Немного феминизма и раздражения на ночь глядя (многабукаф)

Aug 27, 2015 01:17

Аманда Палмер (кто не знает - музыкант, художник, богема, в общем и целом разносторонняя личность, а также жена писателя Нила Геймана) опубликовала открытое письмо переживающему фанату.

Вкратце и в моем вольном пересказе:
Фанат пишет, что де "дорогая Аманда, я как-то озадачен вашим поведением. Мало того что ваша музыка уже не такая цепляющая, как была раньше, а какое-то треньканье на укулеле, так теперь вы еще и забеременели, а потом открыли краудфандинг-проект для продажи своих произведений. Я как-то переживаю - может, вы вообще перестанете радовать нас своим творчеством после рождения ребенка? А то одумайтесь! Я много повидал людей с детьми - тут или карьера, или ребенок, вам на чем-то придется поставить крест. Зачем вы это сделали, если столько лет твердили, что не собираетесь иметь детей? И зачем вам краудфандинг? Ваши фанаты всегда покупали и будут покупать ваши песни, картины, товары. Признайтесь, не на ребенка ли вы деньги собираете?"

Вообще это очень богатая тема. Многослойная. Тут и:
  • мнение посторонних по поводу права женщины на материнство или его отсутствие, и
  • предъявление претензии публики на кусок частной (здесь - даже интимной) жизни публичной персоны (впервые с этим я столкнулась очень отчетливо в начале года, и, по совпадению, как раз в связи с Палмер, объявившей, что она ждет ребенка, когда на некоем сайте спрашивали, кто будет считаться отцом ребенка, если у Палмер и Геймана открытый брак и может не быть известно, кто отец - на мой вопрос "какое, собственно, ваше дело" мне было сказано "между прочим, они публичные персоны, так что частной жизни у них больше не может быть по определению, они сами выставили свою жизнь на всеобщее обозрение, став знаменитыми"), и
  • попытка выхолостить жизнь творческой личности, оставляя только право на творчество, и
  • критика чужой бизнес-модели, и
  • стремление "купить" творческую личность, навязать моральный контракт - "раз уж мы ваши фанаты и платим, то поставляйте регулярный и качественный контент", и
  • даже - если говорить о более широком контексте - вынужденность публичных личностей не просто давать обратную связь, но оправдываться за те или иные поступки, даже если они не влекут за собой никакого никому ущерба, а просто вызывают у публики неодобрение сделанного выбора. (Здесь бы упомянуть несчастного астрофизика с неприличной рубашкой, да только там вроде реальный баттхерт у кого-то случился, так что лучше не стоит накручивать неоднозначность.)

    Аманда написала довольно длинный, дипломатичный и описательный текст, суть которого сводилась к следующему примерно:
    "Дорогой фанат, а с хрена ли лысого ты мне рассказываешь, можно мне иметь детей или нет? Да, я решилась забеременеть впервые в жизни в сорок лет, потому что (ряд биографических причин). Да, блин, у меня у самой поджилки трясутся, как изменится моя жизнь. Спасибо, что пришел и старательно напомнил мне, чем я рискую, а то я без тебя не знала. Уж прости, если душе- и телораздирающий опыт выталкивания целого живого человека из моего тела не сразу вдохновит меня на кропание новых цепляющих твою душу шедевров! Я еще подумаю, не взять ли блокнот с ручкой в роддом, а то вдруг попрет. Ну, и деньги ты тоже молодец считать. (Ряд причин, по которым краудфандинг удобнее и по которым деньги, собранные творческим человеком на творчество, в любом случае идут "на творчество", даже если в реале для конкретного художника это означает "на памперсы" или "на еду".)"

    Я почему на эту тему строчу тут сейчас многабукаф - меня задело. Задело и как мать, и как творческого человека, и как феминистку. Когда я стала матерью, моя жизнь изменилась. Не просто даже развернулась на 180 градусов, а на 180 плюс в перпендикулярную плоскость. Из самодостаточного, активного профессионала я путем некоторых пермутаций стала иждивенствующей, загнивающей псевдо-богемой, вообразившей, что она великий художник и когда-нибудь обретет славу и нирвану самореализованности. И я хорошо понимаю, как на самом деле трясутся поджилки у Аманды, которая отдает себе отчет в том, что рискует не только своей масштабной карьерой, но даже и браком (она сделала там небольшой комментарий на эту тему). И что при этом огромном риске, на который она решила пойти, появляются какие-то ребята из огромного безымянного мира и рассказывают ей, как она их расстраивает таким неуместным поведением. И как им виднее, как она должна распорядиться своей маткой. (Тут отголоски прочойсеров, та же озабоченность и праведность в тоне.)

    Я сама все еще выгребаю в спокойное течение из того круговорота. Меня настолько крепко сбило с наработанного темпа и выработанных привычек, что я только в последние года полтора выработала какие-то новые и ощутила приближение какой-то стабильности. Нет, я по-прежнему не чувствую в себе сил и мотивации включить в свою жизнь все те элементы, которые я хотела бы в ней видеть, которыми я могла бы гордиться. Я с грустью чуть ли не каждый день отмечаю кусочки прежней себя, которыми мне пришлось заплатить за материнство и поворот в жизни. Да, это личный выбор во многих случаях. Нет, это не повод отказать мне в праве скорбить по ним. Я пока еще не сдалась и все еще верю, что то, чем стала моя жизнь сейчас - это нужное направление, а его вялость и мелкость - лишь вопрос недостаточного вложения сил, просто недоработка. Хочется верить, что временная. Но, блин, это мои личные разборки с собой (и, максимум, с любимым Мужчиной, потому что моя жизнь - это и его жизнь тоже), и ответ я за это держу тоже только перед собой. За последний годы я проделала гигантский путь к тому, чтобы не зависеть от мнения других. И теперь я яснее понимаю еще и тот аспект, что за то, как я совмещаю свои действия в воспитании ребенка с действиями в карьере, я меньше всего должна оправдываться перед сторонними наблюдателями, в чье представление об онажематери я, ах жалость какая, не попадаю.

    В целом, как я думаю, Аманда обошлась слишком щедро с оппонентом. Ее подробные объяснения своей мотивации в принятии тех или иных решений были для меня, к примеру, познавательными, близкими, логичными (может, это и было целью?) - но показались слишком дорогой платой за длинный нос собеседника. В самом деле, даже если он и считает, что ее решение родить ребенка сейчас неоправданно, стоит ли выкладывать ему длинные и очень интимные куски биографии с объяснением, почему все-таки родить и почему именно сейчас? Стоит ли... оправдываться? С другой стороны, да, я понимаю, что а) Палмер и Гейман сознательно и спокойно выносят на публику разные части своей личной жизни - и как часть естественного для них поведения, и (как минимум, в случае с Палмер) как часть творческого перформанса, не всегда отделимого от остальной жизни, б) Палмер отдает себе отчет в том, что это письмо - лишь образец того, что думают о ней в том же ключе тысячи фанатов, а фанатов она в любом случае ценит и любит, поэтому воспользовалась оказией ответить всем разом на их коллективный скепсис.

    Тем не менее, мне не нравится мотив "откупиться жертвой откровенности от гнева толпы" и не нравится всплывшее при этом знакомое мне ощущение раздражения от того, как давит мнение окружающих, вынуждая защищаться либо молча терпеть и вариться в собственном раздражении. Мне показалось, что в тексте Аманды я расслышала именно нотки этого финального срыва, невозможности больше терпеть и молчать - "Как вы все достали уже со своими претензиями, я расскажу все как на духу, чтобы вы поняли и оставили меня в покое". И как это тяжело именно в беременность, когда даже без требующих дозу крови фанатов есть масса доброжелателей, у которых обязательно есть свое мнение по поводу того, не слишком ли ты старая/молодая, чтобы рожать, не ведешь ли ты себя неприлично "для будущей матери", правильно ли ты питаешься, одеваешься, сидишь, стоишь, спишь, организовываешь свое время, делаешь свою работу - все, абсолютно все сразу становится достоянием и правом посторонних лишь потому, что у тебя в животе растет плод.

    Хорошо, что я не на месте Аманды. Потому что я бы ограничилась простым "А не пошел бы ты нахуй, дорогой фанат, если ты решил рассказывать мне, как жить, как творить и как рожать". Что, возможно, недальновидно для творческой личности. Но зато 1) как эффективно, 2) как доходчиво и 3) как помогает сберечь нервы, не завися от мнения посторонних.

    Возможно, я снова не права и для репутации/карьеры знаменитого творческого человека такая независимость пагубна. В конце концов, у меня инвалидность по социальным чуйкам и навыкам и непонимание тонкостей стратегических карьерных шагов...
  • онажемать, их нравы, знаменитости, pregnancy, размышления

    Previous post Next post
    Up