Последний и один из самых рисковых полетов сверхзвукового гиганта Ту-144

Mar 16, 2021 22:28

Для знающих или просто интересующихся авиацией людей не будет секретом, что на месте главного музея ВВС в Монино когда-то был аэродром. Это один из старейших военных аэродромов нашей страны, который в определенный момент перестал быть пригодным из-за слишком короткой ВПП. Но возникает вопрос, как же все экспонаты попали в музей? И в особенности одна из главных звезд коллекции - Ту-144, открываем завесу тайны!




Аэродром был закрыт в конце 50-х, когда окончательно перестал соответствовать требованиями смешанной аваицонной девизии, в которой летали и истребители и штурмовики и даже бомберы - короткая полоса всему виной.

Не без помощи высоких чинов из ВВС, часть территории бывшего аэродрома перешла в ведомство новосформированного музея, а на оставшейся части оставили учебную военно-воздушную базу академии ВВС, которая была там вплоть до 2000-х годов.

Но все это лирика, давайте к сути! Практически все самолеты на экспозиции прилетели в музей сами, как и звезда коллекции Ту-144!



Сложная операция по доставке самолета в музей была проведена 29 февреля 1980-го года. Последний полет Ту провел под управлением экипажа летчиков испытателей из ОКБ им. А.Н.Туполева. Самолет сажали на гурнтовую ВПП, которая зимой была как следуюет укатана.

В экипаже были только добровольцы, полет был незаурядным и опасным, отсюда никакой принудиловки.

Во время подготовки экипаж не раз выезжал на аэродром и производил измерения расстояний, зарисовывали все варианты подходов к предположительному месту посадки, требовались четкие расчеты, второго шанса не было.



Протяженность самого длинного участка была всего 1400 метров! По международным стандартам, длина полосы для безопасной посадки Ту-144 составляет 2570 метров - почувствуйте разницу!

Даже если прибавить к длине хорошего участка еще 300 метров болота и кочек, то до ближайшей кромки леса получается 1700 метров, что на 900 метров короче чем надо.. Никаких навигационных приборов на аэродроме нет, подходы неудобные, в общем все, чтобы сделать последний полет первого летного образца сврехзвукового пассажирского самолета СССР незабываемым.

Но дело сделать надо и летчикам испытателям это оказалось по плечу.




В день выполнения задания в подмосковье стояла туманная погода и перелет выполняли уже после захода солнца. Из светосигнального оборудования было несколько горящих покрышек в конце предположительной полосы, в качестве ориентиров - кажется смахивает на сюжет блокбастера с участием Брюса Уилиса :)

Несколько тренировочных заходов на посадку, опустошение топливных баков и "final approach"! Тормозной парашют выпустили еще в воздухе, до касания, для максимально быстрого гашения скорости, сели в самом начале полосы, пробежали 900 метров и погасив скорость остановились - все прошло так как и задумывали!



Фото с сайта airmuseum.ru

Так, в подмосковном Монино появился Ту-144, за которым так тщательно и бережно ухаживвют волонтеры. Который так долго и кропотливо восстанавливают до практически идеального состояния как снаружи так и внутри!


Previous post Next post
Up