись и скрылись из поля зрения.

В это время летящие по прямой B-26 открыли бомболюки и начали прицеливание для сброса бомб. В ту же секунду пара Bf-109 вывалилась из облаков и начала атаку. Полковник Антге, пилот «34», вспоминает:
«Мы услышали Кастежона, нашего стрелка, который говорил по интерфону: вражеские самолеты в пике на 5-ти часах. Через несколько секунд мы услышали стрекотание наших шести пулеметов».
Два Bf-109, которые проскользнули в центр группы эскорта, были самолетами капитана Беллагамби и сержанта Лео Талина. Они атакуют арьергард группы Bretagne, открывая прицельный огонь по «37» и «34». «Я вступаю в бой со вторым соединением бомбардировщиков» - рапортует Беллагамби в своем составленном позже рапорте - атакуя справа сзади крайнюю тройку самолетов».
Сержант Талин попал в цель, что подтвердил потом полковник Антге: «В этот момент Кастежон, уже более нервным голосом сообщил, что мы получили несколько попаданий в различные элементы конструкции самолета, что все стрелки живы и здоровы, но что руль высоты сильно поврежден. Бросив взгляд на идущий рядом «37» я заметил, что его тоже атакуют».



Капитан Беллагамби

В действительности очереди капитана Беллагамби были более разрушающими. Правый двигатель Мародера был поврежден, а второй пилот, аджюдан Депинуа, был убит. Беспомощно повисшее на ремнях, его тело заблокировало проход для штурмана-бомбардира, младшего лейтенанта Ажэ, который оказался пленником в носовой кабине самолета. Пилот, лейтенант Корне, отдал экипажу приказ покинуть гибнущий самолет. Выпрыгнули сержанты Моаль и Бонне (стрелки), аджюдан Корнек (радист) и капрал Жоливе(фотограф). Полковник Антге видит разыгрывающуюся у него на глазах драму: «Из правого двигателя вырывались клубы черного дыма, переходящие в языки пламени. Корне очень медленно отставал от соединения, затем отдал приказ покинуть самолет. После этого кормовой стрелок сообщил нам, что четыре человека выпрыгнули и четыре парашюта нормально раскрылись.»

Сцену эту видели и другие, в частности старший сержант Ле Бурблан, хвостовой стрелок «31»: «Я увидел «37», который быстро терял высоту, срываясь в крутое пике. Мне показалось, что некоторые его части начали отлетать в воздухе - возможно, отваливалась часть крыла», а также сержант Парве, бортовой стрелок того же самолета - «я увидел «37», падающий в неуправляемый штопор, а затем врезающийся в землю. Перед катастрофой я видел открывшиеся парашюты.»



B-26 борт 34

Ошеломленный маневрами двух Мессершмиттов, эскорт запоздал отреагировать. Красный 1, красный 3 (пайлот-офицер Форрест, KC-U, LZ888), а также зеленый 3 (Уоррент-офицер Тейлор, KC-H, MH301) безрезультатно выпускают несколько очередей. В это время тринадцать из шестнадцати Мародеров сбрасывают свои бомбы и, закладывая большой вираж, берут курс на свою базу, сопровождаемые перестроившимися истребителями сопровождения. «34» при этом сбрасывает скорость и медленно отстает от группы. Спитфайры оставили его одного, но держали при этом на контроле на случай опасности. Руль высоты удалось исправить, и самолет пусть и с опозданием, но достиг Виллачидро.
Итальянские и немецкие Мессершмитты покинули место схватки под прикрытием облаков. Четыре Густава из I./JG77 приземляются в Геди, а девять машин из II Gruppo Gaccia совершают посадку в Виллафранка в 11.20.

В целом в этой схватке не было ничего необычного. Вечером экипажи займут места вокруг стола и предадутся воспоминаниям, обсуждая подробности дневного боя и отдавая дань памяти погибшим коллегам. Такие «посиделки» пройдут в этот день во многих странах, на тысячах аэродромов нацистов и союзников. Обычный день большой войны - ни больше, ни меньше.

КОНЕЦ

Fernando d'Amico
Gabriele Valentini
перевод и комментарии avianikitoss и AlexWW1

франция, италия, авиация

Previous post Next post
Up