У НАС В ИЗРАИЛЕ…
Много лет назад я оказался в Тель-Авиве на встрече сторонников Ликуда. У входа в зал разговорился с дежурным. Было упомянуто имя покойного рава Кахане (да будет благословенна его память!). И этот член Ликуда сказал примерно такое: сторонники рава Кахане только разговаривают и ничего не делают. Вот если бы они убили пару-другую арабов... Я не стал продолжать разговор.
За те 17 лет, которые прошли со дня трагической гибели рава Кахане, я часто беседовал о нем с самыми разными людьми, в основном сторонниками партий и движений, которые обычно - и неправильно - называют "правыми" и "национальными" (порой с добавлением "религиозные"). Вот несколько примеров.
1. (Это - рассказ моей знакомой, которая не стала комментировать эпизод). Время - сразу после убийства рава Кахане. "Я была у одного иерусалимского адвоката. /Тема нашей деловой беседы не имеет значения./ Вдруг он сказал: ну, слава Б-гу! Я спросила: что случилось? - Только что сообщили, что рава Кахане убили!"
2. Время - вскоре после гибели р. Кахане (он был убит в Нью-Йорке 18 Хешвана 5751/5.11.90). Место - редакция еженедельника "Алеф" в Тель-Авиве. Я встретился с молодой женщиной, приехавшей за несколько лет до того из тогда еще СССР, и мы говорили на совершенно нейтральную тему - о преподавании иврита для новых иммигрантов. (Она давала уроки в Тель-Авиве, а я интересовался возможностью распространения такой деятельности и на Иерусалим.) Совершенно случайно в разговоре было упомянуто имя рава Кахане. "Хорошо, что его убили,- вдруг выпалила молодая еврейка, и добавила: надо, чтобы и его сына убили!" Я сразу же прекратил разговор.
3. Год 1992-й. Место - площадь Сиона в Иерусалиме. За несколько дней до выборов, в пятницу, там собрались представители различных партий со своими плакатами и лозунгами, призывающими голосовать за "своих". Я подошел к парню лет 22-24, стороннику партии Труда (он держал плакат с надписью "Эмет" на иврите), и спросил его: что получается - твоя партия идет на выборы, а моя - партия Биньямина-Зеэва Кахане "Коах" /"Сила" - название связано с движением "КАХ", которому в 1988 г. не позволили идти на выборы/ - лишена такой возможности? Он ответил мне совершенно спокойно: "Отца убили, и сына убьем!" (Его слова сбылись через восемь с небольшим лет, и газеты писали о подозрениях, возникших по этому поводу, - но об этом следует говорить отдельно.)
4. Год точно не помню, однако период - между убийством рава Меира Кахане и его сына Биньямина-Зеэва. Иерусалим, Старый город. На площади, ведущей к Котелю (Стене Плача), я разговорился с молодым евреем-израильтянином, гостем столицы, приехавшим с севера, откуда-то из Хайфы или ее окрестностей, точно не помню. На голове у него была «кипа сруга» (символ национально-религиозных евреев). Я задал ему вопрос: «Если бы тебе пришлось выбирать между Арафатом /тогда еще живым/ и равом Меиром Кахане, кого бы ты выбрал?». Он без раздумья ответил: «Ни того, ни другого». Я немного «нажал» на него: «Есть страны, в которых отказ от участия во всеобщих выборах или референдуме наказывается - штрафом или даже тюремным заключением. Предположим, такой закон введут в Израиле (разговоры об этом порой ведутся), и тебе придется отвечать на вопрос «Арафат или Кахане?» Еврей, поколебавшись немного, ответил: «Арафат».
МЕНЯ ответ этого представителя национально-религиозных сил не удивил. При жизни рава Кахане и после его трагической гибели его сторонники ставили столики (раз это было возле Машбира в самом центре Иерусалима) и предлагали прохожим ответить на такой вопрос. Несколько лет назад в Кнессете рассматривали предложение - ввиду плохой «посещаемости» выборов (референдумов в Израиле пока не бывало, хотя идею время от времени «озвучивают») найти какой-то путь принуждения потенциальных избирателей…
Что касается выбора, не приводя статданных о «посещаемости» (ибо на опросы полагаться нельзя), рискну сказать, что доля голосующих превышает 50%.
-----
(brief translation into English plus some additions)
Time (appx) - between 1990 and 2000. Old city, the entrance to the Kotel plaza. I talked to a young Israeli Jew in his 20s with kipa sruga, a visitor from the North, perhaps Haifa. I asked him: “If you have to choose between Arafat and Kahane, whom would you prefer?” He answered without hesitation, “Neither.” - “There are countries where those refusing to participate in general election or referendum are punished by a fine or even prison term. Suppose such legislation is introduced in Israel (there have been discussions in the Knesset on the matter), and you have to choose, to avoid the punishment. What will be your answer?” He hesitated for a couple of seconds and then answered, “Arafat.” His answered was not a surprise to me. When Rabbi Kahane was alive and after his tragic death his followers set a table opposite the Mashbir in the center of Jerusalem and asked passers-by to answer that question… If we look at the results of last elections (after 1988 when Kach was banned) we see that most voters support Jewish parties who accept this ban. MK Michael Kleiner was a single exception. So one can honestly say that statistically so called “national-religious” camp is voting against Kahane - i.e. for Arafat…
-----------
Если оставить в стороне арабов, можно предположить, что остальные - голосуя ЗА какие-то сионистские или религиозные партии, на самом дела голосуют ПРОТИВ партий КАХ и (после гибели рава Кахане) «Кахане хай» («Кахане живет!»), созданной равом Биньямином-Зеэвом Кахане, которые не просто запрещены, но еще и квалифицируются как «террористические организации» решением правительства Израиле, принятым сразу же после трагических событий в Пещере Праотцев на Пурим 1994 г. - при оглушительном молчании как просто евреев, так и «евреев Торы» и национально-религиозного лагеря!
Это - только четыре эпизода "борьбы против Кахане и его Еврейской Идеи». Я надеюсь, с Б-жьей помощью, продолжить эту тему.
Е. Майданик 22.11.07 г. /19.01.2012 г. /26.07.2012 г.)
AI&PIISRAEL