Интро:
Человек, которого я развел уговорил купить Nikon D70 в свое время, написал об этой камере разочарованный пост. Поводом стала съемка на Блинкоме. Как заядлый никонист опытный фотограф с понтами я ответственно заявляю - никон рулез, выпрямляйте руки! Как - читайте ниже. Кстати, копирайт на фотке -
мой, если кто забыл, что Ригидус - это я.
Сложные световые условия - это вам не хрен моржовый! По световым условиям сложнее репортажной театральной съемки может быть только репортажная съемка в каком-нибудь рейв-клубе, где свет колбасится не хуже участников.
Поэтому, не надо надеятся на автоматику. Баланс белого - по листу бумаги, или "на лампу накаливания", переключаемся в ручное управление экспозицией, выставляем ISO 1600, выдержку в районе 1/30 - 1/100, дифрагму 4,5 - 5,6 и херачим, херачим, херачим! Актеры, сцуко, динамичные, то рот откроют, то глаза закроют, а смотреть на экран некогда - действие идет. Поэтому:
Про предпросмотр забываем вообще - смотрим только на гистограмму - чтобы не было пересветов. Снимаем сериями по два-три патрона кадра, после каждого третьего - взляд на гистограмму - все ли в порядке.
Фокусировка точечная - зону менять туда-сюда руками - хорошо развивает мелкую моторику пальцев. Олдовые фотографы, суровые настолько, что еще помнят тяжесть "Зенита" в руках, могут вручную фокусироваться.
Диафрагму и выдержку меняем колесиками управления, в зависимости от удаленности актеров от прожекторов и состояния гистограммы.
Ловим моменты, когда актеры неподвижны - конец фазы движения. Это приходит с опытом съемки, особенно когда у вас нет светосильного объектива :) Вспышку использовать можно, но, во-первых, она сделает вас чертовски непопулярным человеком, а, во-вторых, пользы от нее немного.
Делаем общие планы! Не увлекайтесь детализацией - портретные планы не выражают действия, разве что типаж будет ну совсем невероятный. Когда выступление заканчивается и актеры выходят чтобы сделать поклон - отходим подальше чтобы сделать финальный общий план. Помните о том, что какая нибудь зараза... благодарные зрители имеют привычку вставать, чтобы подарить актерам цветы - и ваш общий план может быть испорчен чьим нибудь черным силуэтом.
Не опаздывайте на представление. Точность - вежливость homo scopus (человека прицеливающегося), каким, несомненно, является фотограф. Если вы не обозначите для себя точки съемки и маршруты передвижения заранее - есть риск оказаться сказочным долбоебом, оглушительно наступившим на пластиковую бутылку из под пепси ровно за секунду до развязки. За такое вообще убивают.
Про бизнес: (тебе, Менельнар). Обговаривайте размер вознаграждения с организаторами заранее. Постфактум, они буду прекрасно понимать, что работа уже сделана, а продать фото можно только им. Берите предоплату, оговаривая ее возвращение только в случае если вы вообще не сделали ни одного кадра (камера сломалась, попали в аварию, и пр. форсмажор). Оговаривайте количество передаваемых фотографий - мой максимум - 20-30, весь фотосет со смазами и браком передавать не профессионально. Для репортажа 30 снимков - за глаза.
Делайте постановочные кадры с актерами после выступления, пока они не ушли в гримерку. Делайте это быстро - используйте их приподнятое настроение после окончания выступления. Не надо работать долго с одним актером - два-три кадра - следующий. Снимайте их группами - это ускоряет процесс, и больше шансов, что ваше фото будет стоять в рамке, как память о моменте.
Договоритесь со светотехником, чтобы иметь возможность снимать постановку комфортно. Раздавайте свои визитки актерам, они их не потеряют ровно до тех пор, пока будут хотеть от вас фотографий, а после того, как вы подарите наиболее перспективным из них фотографии (большой формат, чтобы в рамку вставить - и никаких электронных копий высокого разрешения!) - они всегда смогут найти ваши координаты (чтобы рекомендовать вас) на обороте отпечатка.
P.S.: А
патриарх Никон говорил, что каноны надо ломать! (с)