Фото
freerezident Текст взят у
koygore в
Открытие Познера. Часть 3 Продолжаю повествование о том, как я заново открыл для себя Владимира Познера.
Агрессивная пропаганда В ходе творческого вечера журналист ответил на более чем 30 вопросов. Не все оказались мне одинаково интересны. Ответы - другое дело. Ибо когда говорит человек знающий, интересный, с весьма широким кругозором, слушать его очень познавательно, даже если ты не согласен с его точкой зрения.
Один из вопросов касался того, как бороться с агрессивной пропагандой безнравственных ценностей, широко льющейся на нас с экранов ТВ, страниц газет и сайтов. Речь идет, по словам автора вопроса, о пропаганде эгоизма, алчности и прочих пороков. Свой ответ В. Познер представил в несколько философском плане. Многие десятилетия, отметил он, в СССР люди воспитывались на ценностях коллективизма. Ничего личного, субъективного, собственнического, индивидуального. Все - на благо общества, социума. Так жили несколько поколений людей, и свято верили.
Потом настало время, и эпоха, вместе с идеологической начинкой, закончилась. В один момент миллионы людей оказались один на один с новыми временами, где главной задачей было выживание. Как тут не стать эгоистом, думающим только о себе, своей семье, о деньгах? Золотой телец прочно засел в умах людей. Сначала, чтобы не умереть с голоду. Затем стал неотъемлемой частью сознания, поскольку выяснилось очевидное: никому, кроме самого себя (и государству тоже) ты не нужен. Каждый сам за себя и сам решает, как жить.
Вот почему В. Познер считает, что нет никакой "пропаганды". И у ТВ, и у людей цель - выжить, либо, если все хорошо и многое достигнуто, - жить хорошо. "Мне это не нравится, но это так", - признался журналист. И добавил: "Посмотри на себя и живи так, как хочешь, если считаешь, что вести себя так или иначе - правильно". В целом, и я с ним согласен. Явно ведь СМИ не внушают нам: любите деньги и власть, остальное - к черту. Они лишь транслируют нам то, что делаем мы сами. А кто, скажите, готов забыть про свой личный, и финансовый интерес, и жить для общества, исключительно для него и больше ни для кого? То есть даже не ради свой семьи?
Несвобода слова
"У нас нет понимания того, что такое свобода слова", - начал В. Познер ответ на вопрос, есть ли она, эта свобода, в нашей стране. Но сразу же отметил, процитировав: "Человек не имеет права кричать "пожар!" в переполненном кинотеатре только потому, что увидел пожар". Самый безответственный человек, по его мнению, - это раб. Поскольку все за него решает хозяин. Соответственно, самый свободный - тот, кто ощущает свою ответственность перед другими. Увы, но в России чаще всего под свободой понимают "волю". Это не так, поскольку свобода означает самоограничение.
"У нас нет или ограничена свобода слова", - признался В. Познер. И пояснил позицию власти по этому поводу. Весьма интересную, кстати. "Чем меньше ваша аудитория, тем больше ваша свобода", - вот ее суть. То есть если кто-то решил распространить свои идеи на широкую аудиторию, права на то не имеет. Пока не согласует с вышестоящими и не получит указаний. "Сегодня нет цензуры как таковой, - заметил журналист. - В советские времена была. Организация именовалась "Главлит", и ее редакторы вымарывали политически неправильные вещи из текстов. Либо браковали их полностью.
Теперь есть две вещи - телефонный звонок и самоцензура. Первое понятно, в общем: позвонили "сверху" и дали ЦУ, что можно, а что - нет. Но прежде, чем это произойдет, у подавляющего числа журналистов включается самоцензура. Это когда человек, раскрывая щекотливую для власти тему, задумывается: "А оно мне надо? У меня семья, дети..." и решает убрать острые моменты.
Как стать журналистом
Научиться этому, считает В. Познер, нельзя. Как быть писателем. "Как вы думаете, сколько учился Лев Толстой, чтобы стать писателем?" - спросил он. Зал ответил улыбками. "Это либо есть, либо нет. Журналистика - это определенный уровень жизни. Учиться журналистике - потерянное время. Нужно сначала поработать и понять, твое это или нет".
Более емко не скажешь.
На этом свое повествование (только, пожалуйста, не считайте мои заметки "отчетом" - терпеть их не могу) завершаю. Напоследок лишь скажу, что Астрахань очень удивила Владимира Познера. Он побывал в кремле, увидел Картинную галерею и поразился, что там столько великолепных полотен великих художников, посетил дом Тетюшинова, восхитился множеству старинных домов в Астрахани и пожалел, что они, в большинстве своем, в очень плохом состоянии. В общем, получил массу интереснейших впечатлений. И это замечательно. Поскольку и его творческий вечер вдохновил меня на эти три заметки, которые я написал с удовольствием.