После того как пара прототипов, V.11 и V.18, оснащенных рядным шестицилиндровым двигателем Мерседес (Mercedes D.III), была построена в январе 1918 года, она, после нескольких незначительных доработок, стала лучшей на первом конкурсе истребителей (Vergleichchsfliegen Berlin-Adlershof), а австро-венгерские императорские и королевские ВВС» (k.u.k. Luftfahrtruppen, k.u.k. - это сокращение от “kaiserlich und königlich”, что было стандартным эпитетом для Австро-Венгрии, делившейся на Австрийскую империю и Венгерское королевство (еще была Босния и Герцеговина с особым статусом, но она в титуловании не учитывалась - прим.переводчика) решили заполучить одну из этих машин. Этот самолет должен был стать продолжателем выдающегося дела Альбатроса (Albatros D.III Oef), Авиатика-Берга (Aviatik-Berg D.I) и Фёниксов (Phonix D.I и D.II), то есть стать лучшим в армии Австро-Венгрии.
D.VII (M.A.G.) 93.07 времен Белы Куна
Надо сказать, что эти прототипы Фоккера испытывались австро-венгерскими пилотами, которые были не сильно воодушевлены самолетами из-за довольно скромных показателей имевшегося в наличии двигателя Мерседес D.III. Именно поэтому Фоккер V.22, еще один прототип, очень похожий на V.11 и V.18, по прибытию в Берлин-Адлерсхоф (Berlin-Adlershof), получил рядный Австро-Даймер (Austro-Daimler AD6) серии 19.000. Этот двигатель развивал мощность в 200 лошадиных сил и приводил во вращение четырехлопастный воздушный винт Ярай (Jaray). На V.22 установили пару синхронных пулеметов Шварцлозе калибра 8 мм, и 15-16 марта 1918 года самолет, имевший фанерно-полотняную обшивку, был испытан, а через месяц его уже перевезли в Будапешт, столицу Австро-Венгрии (автор явно не желает знать, что столица Австро-Венгрии, это Вена - прим.переводчика). Испытания самолета проходили в Шверин-Гёриссе (Schwerin-Görries), и проводил их фельдпилот, венгерский тёржёрмештер (аналог немецкого штабсфельдфебеля - прим.переводчика) Франц Кунтнер (Franz Kuntner). Именно к этим испытаниям и относится отчет оберлейтенанта Лукаша (oberleutnant Lukas) из k.u.k. Luftfahrtruppen.
Прототип Фоккер V.22 на заводском аэродроме в Шверине
ОТЧЕТ ОБ ИСПЫТАНИЯХ САМОЛЕТА ФОККЕР V.22 С МОТОРОМ АВСТРО-ДАЙМЛЕР 200 Л.С.
Самолет представляет собой одноместный безрасчалочный биплан. Он оснащен двигателем Австро-Даймлер мощностью 200 л.с. и имеет следующие размеры:
Размах крыла - 8900 мм
Длина - 6945 мм
Площадь крыльев - 20,2 кв.м
Масса пустого самолета с 30 кг воды - 719 кг
Полезная нагрузка - 190 кг, включая 2 пулемета + 1000 патронов + топливо и масло на 1,5 часа полета
Полный вес - 909 кг
Нагрузка на крыло - 45 кг/кв.м.
Соотношение вес/мощность - 4,54 кг/л.с.
Испытания V.22 в Шверине
Для полетов на скорость был использован четырехлопастный винт Ярай диаметром 275 см. с шагом 210 см. Этот воздушный винт вращается со скоростью 1220 оборотов/мин на земле, 1560 оборотов/минуту в горизонтальном полете и 1320 оборотов/минуту на высоте 5000 метров.
Самолет оснащается лобовым радиатором марки Виндхофф (Windhoff).
Два австрийских пулемета установлены с системой синхронизации Фоккер, благодаря которой скорострельность может доходить до 700 выстрелов в минуту. Вооружение установлено очень удобно и подразумевает легкость использования пилотом.
Испытания V.22 в Шверине
16 марта 1938 года (явная опечатка, речь про 1918 - прим.переводчика) с барометрическим давлением 766 мм, температурой 0 градусов у земли и ветре в 6 м/с, V.22 показал следующую скороподъемность:
2000 метров - 5 минут
3000 метров - 9 минут
4000 метров - 13 минут
5000 метров - 18 минут (19 минут по данным других приборов, но в том же полете)
V.22 после прибытия в M.A.G.
Пилотировал самолет штабсфельдфебель Кунтнер, отчет составлял авиационный Консультант (Flugzeugreferent des Luftfahrtruppen). Машина показала великолепную маневренность и обзорность, и заслуживает лестных отзывов, учитывая установленный двигатель и вооружение.
На следующий день после этих испытаний машина будет отправлена из Шверина в Будапешт, где, на заводе Ungarischen Allgemeinen Maschinenfabrik Aktiengesellschaft будут проведены демонстрационные полеты в интересах k.u.k. Fliegerarsenal.
Оберлейтенант Лукаш
В апреле 1918 года, в то время, как первый экземпляр этого самолета, названного немцами Fokker D.VII, поступил в части западного фронта, Fokker V.22 был приобретен k.u.k. Kriegsministerium (Военное Министерство), и 24 числа поступил от A.H.G. Fokker Aeroplanbau из Шверина в Magyar Altalanos Gepgyar (M.A.G., это венгерский вариант названия того самого Ungarische Allgemeinen Maschinenfabrik A.G., переводится как Венгерский завод общего машиностоения - прим.переводчика) в Матьяшфёльде (Matyasföld, район Будапешта), где и получил номер 90.05
После прибытия в апреле 1918 года на завод M.A.G. в Матьяшфёльде, Фоккер заново был подвергнут испытаниям как в Будапеште, так и в Асперне (Aspern), недалеко от Вены, где с машиной ознакомились пилоты и технический персонал k.u.k. Fliegerarsenal. Все испытания дали положительные результаты. К этому моменту V.22 с нормальной загрузкой достигал скорости в 190 км/ч и поднимался на высоту 5000 метров за 22 минуты. Фельдпилот Эрнст Кершишнигг (Feldpilot Ernst Kerschischnigg), один из летчиков Флигерарсенала в Асперне, заметил, что истребитель Авиатик-Берг D.I (Aviatik-Berg D.I) на такую же высоту поднимается за 19 минут, однако, в сравнении с Фоккером, пилотировать его гораздо сложнее.
Целиком сделанный из фанеры, D.VII (Alb) 541/18, поставлен Австро-Венгрии
Именно эта легкость в управлении, особенно для неопытных пилотов, и была одной из главных причин, по которой австро-венгры решили принять на вооружение D.VII. Ну и, конечно же, речь шла о замене на венгерских D.VII двигателя на рядный Австро-Даймлер AD6 тип 23.000, развивавший мощность в 225 лошадиных сил. Австро-венгры считали, что этот двигатель станет на самолете великолепной заменой немецкому рядному шестицилиндровому BMW.IIIa мощностью 185 лошадиных сил, устанавливаемому на немецкие аппараты. Ну и кроме этого, вооружением самолета должен был стать новый 8-мм пулемет Гебауер-Вайс (Gebauer-Weiss) скорострельность в 1400 выстрелов в минуту. Увы, всем этим планам не суждено было сбыться до конца Первой Мировой Войны, и не последнюю роль в этом сыграли логистические проблемы австро-венгерской короны...
Вскоре по прибытию в Венгрию, прототип Фоккер V.22 получил камуфляж из полос зеленого и коричневого цветов, который чем-то напоминал драйдеккер. 25 июля 1918 года немецкий ас Фридрих Маллинкродт (Lt. Friedrich Mallinckrodt - не путать с Теодором, который поднимал в воздух первые железные Юнкерсы! - прим.переводчика), одержавший на западном фронте шесть побед и получивший тяжелое ранение в бою 30 апреля, стал летчиком-испытателем технической комиссии немецкой авиации (имеется в виду немецкая авиация, поставляемая из Германии в Австро-Венгрию), и сохранял этот пост вплоть до окончания войны. В число его обязанностей входило и испытание Фоккер V.22 в Асперне, когда он успешно выполнил пятнадцать петель и пикирований. Он же проводил и сравнительные испытания новой машины с Авиатик-Бергом D.I тип 338, оснащенным рядным двигателем Австро-Даймлер AD6 серии 23.000, в которых чуть более быстрым оказался V.22.
Самолеты времен "эпохи Белы Куна"
В начале августа 1918 года согласно приказу bt 5/L №9414 все национальные опознавательные знаки - Железные кресты на фюзеляже, крыльях и хвостовом оперении заменялись на Прямые кресты (Греческий Крест), и наш V.22 также не избежал этой участи.
27 августа 1918 года в Асперн для испытаний прибыл еще один, цельнодеревянный, Фоккер, который к V.22 не имел никакого отношения. Перед отправкой в Австро-Венгрию этот Фоккер, произведенный на заводе Альбатрос, нес заводской номер 2268 и принимал участие во 2-м конкурсе истребителей в Берлин-Адельсхофе с 27 мая по 21 июня 1918 года. У этого Фоккера D.VII фюзеляж был изготовлен не из обычного обтянутого полотном каркаса стальных труб, а из фанеры на деревянном каркасе: это был один аппарат из заказа в 400 машин (с 527/18 по 926/18), изготовленных на Альбатросе в феврале 1918 года. Существует версия, что самолет этот был прототипом серии 04.200, которая должна была стать, со временем, лицензионной версией самолета D.VII. В любом случае, 2 сентября 1918 года этот самолет был поврежден, при чем до сих пор не найдены документы, говорящие о степени его повреждений и о его дальнейшей судьбе.
После позитивных отчетов об испытаниях, M.A.G. получает первый заказ на производство девяти машин Fokker D.VII (M.A.G.), которым присваивают военные обозначения с 93.01 по 93.09. Эти самолеты оснащались двигателями Австро-Даймлер AD6 серии 23.000 и отличались от "немцев" здоровенным радиатором "готического" стиля, примерно похожим на то, что стояло на нескольких экземплярах прототипа разведчика Авиатик-Берг C.I, а также устанавливалось на многих серийных Авиатик-Бергах D.I. Еще одна лицензия на производство самолета досталась компании Thone & Fiala из Вены, которая к марту 1919 года должна была выпустить дюжину Фоккеров D.VII (Th).
Некоторые данные говорят еще и за то, что похожие самолеты должна была строить австрийская компания UFAG, однако на сегодня нет никаких точных данных о том, что эти две компании хотя-бы начинали выпуск самолета и скорее всего до конца войны ими не был выпущен ни один Фоккер...
Лето 1919 года. Скапотировавший D.VII 93.07
К середине этого последнего военного года в Австро-Венгрии сложилась удручающая ситуация с сырьем - не хватало практически всего, особенно угля, необходимого для производства стали. Именно это говорит за невозможность M.A.G. выпускать самолеты с металлической конструкцией фюзеляжа и осуществлять сварку деталей. В противоположность этому, фанерные детали самолетов легко изготавливались в нужном количестве на австро-венгерских предприятиях.
Интересно, что в случае начала лицензионного производства станартного Фоккер D.VII на австро-венгерских заводах, немецкое предприятие Фоккер должно было осуществять поставку в достаточном количестве стальных каркасов для фюзеляжей. Однако поставка такая была хороша лишь в теории, поскольку A.H.G. fokker Aeroplanbau не могла обеспечить потребности даже немецкой военной авиации, и лишь осенью 1918 года состоялась первая и единственная поставка - из Германии пришли шесть стандартных фюзеляжей D.VII, изготовленных с применением стальных труб. Машины эти быстро оснастили двигателями Австро-Даймлер и пулеметами Шварцлозе.
Учебно-тренировочный двухместный Fokker D.VII (M.A.G.) с дополнительный топливным баком на крыле
Вполне вероятно, что еще двум обладателям лицензии на право выпуска этой машины, компаниям Aviatik и Thone & Fiala, удалось-таки закончить до окончания войны семь машин (93.01 по 93.07 - и что автор хотел сказать, приводя серийные номера самолетов фирмы M.A.G. и упоминая еще раз Thone & Fiala?? - прим.переводчика), но совершенно точно, что поступить в войсковые части они не успели. Согласно венгерским источникам, все не успевшие на фронт машины вошли в недавно созданный корпус венгерской авиации венгерских ВВС, но что здесь правда, а что нет, решить сложно. Отчеты говорят о 50 экземплярах, построенных уже после окончания войны, но цифра эта кажется существенно преувеличенной. Кроме M.A.G. существовало еще несколько крохотных компании, которые, вполне вероятно, также могли бы сделать некоторое количество самолетов, в том числе и переделок в двухместные учебные машины - речь идет о Szekesfehervar и Matyasfold, на счету которых несколько оснащенных Австро-Даймлером AD6 серии 23.000 машин...
ЭПОХА БЕЛЫ КУНА
Учебно-тренировочный двухместный Fokker D.VII (M.A.G.) с дополнительный топливным баком на крыле
Когда в ноябре 1918 года венгерский журналист Бела Кун возвращается из русского плена, он немедленно начинает процесс создания венгерской коммунистической партии. После отставки гражданского социалиста и президента Венгрии Михая Каройи, графа Надькаройи (Michael Graf Karolyi von Nagy Karoly, последний премьер-министр Венгрии в составе двуединой монархии и основатель и первый президент Венгерской республики; в марте 1919 он подал в отставку, предложив социал-демократам и коммунистам сформировать коалиционное правительство - прим. переводчика), Кун быстро организовывает "Диктатуру Пролетариата", которая, конечно же, не продержалась долго и через четыре месяца, после ее свержения 31 июля 1919 года, Бела сбежал за границу. Интересно отметить, что большая часть известных и доступных фотографий послевоенных Фоккеров относится как раз ко времени венгерской Республики Советов. Все показываемые на этих фото самолеты произведены M.A.G. и все собраны в 8-ю красную эскадрилью (8 Voros Repuloszazad), являвшуюся частью Корпуса Красной Авиации (Voros Legjaroscapat) под командованием сазадоша Хари (Hauptmann Hary, если по-немецки - прим.переводчика), задачей которого была оборона венгерской столицы, города Будапешта (во время первой Мировой Войны Хари командовал Flik 42/J - прим.переводчика).
Завод M.A.G. Весна 1919 года
Венгерские Фоккеры того времени несли красную звезду в белом поле, военный австро-венгерский номер (93.07 или 93.09, к примеру), а также новые венгерские номера (H.02 и H.08, к примеру), однако уже через месяц австро-венгерские номера с машин 8-й эскадрильи исчезли. Большая часть фюзеляжа и крыльев оставалась в цвете ткани, покрытой защитным лаком. По некоторым источникам, Фоккеры этой эскадрильи получили ливрею на основе немецкого лозенга, нанесенную на крылья и фюзеляж, однако ни одна фотография этого не подтверждает, но полностью отрицать такое нельзя, ибо были поступившие из Германии машины, целиком "завернутые" в лозенг. Ну и в завершении отметим, что все Fokker D.VII (M.A.G.) оснащались двухлопастными винтами, в отличие от V.22 (и сам V.22 летом 1918 тоже получил обычный двухлопастный винт взамен исходного извращения - прим.переводчика).
Во время происходивших в Венгрии в июне 1919 года боев, Фоккеры из 8-й красной эскадрильи поддерживали с воздуха 3-ю красную бригаду, а также занимались штурмовкой путей снабжения. Тогда же, в июне 1919 года, один из этих Фоккеров, один двухместный самолет Ганза (Hanza-Brandenburg) и один Авиатик-Берг штурмовали чешский аэродром Немешоча (Nemesocsa, нынешняя словацкая Земьянска Олча - прим.переводчика). В июле несколько Фоккеров поднялись на перехват румынского бомбардировщика (возможно Ганзы) в небе над Будапештом, но тот сумел уйти в облака и оторваться от преследователей. Во время последних недель "эры Белы Куна" 8-я красная эскадрилья работала исключительно по наземным целям...
Интересно, что, согласно инвентарной описи 1944 года, в Венгрии все еще находились два Фоккера D.VII с гражданскими обозначениями H-MFOA и H-MFOO (во-первых, регистрации H-Mxxx были заменены на HA-xxx еще в 1932 году, во-вторых по данным сайта со списками довоенных гражданских регистраций все четыре доживших до тридцатых годов D.VII были исключены из списков в 1934 году, а в 1939 высвободившиеся регистрации присвоили новым самолетам - прим.переводчика).
Единственный чешский Фоккер D.VII
Также надо упомянуть единственный чешский Фоккер D.VII, находившийся на службе в военной авиации. Изначально это был венгерский самолет времен Республики Советов, но как он попал в Чехословакию, нам не известно. Известно только, что за свой короткий век машина эта сменила три схемы камуфляжа... (На самом деле его судьба отлично известна. Он был сбит во время штурмовки и сел на вынужденную - прим.переводчика).
КОНЕЦ
RUDOLF HOFLING
Перевод и комментарии
avianikitoss и
AlexWW1