Герой Советского Союза работал сапожником
В Москве же я свел долгое знакомство с еще одним героем войны - Героем Советского Союза Ладо Давыдовым.
Я увидел его в будке чистильщика обуви на Ярославском вокзале столицы. После хождения по весенней распутице мне надо было срочно привести в порядок обувь.
Немолодой чернявый и сухощавый кавказец без лишних слов взялся за дело.
Щетки так и летали в его руках: «чистим-блистим!» И тут я заметил на пиджаке, висевшем в углу будки Золотую Звезду.
- Ваша?
- Моя.
Я опешил: мне, желторотому лейтенанту, чистил ботинки Герой Советского Союза!
Сначала не поверил. Разжалован? Наказан и отправлен на столь непрестижную работу? Нет, нет и нет. Все было намного проще и… сложнее. Мы разговорились.
Ладо Шириншаевич Давыдов родился во Владикавказе в бедной ассирийской семье. И дед, и отец его сапожничали и чистили обувь, поэтому Ладо не видел в этом ничего зазорного. Но в советские времена, хотя и считалось, что всякий труд у нас почетен, все же пытались подыскать Давыдову место, достойное его высокого звания. Предлагали быть начальником обувного цеха в комбинате бытового обслуживания. Но он не хотел быть начальником, и стоял на своем; тогда чиновники прибегли к эвфемизму - назвали его «мастером-обувщиком» и дали будку на бойком месте.
Свою Звезду он получил в 19 лет на Западной Двине под Витебском. Тогда он был разведчиком 210-й отдельной разведывательной роты в 306-й стрелковой дивизии, которая освобождала Белоруссию в составе 1-го Прибалтийского фронта. По реке еще шел лед, а между льдинами плыл Ладо, толкая одной рукой деревянное корыто с одеждой и оружием. В детстве он переплывал Терек. Но сейчас надо было не просто переплыть. Надо было не попасть под пулеметную очередь с вражеского берега, как это случилось с разведкой соседнего полка, надо было не нарваться на прибрежный патруль, не наступить на мину, пробраться сквозь можжевеловые заросли, выслышать шум моторов и притаиться в кювете лесной дороги.
Из-за поворота выскочил «оппель». Он несся впереди немецкой танковой колонны, которая громыхала где-то за бугром. Ладо швырнул гранату - мимо, вторую - автомобиль опрокинулся. Убитый офицер прижимал к груди портфель из крокодиловой кожи. С автоматом в одной руке и с портфелем в другой - Ладо петлял по лесу в сторону реки. Вслед ему били из танковых пушек. И снова надо было не угодить под разрыв, спастись от погони, уцелеть, выжить, вернуться к своим... Что за бумаги были в портфеле, Ладо не знал. Понимал он и по-ассирийски, и по-осетински, и по-ингушски, и по-грузински, но только не по-немецки.
Лишь много позже, когда наши войска, форсировав Западную Двину, устремились в Прибалтику, узнал Давыдов, что был в том портфеле ключ от всей немецкой обороны по Двине, и еще узнал он из газеты «Правда» о том, что присвоено ему высокое звание Героя Советского Союза.
В наградном листе все это выглядело так: «26 июня 1944 года тов. Давыдов с группой разведчиков первым форсировал под сильным пулеметным огнем противника реку Западная Двина в районе деревни Шарыпино. Он первым ворвался в деревню Шарыпино и вместе с группой товарищей уничтожил до 30 чел. немцев и захватил штабные документы. За храбрость и геройство в боях и форсирование реки Западная Двина тов. Давыдов достоин присвоения звания Героя Советского Союза».
А до того Ладо Давыдов проявлял неизменные храбрость и геройство в других кровопролитных боях - участвовал в высадке десанта под Керчью, в боях на Малой Земле в районе Мысхако - «тов. Давыдов первым ворвался с группой десантников в расположение противника, где ими был захвачен аэродром и радиостанция». В описании военного журналиста это выглядело так: «В ночь на 1 ноября 1943 года на плоскодонной посудине Давыдов со своими боевыми друзьями приблизился к Керченскому берегу. Когда на отважных десантников обрушился свинцовый дождь, он первым спрыгнул в воду и открыл огонь по прожектору, освещающему пролив. Его дружно поддержали другие воины, и вражеский прожектор ослеп. Не ослабляя автоматного и пулемётного огня, десантники пустили в ход гранаты. Выбив противника из его укреплений, они заняли важный опорный пункт противника - Камыш-Бурун. На Керченском полуострове Давыдов был вторично ранен и эвакуирован на Тамань во фронтовой госпиталь».
Войну Ладо закончил в Восточной Пруссии в уличных боях за Тильзит.
Мы задружили с ним крепко, несмотря на разницу в годах. Ездили вместе и на Кубань в село Урмия, и в Армению, в села, где жили и живут ассирийцы, потомки древних вавилонян.
Однажды я предложил Ладо снять на кинопленку эпизод его звездной разведки на Западной Двине.
Я достал солдатскую форму времен войны, муляж автомата, и мы отправились на берег Истры. Едва Ладо подтянул ремень, надвинул пилотку на брови, как мгновенно преобразился в бойца-разведчика, каким он был тридцать лет назад: глаза сузились и взгляд стал хищным и цепким.
Любой бы актер позавидовал такому перевоплощению. Но Ладо не знал системы Станиславского, он просто вернулся в самого себя. Храню эту кинопленку, как величайший раритет.
Свой последний бой Ладо Давыдов принял в 1985 году - в Москве. В кабине лифта на него напал отморозок, чтобы завладеть золотой Звездой Героя. Ладо бился до последнего, но силы были неравны. Оглушенного ветерана доставили с тяжелой травмой в больницу. Выходили. Спасли. А подонок унес с собой всего лишь дубликат награды. Подлинная золотая Звезда осталась дома на парадном пиджаке Давыдова. Она и сейчас сияет на лацкане. Жаль, что самого героя давно уже нет в живых. Он скончался в 1987 году. И если бы не тот последний бой, мог бы еще жить и жить.
Ведь было ему всего 63 года…
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/mne_oni_byli_lichno_izvestny_366.htm Гордость ассирийского народа сапожных дел мастер Герой Советского Союза Ладо Давыдов Цитата из книги мемуаров «Так шли мы к победе» маршала Баграмяна:
«...находившийся в районе форсирования начальник оперативного отдела штаба 43-й армии полковник Турантаев, сам слывший храбрым офицером, после возвращения на командный пункт армии с восторгом рассказывал об исключительно высоком боевом порыве всех бойцов и командиров, начавших переправу под ураганным огнём противника. Он рассказал, что 179-я и 306-я стрелковые дивизии преодолели реку и захватили плацдарм в 13 километрах северо-восточное Бешенковичей. Особо отличились бойцы разведывательной роты 306-й стрелковой дивизии под командованием капитана Гусева.
Первой на противоположный берег переправилась группа бойцов под командованием Ладо Шириншаевича Давыдова. Разведчики стремительно высадились на берег и атаковали деревню Шарыпино, в которой расположился штаб немецкого полка. Уничтожив несколько десятков фашистов, воины организовали оборону, отбили все атаки немцев и обеспечили форсирование реки остальными силами разведроты и передовыми батальонами дивизии».
Это был влюбленный в сапоженное дело человек: в Москве работать в консерватории , тем более выступать - и не иметь штиблет от Ладо-ассирийца, обитавшего тут же рядом в комнатенке в Хлыновском тупике было делом совершенно немыслимом!
Родился Ладо Шириншаевич Давыдов 18 августа 1924 года в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ) Северо-Осетинской АССР. Ассириец (представитель селения Диз).
Окончил 4 класса, затем работал на кожевенном заводе. Имел "бронь" - но упросил и добровольцем в 1942 году ушел на фронт.Служил вначале в кавалерийском полку, а потом - в 7-й особой морской бригаде.
Разведчик 210-й отдельной разведывательной роты (306-я стрелковая дивизия, 43-я армия, 1-й Прибалтийский фронт) Ладо Давыдов в боях за освобождение Витебской области (лето 1944) с группой разведчиков переправился через реку Западная Двина. В бою за деревню Шарыпино захватил штабные документы и уничтожил несколько солдат и офицеров противника.
... В 1965 году шел концерт посвященный Дню Победы, объявленный молодой артист Москонцерта (Иосиф Кобзон) вышел к микрофону, глянул в зал - да и застыл с открытым ртом: в первых рядах сидел тот, кто стачал ему штиблеты в свободное время от работы на фабрике "Объединенный труд", рядом сидел маршал Баграмян, а на груди сапожных дел мастера сияла Звезда Героя Советского Союза. И почти все участники концерта были в его обуви!
И так продолжалось едва ли не до последних дней Ладо Шириншаевича 30 июля 1987 года.
Геннадий Орешкин
Ладо Давыдов. Бессмертный полк! Click to view
Помни, дед твой солдатом был.
Как герой воевал и жил.
Не щадя себя шёл он в бой.
И друзей прикрывал собой.
Он тогда ещё знал о том,
Будет внук у него бойцом.
Сможет большее он,
Через много-много лет.
Так хотел твой дед!