Макхеты.
Евгений "Братаны", фото из Хиди Хутора.
.
Начальник разведки 166 бригады «Гюрза» планировал операцию где-то с неделю, согласовывал с комбригом. По разведданным, южнее Шали, где и была дислокация нашей 166 бригады, были передвижения боевиков. И вот под вечер, перед наступлением темноты, сформированная боевая группа, в составе разведроты, и несколько пехотных рот из 2 и 3 батальонов, выдвинулись в направления населенных пунктов Агишты и Махкеты. Агишты был первый пункт который мы прошли а наша конечная цель была Махкеты.
.
Роман "Братаны" фото из Хиди Хутора.
.
Решено было идти через зеленку, лесными тропами, чтобы не привлекать к себе внимание. Броня шла сзади по дороге. Впереди шла разведка, потом пехота с минометчиками. Все тащили на себе. Зеленка там была суровая, плотная и местность была то спуск, то подъем, не большие сопки поросшие лесом, вообще деревьями проросло все как в джунглях. Из-за этого видимость была очень сильно ограничена, несмотря на солнечную погоду в лесу был полумрак и жара. Шли цепочкой, стараясь сильно не шуметь, расстояние между бойцами было 3-5 метров. Когда стемнело и видимость упала практически до нуля, была отдана команда отдыхать до утра. В темноте выставили охранение и спали прямо на земле, подстелив под себя бронежилеты. Надо сказать что бронежилеты использовались только в качестве разгрузок. Кевларовые пластины из броников все выкидывали, так же не носили каски т.к. отдавали предпочтение маневренности во время боя, а от скорости передвижения в бою зависит жизнь бойца. Я спал крепким сном несколько часов, потом примерно в шесть утра. Наспех перекусили сухпайком и снова вперед
.
«Дрюсик» наш боевой товарищ уговорил выпить пару таблеток сиднокарба, типа энергетик. Честно говоря об этом потом жалел т.к. энергии я никакой не ощутил а позже появилась некая слабость а самое главное пришлось выпить воды. А вот этого делать нельзя во время такого длинного марша. Один раз напьешься воды и после этого уже будешь пить и пить, а идти будет тяжело. Шли мы переодически делая маленькие привалы, перевести дух. Сводило ноги. Кололи булавкой мышцы ног от судорог. Пехота задыхалась. С ужасом мы смотрели как они на себе тянут минометы, мины, а некоторые АГС-17, это было тяжелое зрелище. Каждую высотку они штурмовали как в последний раз. Пот с нас тек ручьями. В результате наша колонна растянулась на несколько километров. «Гюрза» нервничал и орал по рации, пехота бунтовала, отказывалась идти. В общем атмосфера накалялась
Мы подошли к мосту, небольшая горная речка, привал. Вода ледяная, но после такого марша всем было плевать, прямо в одежде ныряли в воду. Уже был разгар дня. Отдохнули и снова вперед. Агишты мы миновали благополучно прошли рядом с ним
.
С лева Андрей "Дрюсик" с права Роман "Братаны". Осень 1996г. "Северный".
.
Далее шли вдоль дороги. При подходе к селу Махкеты услышали срельбу. «Петрович» завалил боевика, как он потом рассказывал: «шел и увидел как душонок вынырнул из кустов впереди, расстояние метров 30, ну «Петрович» стрельнул. Попал.» Оказывается, мы вышли на их «засидку». Несколько человек сидели, типа наблюдатели, но я не думаю что их цель была ввязываться в бой. Я думаю они были из отряда местной самообороны. В каждом селе у чичей так было. Местные типа, но не входящие в состав бандитских группировок с одиозными полевыми командирами.
.
"Петрович" скриншот из видео с Бамута.
.
Те из них что остались в живых, драпанули от нас, открыв беспорядочный огонь в направлении 8 роты пехоты, которая оказалась буфером между разведкой и дорогой. В результате один пехотинец погиб, второй ранен боевики скрылись. Для эвакуации раненого была вызвана броня. В общем, это было единственное боевое столкновение за весь этот поход, как оказалось в последствии. Мы таки доползли до села, обошли его справа, пехота слева, было решено сделать привал. Мы как шли цепочкой так же и в село входили. На «перебежки» уже ни у кого не было сил. Шли как зомби. Село как бы в низине, окружено высотками, вот мы по краю и вошли. Местных жителей мы не видели. Они все прятались в домах и носу не высовывали.
.
Подошла броня, а значит и наши спальники, консервы. Вырыли окопы на высотке, село прямо под ногами. Простояли там с неделю, может больше. На протяжении всего времени практически не было никаких событий. С местным населением мы не общались, они к нам боялись подходить. А мы просто держали круговую оборону. У «Малюты» взяли трофейную с Бамута ВСС и развлекались стрельбой по деревьям. Нам сообщили, что боевики ушли из этого района за день или два перед нашей операцией. В общем, для нас это не было новостью. Такое случалось и ранее. Как будто боевиков кто-то хорошо информировал о планах федеральных сил. Понятно, что здесь не обошлось без предательства и в самом высоком эшелоне.
.
Был и забавный инцидент перед отъездом, т.е. день на 6-7 нашего пребывания. В селе было футбольное поле и местные жители предложили сыграть с ними в футбол. В результате наши минометчики выпустили несколько мин по полю. Во избежании напрасного риска от снайперов боевиков во время игры. Футбольный матч был отменен ввиду испорченности поля воронками. Потом была дана команда отход. Мы сели на броню и организованно покинули тот район. До бригады ехали с ветерком за пару часов.
.
.
Евгений и Роман, пулеметный расчет ВУНР 166 бригады, «Братаны».