אמרו שנים עשר אלף זוגים תלמידים היו לו לרבי עקיבא מגבת עד אנטיפרס וכולן מתו בפרק אחד מפני שלא נהגו כבוד זה לזה והיה העולם שמם עד שבא ר"ע אצל רבותינו שבדרום ושנאה להם ר"מ ור' יהודה ור' יוסי ורבי שמעון ורבי אלעזר בן שמוע והם הם העמידו תורה אותה שעה תנא כולם מתו מפסח ועד עצרת אמר רב חמא בר אבא ואיתימא ר' חייא בר אבין כולם מתו מיתה רעה
ФАКТ
אמרו שנים עשר אלף זוגים תלמידים היו לו לרבי עקיבא מגבת עד אנטיפרס וכולן מתו בפרק אחד מפני שלא נהגו כבוד זה לזה והיה העולם שמם /יבמות, סב, ב/
Сказали: Двенадцать тысяч пар учеников было у раби Акивы - от Гвата до Антипроса - и все умерли в один период времени, потому что не относились с уважением один к другому - и стал мир пустошью.
והיה העולם שמם עד שבא ר"ע אצל רבותינו שבדרום ושנאה להם ר"מ ור' יהודה ור' יוסי ורבי שמעון ורבי אלעזר בן שמוע והם הם העמידו תורה אותה שעה /יבמות, סב, ב/-
И стал мир пустошью, пока пришёл раби Акива к нашим рабаним на юге и изменил им (переменил, видоизменил) - раби Меир, и раби Йеѓуда, и раби Йоси, и раби Шимъон, и раби Элъазар бен Шамуа, и они те, что установили (укрепили) Тору в то время.
efgh
Вопрос. Как объясняют этот факт?
Ответ. Все умерли от Песаха до Ацерет (прекращения), за 32 дня (на Лаг ба-омер - 33-й день отсчёта омера).[Примерно в 60-х гг., до восстания Бар Кохвы /3876 г./], Сказал раби Хама бар Аба и упоминают также раби Хийа бар Авин: Все умерли злой смертью /במות, סב, ב/.
Главный смысл, что цадик, попавшийся на прегрешении, должен сделать тшуву, ибо не относились с уважением один к другому, - не умер бы, (быть может, лишь один, чтобы искупить грех), если бы все сделали тшуву, но не относились с уважением один к другому. Поэтому все были пойманы (отмечены) по жребию за личное прегрешение. И в этом целенаправленность сказанного, что все умерли, были осуждены спуститься в гейѓином именно от Песаха до Ацерет, ибо в это время осуждают грешников - в гейѓином /Эйн Яаков/.
Между ними было соперничество (вражда), они ненавидели друг друга и не желали извлекать пользу, получать удовольствие от совместного учения. Это объяснение, что не относились с уважением один к другому - ни один из них не чувствовал уважения к Торе своего товарища, ибо нет истинного уважения - только Тора /Эц Йосеф/.
В "Кицур шулхан арух", в главе 29 (пункт 17) сказано: "Запрещено человеку обижать своего товарища, будь то словами или делом, и тем более публично. И сказали мудрецы наши благословенной памяти: "Тот, кто публично говорит товарищу такое, от чего тот белеет от стыда, лишается доли в будущем мире".
Вопрос. "И стал мир пустошью, пока пришёл раби Акива к нашим рабаним на юге и изменил им (переменил, видоизменил) - раби Меир, и раби Йеуда, и раби Йоси, и раби Шимъон, и раби Элъазар бен Шамуа, и они те, что установили (укрепили) Тору в то время".
Что же изменил им раби Акива да так, что эти пять великих рабаним смогли и установили (укрепили) Тору в то время.?
Ответ. Очевидно, проанализировав причины трагедии своих учеников, раби Акива понял, чему он их не обучил: уважению к Торе своего товарища, уважению одного к другому. И тогда пять великих рабаним смогли и установили (укрепили) Тору в то время.
Тора без тесной дружеской связи - фальшивая Тора, о которой Святой, благословен Он, сказал: Уж лучше быть миру пустошью без Торы, лишь бы Тора не была сфальцифицированна такими передатчиками Торы, которым недостаёт тесной дружеской связи /Рав Аѓарон Котлер/.
Вопрос. О чём, конкретно, речь?
Ответ. Благословенной памяти мудрецы сказали: "Дерех Эрец предшествует Торе на двадцать шесть поколений … чтобы охранять путь к Дереву жизни. Этот путь - путь Дерех Эрец, а затем - Дерево жизни, это Тора" /Ва-йикра раба 9:3/. Также в Авот 3:17 повторено: "Если нет Дерех Эрец - нет Торы". Там же рабену Йона поясняет: "Надобно сказать, что сначала (еврею) следует исправить самого себя, свои мидот, и, благодаря этому, Тора обоснуется в нём, ибо она никогда не обоснуется в теле, не владеющем хорошими мидот …".
То есть, если еврейский ребёнок от рождения не получит еврейского воспитания, нельзя его обучать Торе.
שמע בני מוסד אביך ואל תטוש תורת אמך /משלי, 1, ח/
Слушай, сын мой, мусар твоего отца и не отступись от торы твоей матери.
Человек в молодости должен учиться от слов мусара, которые укоряют и убеждают человека, чтобы шёл прямым путём, и для этого нужен мусар отца, когда тот укоряет его и сын страшится отступить от отчего мусара. Сын боится отца больше, чем матери и когда привыкнет, приучит себя к этому, будучи юным, то так будет поступать и до старости и не отступит от этого. "Не отступись от торы твоей матери" - речь идёт о дерех эрец, ибо это поведение, свойственное человеку, и здесь нет слов мусара, тяжёлых для человека, а только путь, которым ведут себя люди, это путь хахамим. И это называется - дерех эрец. Весь трактат Дерех эрец посвящён прямому и хорошему поведению, но поведение это названо дерех эрец, но не названо дерех олам, потому что эрец - это место поселения человека, и кто не ведёт себя соответственно дерех эрец, - он явно не из поселения. Потому и называется Дерех эрец, и так объясняют это слова мудрецов /Натив Дерех эрец. Нетивот олам. Маарал/.
Маѓарал ясно даёт понять, что человек, не выполняющий правила Дерех эрец, сам исключает себя из человеческого общества.
Вопрос. Получается, что Маѓарал возлагает обучение дерех эрец на еврейскую маму, а не на еврейские учебные заведения. Почему?
Ответ. С болью и горечью высказанные слова Маѓарала читаем в его книге Гур арье /на Дварим, 6/: "В этом поколении в наших странах пошли извилистыми путями и, когда возвращаются, не могут найти нужное место... Прежние [учители] шли прямыми путями, этим направляя своих учеников на истинный путь, чтобы пришли куда следует... А нынешнее поколение свернуло с прямого пути... В наших странах при прежних поколениях устанавливали пределы и сроки для воспитания юношества по программе: в пять - к Микра, в десять - к Мишне, в пятнадцать к Талмуду, - и всё то для того, чтобы дать ученику нагрузку по его возможностям, по его естеству, чтобы он крепко усвоил изученное.., исходя из уровня его развития как физического, так и умственного. И когда он заложит фундамент изучением Микра и главных законов, путём их разумения... он переходит к Мишне - основе башни и железному столпу всей Торы; а когда он приближался к святой работе над Талмудом, тогда он мог возвести башню - главой до небес, даже осколка камня не обронив... Тогда он уже может всё [изученное] повторять "и лёжа, и вставая", и даже в бане, где он гол, и оно ... всегда убережёт его от греха и побудит любить мицвот Творца и прилепиться к Нему.
... Но у глупцов в этих странах всё наоборот. Учат с детьми немножко из недельного раздела Торы, через неделю - немножко из другого раздела. И к концу года ученик не может даже вспомнить изученное. Так продолжается из года в год. А когда его устраняют от изучения Микра, он ничего не выносит в своих руках: ушёл, как пришёл. И когда такого сразу переводят к Гмаре, он начинает громко чирикать одни лишь слова, но не может ничего в них понять и не извлекает из них никакой пользы. Попусту прошли его дни, а годы - в тревоге занятий пилпулом, тщетным и пустым, ничего ему не объясняющим, - и тогда всё в его устах становится ложью. Таким он приходит к ктубе и жене. Тогда отправляют к "туку земли" [заработкам] его, не имеющего в руках ничего: ни Микра, ни Мишны, ни Талмуда, ни дерех эрец
Когда же я захотел исправить, что возможно, мне это не удалось, ибо они сказали: "Сами исправим себе наше ярмо и пойдём за теми, кого любим, - дающим нам шерсть, лён и питьё, ибо нет лучшего, чем есть и пить." Но ведь труды его в духовной сфере, лишь это и есть его мудрость в глазах народов! Горе мне, когда я вижу, что следует (полагается) им получить Тору истины, но все идут негодной дорогой, ошибаются в направлении. Поднимающийся к Дому Б-га, приходит в тшете и тревоге, и ничего не дано ему достичь. И Он, Благословенный, в Его милосердии вернёт нас к Его Торе и направит нас по пути истинному и прямому"
Вопрос. Почему потерпел поражение великий Маѓарал, и даже к воплю его души не пожелали прислушаться главы еврейских учебных заведений - и того времени, и нынешнего? "Но все идут негодной дорогой, ошибаются в направлении. Поднимающийся к Дому Б-га, приходит в тшете и тревоге, и ничего не дано ему достичь".
Ответ. "Сами исправим себе наше ярмо и пойдём за теми, кого любим, - дающим нам шерсть, лён и питьё, ибо нет лучшего, чем есть и пить." Такой ответ получил Маѓарал, примерно такой же ответ дают те же деятели и сегодня: их интересы ограничены, в основном, материальной сферой, - "Но ведь труды его в духовной сфере, лишь это и есть его мудрость в глазах народов!"
Вопрос. Так получается, что учащиеся от хедера и до окончания йешивы вообще не обучены Дерех эрец?
Ответ. К сожалению, они даже не знают, где в Талмуде помещены трактаты Дерех эрец и Дерех эрец зута. Не случайным является факт, что в интернетовском пособии к изучению Талмуда перечислены все его трактаты, но Дерех эрец и Дерех эрец зута .даже не упомянуты, как будто они не существуют. "Поднимающийся к Дому Б-га, приходит в тшете и тревоге, и ничего не дано ему достичь".
Вопрос. Судя по тому, какое судьбоносное значение предавали великие мудрецы Дерех эрец, как прослеживается связь между ДЭ и судьбой нашего народа? Какова связь между Дерех эрец и нашим выживанием как народа?
Ответ. Хорошо известно, что народ Исраэля подобен цельному организму, в котором каждый еврей - клеточка. Поэтому народ жив и здоров, когда все его клеточки функционируют, как следует, когда мы живём в условиях ахдут а-ам (единения народа). אחדות (ахдут, от לאחד, леахед - объединять, соединять) - единство, единение, общность, согласие. Мы не можем жить и выжить, если это непреложное условие не осуществляется
Творец создал человека, объединив в нём тело и душу в единое целое - ахдýт. Жизненность, живучесть человека продолжается, длится, благодаря ахдут, имея своим источником ахдут души и тела. Поэтому люби ближнего, как самого себя /Ва-йикра 19:18/ - это великое правило Торы, объединяющее ахдут и шалом (полнота, гармоничность), что и является главной жизненностью и существованием, и путём исправления всего существующего. Благодаря этому разные по своим мнениям люди объединяются в ахдут и шалом. Ахдут Исраэль необходим для ахдут олам (единения мира). Народ Исраэля предназначен дать всему человечеству значимую, важную основу, которая приведёт к ахдут. Народ Исраэля избран быть образцом поведения и усвоения ценностей веры и нравственности, основанной на законах Торы. Мы свидетели многочисленных конфликтов в Исраэле - политических, общественных, религиозных, межобщинных и культурных. Раскол и разобщение подрывают, расшатывают национальную стойкость. Исследования показали, что наша общественность - верующие и светские - озабочена расколом (пилуг) народа и заинтересована в единении (ахдут). Ахдут ѓа-ам требует национального конценсуса (согласия, общего мнения) вокруг еврейских ценностей. Ахдут жизненно важен для стойкости не только во время войны, но не меньше - во время борьбы за мир и во время мира.
На нас возложена первостепенной важности задача: нам поручено принести ахдут Исраэлю и миру. Нужда в этом усиливается из-за огромного давления на безопасность народа Исраэля и наших тяжёлых внутренних проблем. Из положения, состояния, до которого мы дожили, можно выйти, если обретём веру в себя и будем действовать вместе - прислушиваясь друг к другу с терпением и терпимостью (толерантностью), отдавая честь каждому человеку и на деле сотрудничая друг с другом. Надо с умом и настойчивостью искать пути к миру и ахдут между различными группами (плагим) и партиями (мифлагот). Люди неравнодушные, сердечные и сочувствующие, страдающие из-за состояния общества должны самоотверженно, всегда и везде, вести борьбу за ахдут ѓа-ам, за нашу жизнь.
Ахдут - это не ахидут, то есть не однообразие, не однородность, а единение и общность на основе базового согласия, общенародного консенсуса, не исключающего дискуссии. Начинают с "Я понимаю тебя", т. е. с уважения к мнению человека, желающего достичь ахдут, с взаимопонимания, и постепенно приходят к "Я согласен с тобой". Дискуссии, обмен мнениями не должны вызывать напряжённости, этого надо избегать во что бы то ни стало, ибо если достичь согласия по основным проблемам, то можно прийти к ахдут. Но ясно, что при конфликте между светскими и верующими достичь ахдут .абсолютно не дано - для достижения ахдут обязателен компромисс. И, конечно, взаимопонимание и консенсус лучше всего достигаются на основе Торы, ибо она требует от еврея аават Исраэль, выполнения её великого правила /Ва-йикра 19:18/: Люби ближнего, как самого себя. Как сказано: Ты - един и Твоё Имя - едино, и кто как Твой народ Исраэль - единый народ на земле. Из ахдут Творца, Б-га Исраэля, исходит требование ахдут ѓа-ам.
Ради ахдут ѓа-ам каждому придётся обуздать источник всех конфликтов - свой йецер а-ра, покорить его. И помнить о צלם אל-ים . Иначе нам не выжить. Сейчас, как никогда, стоит проблема нашего выживания как народа, живущего на своей Земле. Какими путями, какими средствами, на какой основе мы будем решать эту проблему - зависит только от нас. Что сделаем - то и получим. И если что не так, то некого будет винить, только самих себя.
Вопрос. Раз выживание нашего народа напрямую зависит от выполнения нами алахот Дерех Эрец, то кому надлежит, раньше и прежде всего, кому естественно взяться за это дело?
Ответ. Естественно взяться за это обязаны те, для кого знание Торы - суть их жизни. Рабаним и их ученики должны немедленно поставить изучение и выполнение алахот ДЭ своей главнейшей и насущнейшей задачей, направив на это все средства обучения и массовой информации. А если по-прежнему будут увиливать от этого, то на них первых обрушится гнев народа и Б-га Исраэля. Им уготована судьба 24-х тысяч учеников раби Акивы.
Приложения
ДЕРЕХ ЭРЕЦ - Рав Котлер
Если еврею недостаёт ДЭ - не важна вся его Тора вообще, и не только его Тора - что в духе, душе и разуме - не важна, но вся его сущность, личностность теряет всякое значение, как бы аннулируется, и даже животная душа, из которой взрастает жизнь, - не важна совсем, и унижение лучше, чем она.
ДЭ предваряет Тору, ибо Тора даётся человеку после того, как он достигнет полноты, гармоничности во всём, что касается мидот, лишь тогда она поднимает человека к прилеплению к Творцу и к вечной жизни. Однако прежде, чем еврей усвоит мидот ДЭ, он не сможет подняться к высоким уровням Торы [Поистине, Учение ДЭ - само по себе Тора, но предваряет другие части Торы, а Книга Б’решит - это книга прямых, то есть прямое руководство и ДЭ. А Эло-им создал человека прямым, поскольку он человек]. Раби Хаим Витали писал в Шаар ѓа-кдуша, что, хотя Тора не излагает во всех подробностях проблемы мидот, всё же она доказывает необходимость исправления (тикун) мидот, ибо Тора - явление Духа, а мидот - в нефеш хиюнит (в душе, дающей жизненность), то есть в нефеш беемит (в животной душе); и тикун мидот, в которых заключено большинство проблем ДЭ, требует тикун нефеш хиюнит. И не вознеслась бы Тора ввысь до самых высочайших уровней, если бы человек не исправил нефеш хиюнит и если бы не было в нём ни одного достоинства подобия (צלם) человека. Потому сказали великие мудрецы: Любим (Б-гом) человек, сотворённый בצלם (Б-га) /Авот 3:14/. Таким образом, есть тёплое отношение к человеку, поскольку он צלם, но если у человека нет мидот ДЭ и потому нет к нему חביבות (тёплого отношения) со стороны צלם, - невозможно выстроить верхний этаж, не имея прочного фундамента для опоры, находясь в "подвешенном" состоянии.
Если еврей не ведёт себя согласно ДЭ, это унижение для Торы, как золотое кольцо в носу свиньи, копающейся в отвратительных вещах. Тора не терпит унижения, и нельзя допустить, чтобы Тора, написанная Творцом, скатилась в отвратительное, постыдное место. Если учил Тору, не владея ДЭ, то, хотя Тора сама выправляет мидот, а он не научился тикун мидот и всем проблемам ДЭ, Тора не остаётся в месте, где её унижают, и поэтому у такого еврея нет никакой связи, никакого отношения к Торе.
Отсутствие руководства ДЭ влечёт за собой хилул ѓа-Шем
Решит хохма. Элияѓу бен Моше Видаш.
На всех твоих путях познавай Его ─ и Он выпрямит твои пути /Мишле 3:6/.
Бар Капара поясняет: Каков маленький фрагмент, от которого зависит вся сущность Торы? И говорит: Это путь (дерех), ибо сказано: На всех твоих путях познавай Его. И Он выпрямит твои пути /Брахот п. 9/.
Мы учим в Пирке д-раби Натан: Раби Элиэзер сказал: Да будут у тебя две доли: одна в Торе, другая - в ДЭ, ибо каждый, у кого нет ни Писания, ни ДЭ, он не усажен (нет у него места в жизни). А из трактата Макот /п. 3/ учим: Сказал раби Ѓуна, сказал раби Йоханан: Мы получаем из Торы, из Невиим и из Ктувим: путём, которым человек хочет идти, его и ведут - от Торы к еретикам.
Дерех Эрец можно разделить на четыре части: 1/ ДЭ соответствующий поведению талмидей хахамим, 2/ ДЭ соответствующий поведению зкеним, 3/ ДЭ соответствующий поведению остального народа, 4/ ДЭ соответствующий поведению женщин.
ДЭ для талмидей хахамим.
Трудиться над Торой ле-шма. Стремиться к справедливости и к миру. Сопереживать с обществом во время несчастий, быть "устами народа", возбуждать его дух. Должен быть скромным, кротким и смиренным, энергичным и расторопным, осмотрительным. На обиду, оскорбление не отвечать тем же, а любить каждого человека. Бояться греха, пренебрегать добром этого мира и не прилепляться ни к чему, кроме Торы. Спрашивать по делу и отвечать, как следует. Все его действия ― во имя небес. Не стыдится сказать "не знаю" о том, что ему не ведомо, осторожен в высказываниях, не скажет слова хулы.
В переговорах, в ведении дел должен быть верным, не нарушать данного слова, педантичен по отношению к себе, но не чрезмерно взыскателен к другим.
Одежда его должна быть ординарной, не богатой и не вычурной, чтобы люди не глазели на него, но и не очень убогой, чтобы не осуждали, и не быть изнеженным, но и не носить запятнанную одежду.
Прибыв в другой город, может гостить только у т-х. Цадиким и хасидим, когда к ним приходит гость, принимают его приветливо, как принимал гостей Авраѓам-авину.
Установить постоянное время для еды и не приступать к еде раньше или позже установленного времени. Т-х и каждый человек должен предельно ограничивать себя в еде в год засухи, даже если он богат и у него много еды, чтобы горевать вместе с обществом.
Вообще, должен беречь себя от всякого зла и порока, чтобы не было замечено за ним позорного дела, чтобы не опозорил Тору и Имя небес не было им опозорено; чтобы был осторожен во всех его делах - и не был бы осквернён, что дало бы возможность злым языкам осуждать его. Мало, чтобы он был лично уважаем людьми, но, благодаря ему, была превозносима и уважаема Тора.
Т-х должен поступать по ДЭ сам, чтобы не быть пристыженным, ибо Тора не осуществляется, если при ней нет ДЭ, как сказано: Нет ДЭ - нет Торы.
Т-х всегда озабочен и потрясён, плачет и вздыхает в сердце из-за совершённых им грехов и из-за разрушения Храма, и из-за Исраэля, павшего между народами, но должен таить эту грусть и заботу в сердце, а на лице хранить выражение радости, чтобы встречать каждого человека приветливо, с открытым сердцем и от всей души. Отвечать спрашивающему на его вопросы, не быть педантом по отношению к ученикам, когда они не поняли что-то из его речей, но повторить, и не раз, не понятое ими.
Ненавидит подношения, властвование, подшучивание, благодарит за ниспосланные ему страдания и не противится им. Застенчив и стеснителен. Дав согласие, выполняет обещанное, но, если ошибся, ― возвратится, не стыдясь признать ошибку. В своих делах не поспешает, пока не узнает всю правду о них. Покоряет, подчиняет свои страсти и побуждения (йецер), и все его действия - во имя небес. Не произносит бесполезных слов и не бранит ближнего, его трудно рассердить, но отходчив и не злопамятен, прощает сделавшего ему зло. Доволен своей участью, знает своё место, сознаёт свои недостатки, принимает близко к сердцу свой проступок и раскаивается в нём, говорит правду и, что решил, выполняет.
Щадит всё живущее, сострадает нищему, спасает бедняка, друг мудрому, брат цадику, милосерден к ученикам, отец сиротам, опора вдовам, наставник глупым, утешитель в трудный час, душевно уважает каждого человека, привносит шалом в мир.
ДЭ для зкеним.
Когда человек поседел, постарел и дотошно анализирует свои поступки, отделился от молодых, не одевается, как они, не сидит ни с ними, ни с простолюдинами и не участвует в их беседах, но всегда сидит с т-х, чтобы слушать слова Торы и удостоиться этим жизни в грядущем мире, немногословен и осторожен в речах, не спорит и не конфликтует, прощает обидчика, не ест грубой пищи и не пьёт допьяна, не увлекается разговорами с женщинами ― такого можно причислить к зкеним.
В таком положении человек должен быть осмотрителен в тфиле и в выполнении мицвот, знать и помнить, что его время идёт на убыль, потому надо делать тшуву, умножить цдаку и гмилут хасадим, больше и лучше выполнять мицвот, исправить свои пути, ежедневно и ежечасно анализировать свои поступки (хешбон нефеш). Так должен поступать вошедший в лета человек, чтобы исправить сделанное в молодые годы и подготовить себя к встрече с Святым, благословен Он, и не быть отправленным в гейином
ДЭ для всех мужчин.
Каждый человек нуждается в еде и питье, но ДЭ требует, чтобы при этом он был приятен Творцу и людям: вёл себя по Закону, как полагается, не уподобляясь быку или ослу, цель которых лишь набить брюхо. При еде надо быть умеренным, а не грубым и неотёсанным, не отказываясь, естественно, то всего добра, данного Творцом, но понимать и знать, что целью еды является бытие, жизнедеятельность, существование его души и здоровье тела ― чтобы служить Святому, благословен Он. Будет ли его стол богатым или скудным, его всегда надо готовить и накрывать широко и красиво. Нельзя откусывать большие куски и выпивать стакан залпом, как обжора, но предложить соседу за столом, особенно, если тот мал или слаб.
Когда сидят за столом старший и младший, то вначале берёт еду старший, а если хватает первым младший, значит, он ― обжора и невежа. Принимая гостя, хозяин дома обязан сделать всё, что велит ДЭ, да и гость должен вести себя за столом соответствующим образом, ибо по поведению за столом человека познают, испытывают, и так становятся известными его мидот. Гость, приступивший к еде прежде хозяина, ― осуждается, неприлично также гостю начать есть прежде членов семьи и других сидящих за столом домочадцев. Входит в дом хозяин первым, а покидает дом гость прежде хозяина. Естественно, что и хозяин, и гость произносят соответствующие брахот до и после еды и питья, и, конечно же гость благодарит хозяина за трапезу, но не нужно преувеличивать эти восхваления.
Не выходи ночью из дома один, не стой голым перед свечой. Святой, благословен Он, предостерёг Исраэль, чтобы берегли души и не подвергались опасности, потому что есть в течение дня такие часы, когда человек должен оберегать свою душу, ибо в это время восстают, возбуждаются суды, чтобы спуститься в мир, и именно в эти часы человек должен остерегаться, чтобы суды не нанесли ему удар, не поразили его. Потому Святой, благословен Он, предостерёг Исраэль, чтобы в такую пору еврей не ходил один вне дома и даже с другими людьми, но закрылся у себя дома пока не прекратиться поражение, чтобы не умереть с другими людьми своего поколения. Так велел Святой, благословен Он, нашим предкам /Шмот 12/, когда открыл им, что будет поражать в Мицраиме всех первенцев, - закрыться в своих домах, пока не пройдёт губитель.
Надо быть предупредительным, сказать каждому "Шалом", спросить: "Ма шломхá?". Если же тебя так приветствовали, а ты не ответил тем же, то ты - газлан (грабитель, разбойник). Прощаясь, не говорят другому лех бе-шалом, но лех ле-шалом (по-русски оба ― "иди с миром"), ибо Давид сказал Авшалому: лех бе-шалом - и тот был убит, а Итро сказал Моше: лех ле-шалом ― и тот добился успехов. При входе дают дорогу старшему, при спуске с лестницы ― впереди младший. Браху первым даёт старший. Пусть не спешит человек почитать самого себя и не гонится за почётом, и не ставит целью быть во главе, а на том месте, где доведётся - даже если он человек видный и это место не почётно для него, ибо раби Йоси сказал: На место даёт ему почёт, а он создаёт почёт месту. Каждый оказывающий уважение людям ― удостаивается жизни в грядущем мире.
Всегда и везде человек должен быть вместе с людьми: радоваться в радостях, быть озабоченным их заботами, печалиться их печалями; не смеяться среди плачущих и не плакать среди веселящихся, не быть бодрым среди спящих и не спать среди бодрствующих, не стоять среди сидящих и не сидеть среди стоящих - в общем, не следует человеку иметь мнение, отличное от мнений людей, а если их цели, намерения добры и во имя небес, пусть отступится от своих желаний перед волей других.
ДЭ для женщин. Женщина всегда должна стараться быть скромной и благочестивой (исполняющей мицвот) и приятной в своих действиях, благосклонной к мужу и детям. Она снаряжает детей в школы, а дома всем сердцем бережет их и следит за тем, чтобы они совершали добрые дела, не отклонялись от Торы, учит их бояться греха с детства, а сама всегда находит время поучить Тору, дать цдака. Всегда осмотрительно бережёт мир между собой и супругом - и будет любима им и желанна. Бережна к утренней, дневной и вечерней молитвам, а в завершении молитв направляла своё сердце с мольбой к Святому, благословен Он, о своих сыновьях и дочерях, чтобы были Б-гобоязненными, занимались Торой и мицвот, ибо привилегия женщины в служении Творцу в том, что её дети служат Всевышнему и выполняют Его волю. Когда же она ходит в мир иной, то служение её детей засчитывается ей, как будто она жива и выполняет все мицвот - и пребудет она в грядущем мире.