"Искусство - это зеркало, в котором каждый видит себя. Красота в глазах смотрящего". (И.В. Гете)
Это высказывание Гете одно из моих самых любимых. Особенно мне дорога вторая часть данного фразеологизма: "Красота в глазах смотрящего", эти слова стали для меня одним из жизненных принципов отношения к людям и к миру. Эта фраза настолько проста и в то же время глубока, что порой мне кажется, что в этом заключена вся истина жизни, весь смысл бытия.
Одним из самых значительных свойств произведений искусства, как я считаю в том, что в их понимании, интерпретации не существует и не может существовать определенной схемы, канонов, критериев оценки. Искусство обладает бесконечным, неисчерпаемым потенциалом развития, искусство не умрет никогда, поскольку оно может изменяться, принимая совершенно новые, навеянные пришедшим временем и культурой формы, а может возвращаться из глубин веков в том же виде, но с новым содержанием. Мир меняется, появляется множество новых технологических устройств, материалов, ресурсов и искусство стремительно проникает, завоевывает все новое, что изобретает человек. К тому же искусство может проявляться не только в созидании, но и в разрушении, не только в прекрасном, но и в том, что многие могут назвать отвратительном и вот здесь уже будет зависеть от того, в чем, по мнению человека, может проявляться красота.
"Искусство - это зеркало, в котором каждый видит себя". Как я считаю в этом выражении Гете заложено представление о том, что человек сам создает свою реальность. Нельзя поспорить с тем, что не существует двух людей одинаково воспринимающих мир, в котором они существует и себя в этом мире. Искусство дает нам возможность, во-первых, увидеть материализованное восприятие человеком мира, вышедшее из-под пера писателя, художника, скульптора и, во-вторых, возможность отрефлексировать свое миропонимание в процессе восприятия этого произведения искусства. И ещё, как мне кажется, в искусстве иногда можно наблюдать такой эффект - чем меньше смысла, на первый взгляд, вложено художником в свое произведение, тем больше смыслов может вложить в этот творение зритель, то есть тем больше остается пространства для так называемого "додумывания". Искусство заставляет нас понимать, а значит, заставлять искать в себе нечто такое, что в какой-то мере было похоже на ту композицию, которую мы воспринимаем - наши воспоминания, эмоции, переживания, имевшие место когда-то в нашей жизни. Искусство пробуждает нас и воспринимая его мы можем увидеть именно себя, кем мы были, кем мы стали, что для нас имеет ценность, поскольку наше восприятие произведений искусство будет основано на нашем личном опыте, включающем, в первую очередь, индивидуальный опыт и культурный опыт. Например, поведение и переживаемые чувства и эмоции коренного жителя Африки оказавшегося в Лувре будет значительно отличаться от поведения и эмоций в том же самом музее европейца. Но и не это самое интересное из того, что может происходить в музее. Каждый из этих европейцев каждую из картин будет воспринимать так, как это может быть присуще только этому конкретному человеку, этой личности. В этом восприятии творчества человек приобретает лицо, в этот момент он перестает быть частью чего-то, одним из миллионов жителей этой страны, одним из сотен сотрудников этой компании, воспринимая картину человек, становится человеком со всем что он знал и чувствовал когда-либо в этой жизни. Поэтому несомненна истина слов, что искусство - это зеркало, в котором человек видит себя.
Красота в глазах смотрящего. Смотря на одно и тоже один человек может почувствовать восхищение, гордость, умиление, радость, а другой отвращение, неприязнь, холод, а третий не почувствует ровным счетом ничего, как если бы смотрел на глухую кирпичную стену. Как часто в нашей жизни мы сталкиваемся с непониманием того, почему один человек любит другого, хотя как мы считаем, этот человек не заслуживает любви. Как часто человек презирает либо избегает из-за страха физические недостатки других людей, как часто случается так, что человек меняет отношение даже к близким членам семьи, когда те приобретают в результате каких-то событий физические недостатки. Может все скажут, что красоты больше нет, ведь человек не всегда остается молодым и красивым и не всегда картина может изображать живописные пейзажи. В глазах смотрящего красота может быть, а может и не быть. Иногда не достаточно одного взгляда чтобы увидеть красоту, иногда чтобы увидеть её приходится бороться со страхом, с навязанными стандартами. Как мне кажется, чтобы увидеть красоту, нужно не видеть её, а чувствовать, чувствовать красоту внутри себя. Для меня внутренняя красота человека, которая позволяет увидеть прекрасное в безобразном самым тесным образом связана с любовью человека к себе и к миру, с принятием себя и мира таковыми, какими человек и мир были созданы. Страх человека перед своим несовершенством, недоверие человека к миру и людям, непринятие себя, своей внешности, своих мыслей и чувств становится высокой стеной перед способностью человека чувствовать красоту во всем, что его окружает. Если человек не чувствует красоту внутри себя он вряд ли сможет со всей полнотой ощутить её в других людях, а так же в архитектуре, литературе, живописи.
Иногда мне начинает казаться, что никто иной как человек делает красивое красивым. Станет ли животное восхищаться величием гор, умиротворенностью леса, таинственностью и изяществом отраженной в озере луны, станет ли плакать, не в силах сдержать бурю чувств и воспоминаний, слушая весенние трели птиц. Когда мы видим что-то и понимаем, что это красиво нам никто не дает это знание и понимание, оно образуется внутри нас. Существует ли красота сама по себе или только человек создает её, изливая на мир свою собственную внутреннюю красоту? Наверное, несправедлив было бы ответить однозначно, но как мне кажется, выражение Гете дает вполне однозначный ответ. Все что вокруг нас является таковым, потому что мы таким его видим. Красота в глазах смотрящего.