Я более чем регулярно интересуюсь историей, историческими личностями, существенную часть интереса составляет рубеж 19-20 веков, Первая мировая, Революция, Гражданская, 20-е.
Давно заметил, не менее интересно узнавать о выдающихся людях в окружении знаменитых и выдающихся. Те, кто на самом ближнем фоне.
Колчака знает большинство. То что элиту его армии составлял корпус генерала Каппеля, и Каппель взял командование после плена Колчака знают уже меньше (ну после сериала Адмирал таких стало побольше, правда из Хабенского Колчак как из говна пуля, хоть актёр он и талантливый). А вот то, что после смерти Каппеля "Великий Сибирский Ледяной Поход" возглавил Сергей Войцеховский, сохранивший остатки колчаковцев - знают и того меньше. И возглавил, судя по результату - серьёзный офицер, мне хочется смотреть на его фотографию и пропускать образы других офицеров через этот эталон.
Заметил вот что, разьезжаю я в последние года не очень много. А тут почитал его биографию на Википедии и свистнул.
Езжу я не только туда, на что есть деньги, но и на что есть неизъяснимое желание увидеть землю и погрезить, что было на ней ранее. Фигура Войцеховского тут мне показала, что такое "одними тропками".
Ну вот давайте с того момента его биографии, когда отошёл в мир иной Каппель и он двинулся на Иркутск.
Вёл упорный бои с красными под ним, и выиграл. С тифозной армией. Потребовал сдать золотой запас, освободить Колчака, и дать провизии, одежды армии. От красных потребовал, от пьяной матросни, и чекистов-нелюдей. Стойкий мужик, я прям свиснул от такого.
Однако стало не до того. Узнав о расстреле Колчака не стал штурмовать Иркутск, а обогнул его стороной и пройдя по Ангаре вышел к Байкалу. Армия перешла Байкал по льду и вышла в Забайкалье к атаману Семёнову.
В Иркутске я бывал дважды, как и под ним. То есть вот в этих самых местах Войцеховский и беляки громили красных. Переши Байкал по льду. если вышли в слиянии с Ангарой, это там посёлок Листвянка (а ныне дачи иркутских состоятельных граждан и воров). Да проходил это место на судне. Оттуда до другого берега Байкала 70 км. Не видно его. Мне рассказывал знакомый-охотовед, как он сутки шёл зимой с берега на берег, а тут целая армия форсирует. В условиях начала ледохода... И вот он отдаёт приказ - идём через Байкал!
После эвакуации, уже с Байкала Войцеховского отправляют в Крым для связи с белым югом России, он же Врангель. Как в условиях 1920-го года, когда судьба белого движения была решена, его забросили в Крым. Через Монголию? Через Среднюю Азию, далее через Каспий, по Закавказью и по морю? Биография скупу докладывает: Через Триест прибыл в Крым. Это итальянский город на адриатике рядом с Венецией. То есть скорее всего его с Владивостока в обход Индии и Африки пароходом в Средиземноморье. Ага, ну Адриатика это тоже точечка общая.
- Крым. Что тут говорить? 7 поездок, последняя месяц назад. Каждый раз смотрю в Севастике на бухту, в Ялте на набережную, так и вижу эвакуацию в Константинополь и Болгарию...
Вот и Войцеховский эвакуируется в Турцию и уже в 1921 году оказывается в Чехословации в действующей армии.
В Чехословакии я рос в раннем детстве.
Однако куда его первым делом направляют?
С февраля 1922 - заместитель командующего войсками Подкарпатского военного округа в Ужгороде. С 1924 - командир 9-й пешей дивизии в Трнаве. С 1927 - начальник Земского военного управления (военного округа) в Брно. С 1935 - начальник Земского военного управления в Праге. 30 декабря 1929 был произведён в чин генерала армии.
Ужгород - он же венгерский Унгвар, ныне город в составе Украины. Посещён мною в декабре этого года. Полно зданий, которые помнят Войцеховского. В детстве я его тоже проезжал.
Трнаву пропускаю. Брно и Прага - опять города детства, катался через них с родителями.
В 1939 после германской оккупации Чехословакии создал и возглавил подпольную организацию Obrana národa («Защита народа»), был под надзором гестапо, входил в подпольное Чехословацкое правительство, где занимал пост военного министра.
До мая 1945 проживал в Праге. 12 мая 1945 был арестован советской контрразведкой «СМЕРШ» и с 30 мая 1945 содержался в Москве в Бутырской тюрьме.
Бутырка в 20 минутах езды от моего дома.
До марта 1946 содержался в Бутырской тюрьме, с 1946 - в Унженском лагере (станция Сухобезводная Горьковской железной дороги), с 25 мая 1949 - в Особом лагере № 7 Озерлага МВД СССР (город Тайшет Иркутской области). Из-за слабого здоровья и преклонного возраста квалифицировался как инвалид, работал санитаром лагерной больницы.
Умер в лагере 7 апреля 1951 года от «туберкулеза легких и истощения»[1]. Похоронен на кладбище Центральной больницы № 1 Озерного лагеря вблизи села Шевченко Тайшетского района Иркутской области. Место захоронения не обнаружено.
Последние решительные бои с красными в Иркутской области в 1920-м году (у врангеля не воевал, был резервист). Умер в лагере в Иркутской области в 1951-м году. Ирония судьбы, или насмешка краснопёрых...Отдельная насмешка - станция Сухобезводная, это сильнейший прессинг этапироваться на станцию с таким названием, наверное.
Итого: Иркутск (под ним, в город не вошёл), Байкал, Забайкалье, Адриатика, Крым, Ужгород, Прага, Брно, Москва.
Во как бывает. В Турцию если когда съезжу ещё припишу Константинополь.
И вот тут какое-то необычное осознание, что географически это все те же места, но того, что видел там Войцеховский, не видел там я. Как-то от этого завораживаюсь.
Я хотел бы лично
его знать.