Французы против итальянцев. 1944 год, 24 июня

May 13, 2021 10:00

После полудня 24 июня 1944 года на аэродроме Альто (Корсика) двенадцать P-47D из состава GC II/5 "Лафайетт" осуществляли рулежку. Помимо них на этом большом аэродроме находись также P-47 из состава 57-й Fighter Group USAAF, в подчинении которой находилась вышеуказанная французская группа в период между 8 мая и 13 июня, днем, когда произошла передача "Лафайетт" в состав 4-й французской эскадры.
Для "Лафайетт" это было вторым вылетом за день, первый был осуществлен еще с утра. Двенадцать Тандерболтов под командованием лейтенанта Гуашона один за другим поднимались в небо, нагруженные 500-кг бомбами на внешней подвеске. Их задание заключалось в бомбардировке с пикирования железнодорожного моста в районе Овада (к северу от Генуи). Вскоре после взлета у лейтенанта Гийу начались сбои в работе двигателя, и он, сбросив свои бомбы, повернул назад. Остальные одиннадцать самолетов продолжили свой путь над Тирренским морем в направлении итальянского берега.
Примерно в это же время на территории аэродрома Кашина Вага (район Павии) Мессершмитты Bf-109G из 2-й истребительной группы (II Gruppo Caccia di Aeronautica Nazionale Repubblicana (ANR)) проводили подготовку к вылету. Выведенные с фронта еще в мае, летчики этого подразделения заканчивали переучивание на новые машины немецкого производства. Некоторые из пилотов к тому времени уже имели опыт пилотирования Bf-109 из 3 и 150 групп летом 1943 года во время обороны Сицилии. Обучение проходило быстрее намеченного графика, и к 20 июня 2-я группа вновь обрела полную боеспособность.



Кашина Вага (Павия), конец июня 1944 года. Bf-109G из II Gruppo с "красным дьяволом" - эмблемой второй сквадрильи

Десять Мессершмиттов (три из 1 Squadriglia, четыре из 2 Squadriglia и три из 3 Squadriglia) взлетали с травяного аэродрома, когда Bf-109G-6 (Wk Nr 163849) пилота сото-тененте (младшего лейтенанта) Джино Гамберини из 3 Squadriglia внезапно потерял мощность и не смог оторваться от взлетной полосы, а затем, после серии резких виражей, перевернулся в конце ВПП. Пилот оказался зажат в кабине своей машины. Пока спасатели и пожарная команда мчались к месту аварии, из пробитого бака вытекло топливо, которое тут же воспламенилось ярким пламенем. Несчастный Гамберини сгорел заживо. Разные очевидцы в послевоенных интервью говорили, что самолет этот был специально поврежден одним из летчиков (заявлявшим после войны, что он был «партизаном») - пилоту просто отключили подводку воздуха к компрессорам и турбине, что не позволило самолету набрать необходимую мощность. Это всего лишь один из многих эпизодов саботажа, происходивших в итальянских войсках, который подтверждает лишь одно - страна была на пороге гражданской войны.



Капитан Марио Беллагамби у своего Bf-109G6

Несмотря на это ЧП оставшаяся девятка по команде JaFu (Jagdfliegоerfuhrer Oberitalien (командование истребителями северной Италии - оперативный штаб Люфтваффе, получавший информацию о приближении самолетов противника с многочисленных радарных станций и постов визуального наблюдения) направилась к генуэзскому заливу, откуда поступил сигнал о приближении авиации противника.
P-47 из "Лафайетт" достигли своей цели в 17.55 и, пикируя с 3000 метров до 1000 метров, начали сброс бомб на металлический железнодорожный мост. Когда группа перестраивалась для возвращения на базу, в небе появились Мессершмитты. Старший сержант (Sergente maggiore) Карло Кавальяно из 1 squadriglia сообщил о встрече:
«Мы шли на высоте 6000 метров- впереди был командир1-й Squadriglia лейтенант Уго Драго. Когда мы прошли Геную, зенитная артиллерия начала обстрел. Драго выполнил маневр, который мы все повторили, после чего пошли над Овадой. Тут же мы услышали в наших наушниках французскую речь, и, осмотревшись по сторонам, я заметил несколько Тандерболтов, обстреливающих железную дорогу Генуя-Овада, а через мгновение увидел еще четыре P-47, стремительно набирающие высоту и разворачивающиеся нам навстречу. Я предупредил об этом лейтенанта Драго, который ответил, что все видит. Он отдал приказ мне и лейтенанту Валенце noследовать за ним для атаки этих четырех самолетов, а остальным - начать обстрел других Тандерболтов.»



Тандерболты из "Лафайетт" возвращаются с задания

Увидя появившиеся из облаков Bf-109, P-47 быстро совершили странный маневр - упали в «штопор». Этот поразительный маневр позволил итальянцам, как мы увидим ниже, заявить о двух одержанных победах. Французам удалось занять оборонительную позицию, и капитан Тьерри, лейтенант Дюкру, старший сержант Танги и сержант Аллу выпустили несколько очередей по Мессершмиттам. Самолет старшего сержанта Лезье был поврежден выстрелами лейтенанта Драго, о чем последний сообщил в своем рапорте:
«Мне удалось зайти в хвост одного из вражеских истребителей-бомбардировщиков, и с расстояния в 50 метров я открыл огонь по самолету. После этого вражеская машина начала терять топливо из пробитого фюзеляжного бака и левого крыла. В ту же минуту меня атаковал другой вражеский истребитель, и, чтобы уйти из под обстрела, мне пришлось отпустить мою жертву и уйти в крутое пике в сторону моря.»



Лейтенант Фаусто Филиппи у своего Bf-109G6 "3 желтая", июнь 1944 года

Победа, одержанная лейтенантом Драго, а также и вторая, старшего сержанта Кавальяно, подтверждались не взрывами самолетов, а лишь резким падением в штопор вражеских машин, из двигателей которых развивались клубы черного дыма.
На самом же деле, кроме незначительных повреждений машины старшего сержанта Лезье, ни один самолет из "Лафайетт" потерян не был. Когда итальянцы исчезли из поля зрения, P-47 собрались в группу и взяли курс на Корсику, где благополучно приземлились в 18.55. Bf-109 из II Gruppo приземлились в Кашина Вага в 18.30. Итальянские пилоты были настроены как следует отметить первые одержанные на новых, только что освоенных самолетах «победы». Но ужасный случай, произошедший с Гамберини, охладил их пыл, произведя эффект холодного душа и вернув счастливых летчиков к реалиям военного времени. Со стороны французов этот бой также произвел гнетущее впечатление, заставив их признать недостаточность боевой подготовки и интенсифицировать практическое обучение в пилотировании и стрельбе.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...

франция, италия, авиация

Previous post Next post
Up