Аргентинские ястребы

Sep 03, 2020 10:00

В 1921 году с конвейера Военного Авиационного Завода (Fabrica Militar de Aviones, FMA) вышли последние Девуатины (Dewoitine D.21), и Главное Управление Аэронавтики (Dirección General de Aeronáutica) озадачилось выбором их преемников. Это закончилось в 1932 году планами покупки лицензии на производство сорока истребителей Кертисс (Curtiss Hawk II) и двигателей к ним - моторов Райт Циклон (Wright Cyclone). Планам этим, однако, не суждено было сбыться - грянул мировой экономический кризис, крайне негативно сказавшийся как на зарубежных закупках, так и на финансовом состоянии Аргентины в целом. В 1934, когда стали заметны первые посылы выхода из кризиса, перевооружение национальной армии немедленно вышло на первый план. В марте 1934 года в Буэнос Айрес прибыл Бросуэлл (J.Broswell), рекламный пилот компании “Кертисс-Райт”, который привез с собой демонстрационный Кертисс Хок III (c/n 11894, N14703), на котором произвел множество полетов с целью продать аргентинцам такой самолет. Турне Бросуэлла привело к тому, что с похожим предложением к аргентинцам обратился Итальянский Консорциум Авиационного Экспорта (Consorzo Italiano per l’Esportazioni Aeronautichi), продвигавший истребитель Фиат (Fiat CR.30). Надо отметить, что предложение итальянцев так и осталось без ответа.



Хок III c/n11894, прибывший в Аргентину для демонстрационных полетов

В ноябре того же года комиссия по зарубежным закупкам направляет компании Девуатин запрос на техническую документацию по истребителям D.371 и D.500, а в марте 1935 года начинается подробное изучение четырех различных версий пятисотого семейства, оснащенного звездообразными двигателями различных моделей. Отметим, что и этот проект не покинул стадию изучения документации.

В августе 1935 года Национальный Конгресс выделяет для приобретения предназначенной ВВС и ВМФ авиационной техники сумму в 42 миллиона (это 16,3 миллиона долларов по курсу того времени). Немедленно после этого аргентинское правительство объявляет международный конкурс на покупку 70-ти истребителей, 67-и бомбардировщиков и 30 машин для повышения летного мастерства. Согласно информации, получаемой от военных и коммерческих атташе, работающих в зарубежных странах, на февраль 1936 года истребитель должен был обладать крейсерской скоростью не менее 390 км/ч, осуществлять посадку на скорости не более 120 км/ч и иметь практический потолок не менее 8000 метров. Все участники конкурса должны были пройти строгую проверку на соответствие их предложений объявленным характеристикам. Проверка должна была пройти в сентябре на базе Эль Паломар (El Palomar).



Единственный прототип Хок IV, участвовавший в конкурсе в сентябре 1936 года

Одновременно с этим в целях скорейшего удовлетворения минимальных потребностей ВВС, правительство подписывает контракт на поставку 10 самолетов Кертисс Хок III (c/n 12085-12094). Эти бипланы с убирающимся шасси получили номера от 1 до 10. Шесть первых машин прибывают в порт Буэнос Айреса на борту парохода American Legion компании Мансон Лайнс (Munson Lines) уже 10 мая, даты, которая соответствует как правительственным архивам, так и записям производителя, отметившим поставку между 15 мая и 6 июня 1936 года. Эта первая шестерка пролетела над Буэнос Айресом во время традиционных парадов 9 июля и 31 декабря.
Военное министерство Аргентины не замедлило приобрести еще один Хок, который в итоге получил номер 11 и который был ни чем иным, как тем самым демонстрационным самолетом 1934 года, на котором свою программу выполнял Бросуэлл.

После этого на конкурсе сентября 1936 года были представлены всего два истребителя: Воут (Vought V.143) и Кертисс (Curtiss Hawk IV, c/n 12186, N188M), представлявший собой модификацию Хок III с улучшенным крылом и закрытой кабиной. После дисквалификации V.143 победителем был объявлен Хок IV, отвечавший минимальному набору заявленных характеристик и бывший, к тому же, хорошо изученной моделью, не требующей долгого обучения летчиков. К тому же поставка этих более мощных Хоков ожидалась уже через 6-9 месяцев… В общем, принимавший участие в конкурсе прототип Curtiss Hawk IV был немедленно куплен и ему присвоен номер 12.
В июле 1936 года исполнительная власть (имеется в виду руководство военной авиации - прим.переводчика) объявляет о создании Истребительного Командования Армейской Авиации (Comando de la Fuerzas Aereas des Ejercito), подчинявшейся военному министерству. В его состав должны были входить Школа Военной Авиации и Армейская Дирекция по Авиационной Технике. Так создавалась 1-я авиадивизия, состоящая из пяти полков. Первая истребительная группа первого авиационного полка базировалась в Эль Паломаре и вооружалась Хоками III с их последующей заменой на Хоки IV и передачей своих Девуатинов 3-й истребительной группе 5-го авиационного полка, которая осталась в Эль Паломаре не смотря на то, что должна была перебазироваться в Комодоро Ривадавиа (Comodoro Rivadavia).



9 июля 1937 года. Эль Паломар. Линейка аргентинских военных самолетов

Вооруженные одним 7,65 мм и одним 12,7 мм оснащенными синхронизаторами пулеметами “Кольт” (в смысле, «Браунинг» - прим.переводчика), стреляющими через плоскость вращения винта, самолеты также имели возможность брать по десять противопехотных 10-кг бомб или по 10 ракет массой по 13 кг. Также можно было взять 5 бомб по 50 кг. При демонтаже установленного под фюзеляжем дополнительного топливного бака, появлялась возможность дополнительной подвески бомбы массой 250 кг. Аппарат оснащался девятицилиндровым звездообразным двигателем Райт Циклон F-53, развивавшим 750 л.с. на взлете и приводившим в движение двухлопастный винт изменяемого шага.
Прочность конструкции Хок III, позволявшая сбрасывать бомбы с любой высоты и любого пикирования, а также его великолепная маневренность быстро сделали этот самолет настоящим любимчиком первого авиаполка.

3 сентября 1936 года эскадрилья, состоящая из самолетов №№2,3,5,9 и 10 заканчивала тренировочный перелет между Эль Паломаром и Панарой, когда проблемы с двигателем у самолета №10 заставили пилота сесть на вынужденную возле Школы Альберди (Alberdi) в провинции Буэнос Айрес. Согласно составленному позже рапорту, самолет был поврежден и требовал отправки на свою базу по железной дороге. Далее используем воспоминания немецкого военного атташе, который 20 января 1937 года посетил FMA (поминавшийся в самом-самом начале статьи завод - прим.переводчика) и составил длиннющий отчет об арсенале и производственных возможностях аргентинский военных. Так вот он в этом своем отчете отметил, что самолет был полностью разрушен во время крушения поезда, который сошел с рельсов, и что из всего самолета уцелел только двигатель, элероны и несколько различных несущественных элементов, однако обладавший большим опытом по восстановлению самолетов FMA вполне мог самостоятельно сделать копию этой разбитой машины.



Аргентинский Хок III с двигателем, убранным в капот NACA

1 апреля 1937 года майор Рауль Сола (Raul Sola) на Хок III поднялся на высоту 9200 метров, и почти установил южно-американский рекорд, но увы, он не был официально омологирован соответствующими службами 27 апреля он повторил попытку, достигнув, на этот раз, высоту в 10 000 метров и, на этот раз, все происходило в присутствии официальных лиц из аэро-клуба Аргентины. 9 июля все наличные Хоки пролетели в небе над Буэнос Айресом, а 8 октября в Буэнос-Айрес прибывает итальянская эскадрилья, направленная в Южную Америку якобы для участия в Авиационном Конгрессе в Лиме. Однако, имея намерения явно коммерческого характера, эскадрилья устроила целое турне по стране, отправившись даже на самый юг, посетила Сантьяго-де-Чили, Буэнос-Айрес, Розарио и Монтевидео. На каждой остановке эскадрилья проводила демонстрационные полеты и показ акробатической программы, сделав это в Буэнос-Айресе прямо над авеню Костанера (Costanera). Многих аргентинских пилотов пригласили опробовать в полете истребитель Фиат, однако, когда наступила очередь итальянских пилотов, они все как один отказались от полетов на Хок III, к которым демонстрировали явное презрение. В реальности же было довольно сложно выбрать лучшую машину из этих двух, маневренность у них была на одном уровне. Единственно что - Хок достигал скорости 390 км/ч, а его итальянский оппонент - 375.
9 числа в Эль Паломаре аргентинские пилоты полостью повторили программу, представляемую гостями, а 20 октября, во время ночной посадки в Эль Паломаре, капитан Аугусто Болохини (Augusto Bologini) задел один из прожекторов и разбился о стоящий рядом грузовик (думаю, прожектор стоял на грузовике, и самолет просто “въехал” в них при ночной посадке - прим.переводчика). Вся техника при аварии была полностью разрушена…



Ремонт Хок III

Начались учения, и приданные силам “синих”, семь Хоков из состава Gr.Gz.1 (номера 2,4,5,6,7,8,9) под командованием майора Хасинто Капельи (Jacinto R.Capella), пилотировавшего Хок IV №12, направились в сторону Монте Грандо (Monte Grando) и оставались там с 18 по 23 октября. Целью их были атаки позиций “красных”, которые заключались в бомбардировках пикированием с высоты 2000 метров и сбросом 50-ти килограммовых бомб. После таких налетов позиции “красных” подвергались комбинированному обстрелу артиллерией 75, 105 и 155 мм. 23 числа Gr.Gz.1 вернулась в Эль Паломар, а на следующий день вылетела в Мендосу (Mendoza), где 26-го произошел очередной фатальный инцидент, завершивший программу маневров…
26-го проходила завершающая стадия воздушных "сражений" - соединение из Юнкерсов (Junkers K-43), Девуатинов и двух звеньев с примкнувшими к ним тремя одиночными Хоками должны были выполнить бомбардировку взлетной полосы “красных”. В 9.40 свои бомбы на цель сбросили Юнкерсы и Девуатины, а звенья Хоков начали свое пике с высоты 2300 метров, превысив в итоге скорость в 500 км/ч. Внезапно большинство противопехотных бомб весом 13 килограмм взорвалось на пикирующих самолетах Майора Капельи и лейтенанта Пабло Гаррайкочеа (Pablo Garraycochea). Сила взрыва выбросила майора из самолета, но, не смотря на то, что он успел открыть парашют, его раны оказались несовместимы с жизнью и он вскоре скончался…. Лейтенант Гаррайкочеа погиб в облаке разрыва в своем самолете, а первый лейтенант Мариа Ривьере (Maria Riviere) на Хоке №9 попал под разлет осколков взорвавшейся машины, но, к счастью, повреждения оказались незначительными и аппарат смог благополучно приземлиться… Забавно, что незадолго до того трагического инцидента, майор Капелья, 1-й лейтенант Ривьера, капитан Болохини и лейтенанты Гаррайкочеа и Ривера на своих Хоках показали себя протагонистами пропагандистского фильма, получившего название “Синие звено”.



Хок III №3, Эль Паломар, февраль 1938 года

FMA в это время было занято производством нового Хок III ab inito (то есть “с самого начала”, “изначального” - прим.переводчика), что было быстро замечено американским воздушным атташе, полковником Лестером Бейкером (Lester Baker), который в своем рапорте отмечал: “Как я уже докладывал в предыдущий рапортах, я отметил, что в Кордобе аргентинцами идет строительство Хока III из обломков, собранных после аварии на железной дороге. Совершенно очевидно, что они скоро полностью построят самолет, что я отметил на прошлой неделе. Инженеры из Кордобы настолько гордятся своей работой по восстановлению Хока, что готовы повторять такое строительство вновь и вновь. Конечно же, все это происходит без какого-либо разрешения со стороны компании Кертисс, и самолет тот будет принят на вооружение только после тяжелого происшествия в Мендосе, поскольку ему смогут передать нумерацию одного из погибших самолетов…” Отчет этот затрагивал не только полное восстановление Хок III №9, но также и постройку совершенно нового аппарата, получившего номер 3.



В полете - звено аргентинских Хок III

В октябре 1938 года военная авиация Аргентины была реорганизована а Авиационное Истребительное Армейское Командование (Comando de Aviacion del Ejercito). Впервые авиационные части были разделены по их принципиальному роду занятий, и 2-й авиаполк (Reg.Aer.№2) из Параны (Parana) стал состоящим из трех групп Вторым истребительным авиаполком. Истребительная Группа №1, оснащенная Хоками, бывшая ранее Первый авиационным Полком, стала I, II и III Истребительными группами, ожидавшими получения Хок-75О и временно оснащенная теми самыми Хок III. Количество этих бипланов медленно, но неукоснительно снижалось… от 10 машин на 30 ноября 1939 года, ко 2 января 1941 года осталось 9, семь осталось на 28 февраля 1942 года, и лишь шесть - к ноябрю 1943. В октябре 1946 они даже не принимали участие в маневрах в провинции Энтре-Риос (Etre Rios). По данным американской разведки, из шести бипланов по меньшей мере три использовались в Летной Школе в 1945 году, а один из самолетов даже попал в кадры фильма “Последняя эскадрилья”, где он ожидал своей очереди на переплавку…
К настоящему времени не сохранился ни один экземпляр этого безусловно интересного биплана, находившегося на вооружение ВВС Аргентины…

GEORG VON RAUCH
Перевод и комментарии Avianikitoss и AlexWW1

аргентина, curtiss, авиация

Previous post Next post
Up