Начало,
продолжение,
еще продолжение.
Пора по мере сил закруглять тему.
Остались довольно бессмысленные вопросы, например, хорошо это или плохо, то, что мы все оказались в детском саду? И что со всем этим будет дальше? Можно ли как-то приблизить психическую зрелость, хотя бы для себя?
Начнем с прогноза. Многие мелочи указывают на то, что мы, действительно, вступаем в "эру бабочек". Лучшие умы бьются над созданием все более изощренных игрушек. Меня от души восхищает сигвей - чудо техники и маркетинга, начиненное высочайшими технологиями, но совершенно бессмысленное с практической точки зрения:
Среда нашего обитания становится все безопасней, защита от дурака в современных изделиях рассчитана уже на полного идиота: действуют стандарты безопасности детской комнаты.
Множество психологов на множестве тренингов обучают великовозрастных детей успешно выполнять обязанности взрослых. Учат, кстати, в игровой форме.
Даже война при современных технологиях становится все больше похожей на компьютерную игру.
То же происходит и с освоением дальних пределов: люди, забросившие на Марс "Кюриосити", славные ребята, но представьте рядом с ними Кука, Крузенштерна или их предков - пионеров, и вы поймете, о чем я говорю.
Кто будет править в мире, населенном недорослями и переростками? Взрослые?
Не уверен... Для большого успеха все больше нужны чисто детские качества. В книге Тома Питерса "Представьте себе!" есть блестящая иллюстрация: фотография, сделанная под столом совещаний. Слева и справа видны ноги в строгих брюках и ботинках, а во главе стола - шорты, кроссовки и скейтборд под ногой.
С другой стороны, суровые провинциалы, приезжающие в большие города, входят в общество, как горячий нож в масло и уверенно занимают лидирующие позиции. Так что какое-то количество зрелых людей будет стоять у рычагов, но не там, где решения принимаются большинством голосов. Если взрослые и не в меньшинстве, то это вопрос времени.
Хорошо ли, что мы будем жить беззаботно и счастливо, как дети?
Стоп.
Я сказал "счастливо"?
Кто решил, что дети счастливее взрослых? У них свои беды и свои трудности, преимущество ребенка лишь в большей пластичности, да еще в том, что у него больше времени впереди. Человек, лишенный этой форы, но оставшийся инфантом, будет постоянно чувствовать сосущую пустоту внутри. Нет ничего хуже, чем остаться нереализованным, не совершить всего, что мог бы в жизни, не стать тем, кем мог бы стать.
Мне кажется, каждый, имеющий волю, стремится пройти свой путь до конца.
Этот путь описан во множестве мифов и повторен во множестве произведений масскульта. Главное содержание любого голливудского шедевра - путь внутреннего роста героя. Если не удается его показать, то и шедевра не получается. Можно было привести любой из миллиона мифов, сказок, историй и сюжетов. Мне нравится история святого Христофора. Вот так она кратко пересказана в Википедии:
Простодушный великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста.
Гигант отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.
Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он - Христос и несёт с собой всю тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя - Христофор, «несущий Христа».
Здесь есть замечательное стихотворение "О святом Христофоре."
В чем смысл?
Встав на верный путь, ты берешь на свои плечи "все тяготы мира", полную ответственность за Вселенную. Это позиция, достойная человека.
Туда, не знаю куда...
Понятно, что ни в одной школе не научат зрелости. Этому может научить только жизнь.
Но куда деваться, если мы живем в песочнице?!
Раньше за жизненным опытом было принято отправляться куда-нибудь на стройки коммунизма... Сейчас тоже можно найти приключений на свою корму, но мне такие поступки представляются... опять-таки, детскими. Возможно, я неправ.
ИМХО, есть два вида занятий, которые способствую взрослению души:
1. Знакомство с настоящим искусством.
Формальных критериев, чтобы отличить искусство от попсы нету, но есть замечательный субъективный критерий. Попса хавается легко, а после себя оставляет опустошение. Если книга (фильм, музыка, шоу...) требует некоторого напряжения, душевной работы, а по окончании вы не чувствуете разочарования.
2. Занятие, требующие преданности. Про преданность я
уже писал. Те дела, которые требуют, пусть небольших, но регулярных усилий не днями - десятилетиями! Они приносят плоды и воспитывают душу. Да-да, зарядка, режим, диета и прочие "витамины" о пользе которых знаем мы все, но, по легкомыслию, пренебрегаем.
На этом закачиваю, извиняюсь за простыню и обещаю в ближайшем будущем написать кое-что конкретное по обоим последним пунктам.