Это самое большое впечатление от кино за последние несколько месяцев. И это самое большое удовольствие от кино за последние
несколько месяцев. Наверное, потому что это кино затронуло во мне что-то родное. Во-первых, русский гений Чайковский и его прекрасное лебединое озеро, история любимая с детства. Во-вторых, Натали Портман - моя самая любимая актриса со времен Леона - вообще, многие фильмы с ней мной очень любимы - это тот же Леон и эпические Звездные войны и лирическое "Там, где сердце" и вдохновительное "V значит Вендетта" и прочее. Я её за все это очень люблю и почти что обожаю. В-третьих, детская мечта стать балериной. В-четвертых, близкий сердцу и понятный женский образ главной героини. И так далее...
Сам фильм снят очень гармонично. В нем нет ничего лишнего. Все что хотелось бы увидеть я увидела, все что хотела испытать испытала. Мистическое перевоплощение главной героини из белого лебедя в черного, захватывает и волнует на протяжении всего фильма. Образ талантливой, но робкой и неопытной балерины вместе со строгой требовательной матерью, чья неудавшаяся балетная карьера теперь воплощается в дочери и кто живет теперь лишь для своего даровитого чада, не зная и не желая ничего более - весьма не нов, как не нов и образ Венсанта Касселя - эпатажного, резкого и беспринципного балетмейстера, которые выжимает из своих подчиненных все до самой последней капли. Но то как все четко "сыграно по нотам" требует похвалы.
У Дарена Арановски я видела только "Реквием...", который конечно очень хорош и впечатляющ, но который не стал для меня удовольствием нисколько. Основное впечатление - это отвращение. "Черные лебедь" выигрывает своей эстетичностью, хотя там есть кровавые и эротические эпизоды, но все это выглядело довольно скромно и я не увидела в этом ничего скандального и откровенного в том числе в пастельной сцене Кунис и Портман. Все весьма скромно. И это хорошо, поскольку всего было в меру.
Главное в этом фильме - это трагическое и удивительное постепенное перевоплощение главной героини, расщепление её личности - то, что мы наблюдаем при шизофрении. И все это происходит как будто само по себе - черный лебедь будучи лишь птенцом в самом начале растет и крепнет, полностью раскрыв крылья в великолепном финале, и полностью завладев телом балерины и уничтожив свою белую ипостась. В исполнении Портман мы видим этапы её разрушения - перфекционизм навязанный матерью и подкрепленный максимализмом девушки, постепенно превращается в навязчивую мысль, потом в одержимость, поскольку в жизни Нини Сайерс нет ничего кроме балета - она видит его во сне, она репетирует с утра до вечера и засыпает изможденная от тренировок. Затем постепенно развивается невроз, на почве давления тренера и постоянного страха потерять роль, которая возведена до смыслообразующей цели всей её жизни. Далее, очень впечатлительная, чувственная и ранимая героиня постепенно начинает слетать с катушек и невротизация становится психозом с серьезными галлюцинациями и деперсонализацией. И в конце мы видим, что она достигла своей цели - она рассекла себя пополам взрастив злого близнеца - черного лебедя и только тогда смогла исполнить эту роль блестяще. Её действительно сложно было узнать в черном образе - это было действительно другое существо. И черный лебедь был так силен, что уже невозможно было существовать в одном теле. И вот он - трагический, но очень красивый финал.
Прекрасный актерский состав, отличная режиссерская работа. Желаю им Оскаров и почти не сомневаюсь - Ускар за лучшую женскую роль у Портман. Он давно уже её.