Шестьдесят лет назад в самолет появился экономический класс. Именно с его помощью множество людей открыли для себя авиапутешествия. Самое время попытаться разобраться, почему у кресел в самолете такой шаг.
Все верно, ровно 60 лет назад на самолет появился новый класс обслуживания. Его раньше не было, и именно он повлиял на одну из главных характеристик любого полета, от лоукостера до пятизвездочной авиакомпании. Речь о просторе. Тесноту ничем нельзя компенсировать. Чтобы оценить пространство, которое отведено каждому пассажиру, используют два параметра - ширину кресел и их шаг.
Что такое шаг кресел?
Если ширину все понимают однозначно, то шаг - понятие менее распространенное. Часто пассажиры и даже сотрудники авиакомпаний при описании салона используют словосочетания «расстояние между рядами кресел», «междурядное пространство», «место для ног». Однако эти параметры трудное сравнивать, потому что свободное пространство между креслами зависит от толщины их спинок и угла их наклона. Поэтому профессионалы используют для сопоставления разных вариантов компоновки салона именно шаг, по-английски Pitch. Это расстояние между одинаковыми точками кресел двух соседних рядов. Как и шаг резьбы винтов - расстояние между одинаковыми точками двух соседних витков. Правда, в отличие от винта шаг кресел в самолете может варьироваться.
В первых салонах экономического класса Lufthansa было достаточно места для чтения прессы / Lufthansa (c)
Авиаперевозки - одна из самых зарегулированных отраслей в мировой экономике. Международные и государственные стандарты описывают требования чуть ли не к каждой заклепке в конструкции самолета и почти все процедуры, связанные с полетом. Но шаг кресел на международном уровне никак не регулируется. В пятидесятые годы года международная ассоциация авиаперевозчиков IATA ограничивала шаг кресел в экономическом классе, но не минимальный, а максимальный. Ничего удивительного: IATA это объединение перевозчиков, и она стремилась ограничивать конкуренцию. Правда, лимит был немалый, 34 дюйма (864 мм). В презентационной брошюре Boeing 737 можно видеть, что он представляется нормой для эконома и минимально возможным - в первом классе шаг 36 дюймов.
Сейчас что 36, что 34 дюйма кажутся королевским шагом кресел / Boeing (c)
Сегодня такой шаг норма для бизнес-класса европейских авиакомпаний и улучшенного эконом-класса на дальних рейсах. В 1978 году регулирование авиаперевозок решили прекратить, и авиакомпании получили право увеличивать шаг… но, разумеется, этим правом они не воспользовались.
Реклама бизнес-класса British Airways в 1984 году хвалила не расстояние между креслами, а
ширину кресел / BA (c)
Внутригосударственные стандарты сейчас существуют только в России. Российский отраслевой стандарт был разработан в 1993 году, и он гораздо лояльнее по отношению к пассажиру, чем у западных авиакомпаний. Для среднемагистральных лайнеров минимальный шаг в экономе - 810 мм. До этого на Ту-134 и Ту-154 средний шаг был 750 мм. Именно в соответствии с этим ОСТом был спроектирован Ту-204. Однако в девяностые годы российское гражданское авиастроение испытало, мягко говоря, спад. И реализовывать
ОСТ стало фактически некому.
Сейчас этот ОСТ не соблюдает ни одна авиакомпания России. Попытка заставить это сделать в 2008 году одного из крупнейших перевозчиков страны привела к появлению постановления регионального управления Роспотребнадзора с требованием устранить нарушение. Но оно было успешно опротестовано в Басманном суде, по месту нахождения авиакомпании.
Схема ТУ-104B. Обратите внимание, что ближе к хвосту самолета шаг становится больше / Туполев (с)
А что в других странах? В США существует группа Flyers Rights, которая уже несколько лет ведет борьбу за введение нормативов на минимальный шаг кресел. В конце июля 2017 года Федеральный суд поручил FAA, управлению гражданской авиации США, разработать такой стандарт. Борцы за права пассажиров напоминают, что пространство между креслами сказывается не только на комфорте, но и на безопасности пассажиров, так как узкие проходы усложняют эвакуацию.
Внутренний рынок США - самый большой национальный рынок авиаперевозок в мире, и все, что происходит там, рано или поздно распространяется на остальные страны. Например, система нормирования багажа по числу мест долгое время существовала в США, а теперь эти нормы применяют почти все авиакомпании мира. Скорее всего, это случится и со стандартами на шаг кресел. Если они будут изменены в ближайшее время.
Не только цифры
Типичный шаг кресел в эконом-классе сегодня - 30 дюймов (750 мм). Это то, что можно назвать фактическим отраслевым стандартом. А в восьмидесятые годы такой неформально сложившейся нормой были 32 дюйма (812 мм). Парадоксально, но уменьшения шага пассажиры могут не заметить. Ощущения пассажира определяет не только шаг кресел, но и их конструкция - например, если чуть приподнять подушку сиденья, места для ног понадобится меньше, так что шаг можно чуть-чуть уменьшить без ущерба для комфорта. Также положительно сказывается и ширина кресла - возможность менять позу и расположение ног позволяет чувствовать себя хорошо при чуть уменьшенном шаге. Именно поэтому Airbus так много внимания уделяет тому, что кресла в его A350 XWB шире, чему у прежних моделей A330/340 и у конкурентов. Это позволит авиакомпаниям уменьшить шаг кресел и погрузить на борт больше пассажиров.
Самую важную роль, конечно, играет толщина спинки кресла - фактически пространство для пассажира равно шагу кресел минус толщина спинки. Современные кресла имеют более тонкие спинки, а чтобы увеличить пространство для коленей, производители кресел переносят карманы для журналов в верхнюю часть спинки.
Будет уже
Авиакомпания сама может менять шаг кресел - они крепятся к специальным рельсам в полу салона. При этом надо не забыть подвинуть и так называемый сервисный блок - панель с лампочками освещения и вентиляторами над головой, а также кислородные маски. Между сервисными блоками и панелями кислородных масок есть вставки разного размера. Переставляя их, можно расставить все с нужным шагом.
Скорее всего нынешние 30 дюймов это еще не предел, некоторые авиакомпании уже ставят кресла с шагом в 29 и даже 28. Новые кресла позволяют перенести это ограничение менее болезненно.
В современных лайнерах хватает места и для ног и для кучи барахла / aviablogger.com (с)
Авиакомпаниям хочется возить все больше пассажиров - и в этом при желании можно найти позитив. Ведь чем больше мест будет в самолетах, тем больше возможностей и стимулов будет у перевозчиков для снижения тарифов.
Как выбирать?
Итак, шаг кресел может быть разным в самолетах одного типа в разных авиакомпаниях. Более того, шаг различается даже в самом самолете. У европейских авиакомпаний первые ряды предназначены для пассажиров бизнес-класса, причем соотношение мест может меняться - просто передвигается шторка. Поэтому первые ряды имеют шаг 32-36 дюймов, а следующие - 30-32. У каждой авиакомпании свой диапазон, в котором двигается перегородка между экономом и бизнесом. Где-то для самых ценных пассажиров отводится первые четыре ряда, а где их могут рассадить и в первые девять.
Лучше избегать последних рядов - в некоторых самолётах в них не только блокирована спинка, но и уменьшен шаг. Правда, все зависит от конкретного типа и авиакомпании.
Без всякой рулетки можно померять шаг кресел в узкофюзеляжных Airbus - панель иллюминаторов у них как раз полметра, так что если спинки кресел разделяют полтора иллюминатора, шаг - 750 мм. Интересно, что в некоторых А320 шаг увеличен в восьмом ряду - чтобы подогнать расстановку кресел к расположению аварийных выходов, пришлось сделать пассажирам такой подарок.
В выборе мест опытные пассажиры ориентируются на ресурсы типа
seatguru.com (этот самый популярный, но есть и немало других), где собраны схемы компоновок салонов многих авиакомпаний, в том числе российских. Сами перевозчики редко сообщают об оптимальных местах, а некоторые даже не выкладывают схемы салонов своих самолётов. Стесняются?
В любом случае индустрия активно меняется, позволяя путешествовать чаще и дальше. Правда за это приходится платить собственным комфортом!