Еще в XIII веке персидский мистик и поэт Руми, говоря о разных религиях, написал: «Лампы разные, но свет тот же; он исходит извне». Огромное количество обычных людей на интуитивном уровне ощущают, что Бог один, а пути к нему разные. В XX веке идею религиозного плюрализма философски обосновывал британский философ и теолог Джон Хик, который считается
(
Read more... )
Другое дело, что христианство в своём пределе является концом всякой религии вообще! Об этом Шмеман, насколько я помню, писал, и об этом есть у Христа же - мысль о поклонении Богу "не на сей горе" или "в Иерусалиме", а на всяком месте "в духе и истине". Да, в истории Христа и христианство приспособили под нужды разных текущих моментов и культурных запросов (ничего не поделаешь) и превратили христианство в одну из прочих религий. Но здесь стоит присмотреться к современному феномену секулярного христианства (в терминах о. Сергия Желудкова "анонимного"). Оно может иметь разные оттенки, но при этом я бы не стал всё-таки записывать в христиан тех, кто не верит вообще, хотя может показывать добрый нрав и волю, будучи даже в этом отношении впереди нас, церковников (прежде всего потому, что такие сами бы на это не согласились). Но есть многие сейчас нецерковные или "невоцерковленные" христиане, те, кто не связывают себя с определенной христианской конфессией, но чтут Христа и Евангелие, экуменичны по духу, могут помолиться то у протестантов, то у православных, хотя пристать до конца ни к тем, ни к другим не считают для себя необходимым. Или же имеют своих друзей и там, и тут. Лично знаю некоторых такого склада. Учитывая, что Иисус не задавал никакой конкретной модели Церкви, думаю, что будущее в том числе за такого типа христианством "малых групп" и межличностных отношений, хотя всегда будут и социальные, и административно организованные его формы, что неизбежно для земного мира, как он есть сейчас.
Reply
Leave a comment