7 августа - День памяти ассирийских мучеников.

Aug 07, 2017 18:22




Седьмое августа, написанное на сирийском языке - символ многих ассирийских организаций.
Четвертого августа 1933 года арабы-мусульмане устроили резню ассирийцев-христиан в Симеле (Сумайле, Ирак).
Она продолжалась целую неделю, до 11 августа. В те страшные дни иракские регулярные войска уничтожили более пяти тысяч безоружных ассирийцев.
События достигли своего апогея 7 августа 1933 года.
Эта дата, начиная с 70-х годов прошлого века отмечается в ассирийских общинах всего мира, как "День ассирийских мучеников".

Но в этот день поминают не только жертв 1933 года, но вообще всех ассирийских мучеников, со времён Христа и до наших дней, включая и тех, кто стал жертвой геноцида ассирийцев в Турции в Первую мировую, и тех, кто сейчас гибнет в Ираке от рук террористов из ИГИЛ.

Перечисленные трагические события взаимосвязаны между собой, поскольку явились следствием геноцида христианского населения Османской империи, развернутого на фоне Первой мировой войны и окончательно разрушившего очаг компактного расселения ассирийцев в горах Хаккяри.
Осенью 1915 года зажатые во вражеском кольце и вытесненные высоко в горы, турецкие ассирийцы отчаялись получить от России какую-либо помощь. Оружие и боеприпасы были у ассирийцев на исходе. С огромными потерями им удалось пробиться сквозь турецко-курдское окружение и выйти к позициям русских войск в соседнем Северо-Западном Иране. Весной 1915 года сюда вернулись выведенные в начале года русские войска. В их отсутствие иранские ассирийцы также подверглись массовому истреблению. Со временем Россия согласилась на формирование в Иране ассирийских добровольческих отрядов из турецких ассирийцев, но уже вскоре, в 1917-1918 годах в результате революций в России Кавказский фронт распался, и ассирийцы снова очутились один на один с врагом. Героическая оборона Урмии продолжалась около 6 месяцев. У ассирийцев заканчивались патроны. Противник имел огромный перевес в живой силе, что вынудило христиан оставить Иран и направиться в Месопотамию, где дислоцировались английские войска. Этот переход также стоил ассирийцам десятков тысяч жизней. Чуть раньше, в Марте 1918 года вождем курдского племени Шеккаков был предательски убит приглашенный на переговоры ассирийский патриарх Мар Беньямин Шиммон.
После войны территория традиционного проживания ассирийцев в Османской империи была разделена между различными государствами. Нефтеносный район Мосула был включен в подмандатную Британии территорию Ирака, а горы Хаккяри остались за Турцией, которая пыталась оспорить у англичан право Ирака на Мосул, но отказывала ассирийцам в возвращении в родные деревни. Массовая резня ассирийцев в Турции и их проживание на Севере Ирака были использованы англичанами как один из доводов в пользу отторжения Мосула от Турции. В Ираке из ассирийцев были сформированы военные части, находившиеся на службе у Великобритании.
Окончание британского мандата неминуемо ставило вопрос о правовом статусе ассирийских формирований. По согласованию с Великобританией правительство молодого Ирака не только требовало роспуска ассирийских частей, но и настаивало на дисперсном расселении ассирийцев мелкими группами по всей стране. Ассирийцы справедливо видели в этом угрозу самосохранению. Патриарх Мар Ишай Шиммун отказался подписать иракский план расселения ассирийцев, за что подвергся аресту и был впоследствии депортирован на Кипр. В 1930 году Лондон добился выгодного для себя договора с Багдадом, и не был теперь заинтересован всерьез поднимать ассирийский вопрос. Лига Наций в конце 1932 году лишь постановила создать международную комиссию по решению вопроса о будущем расселении ассирийцев. Соседняя с Ираком Сирия еще оставалась под французским мандатом, и разуверившиеся в поддержке англичан ассирийцы обратились к французским властям с просьбой позволить переселиться в Сирию.
«Пока Франция медлила с ответом, около 1000 ассирийцев», оставив «дома с оружием отправилось в Сирию с тем, чтобы впоследствии вернуться за семьями» . 27 июля ассирийцы узнали, что «Франция не дала разрешение, и в первых числах августа стали переправляться обратно через Тигр. На восточном берегу их ожидали иракские войска. В бою за два дня 4 и 5 августа иракцы потеряли убитыми как минимум в двое больше, чем ассирийцы. Такое неудачное «боевое крещение» иракской армии способствовало раздуванию антиассирийской истерии.


Между тем, часть ассирийцев вернулась в Сирию и была интернирована французскими властями. Остальные пробились в свои деревни и разошлись по домам.
В Ираке был брошен лозунг «Отечество в опасности» и объявлено об «ассирийской агрессии», будто-бы «угрожающей существованию государства». Звучали призывы к «Священной борьбе против захватчиков». В окруженных войсками ассирийских деревнях началось избиение мирного населения. Бедуины и курды активно участвовали в грабежах населения, некоторое время власти не только позволяли им грабить, но даже платили за голову каждого убитого ассирийца. Скрыть информацию о резне не удалось. Готовясь к приезду международной комиссии, иракские власти прекратили доступ грабителей в ассирийские деревни и начали спешно смывать следы преступлений.
При этом правительство торжественно объявило, что иракская армия одержала славную победу. Вернувшиеся в Багдад солдаты были встречены как герои.
Несмотря на попытки иракских властей скрыть правду, дело приняло скандальный характер, и в конце концов было передано в Лигу Наций. Представители Ирака при обсуждении в Лиге Наций были вынуждены признать «неоправданную суровость» армии и грабежи со стороны бедуинов. Тем временем, более 6 тысяч ассирийцев, спасаясь от террора, ушли в Сирию.

Лига Наций создала специальную комиссию по делам ассирийцев, которых предполагалось расселить в Бразилии, но она не дала на это разрешение. Проекты расселения ассирийцев в Британской Гвиане и во Французском Нигере также не осуществились, и в конце концов было разрешено проживать в Сирии (в районе Джазира) тем» из ассирийцев, кто уже там находился. Не уехавшим из Ирака позволили остаться на прежнем месте.

Такую дорогую цену пришлось заплатить ассирийцам за право на компактное проживание на своей исторической родине - в Месопотамии.

(с) Саргис аль-Мардини
http://serg-slavorum.livejournal.com/1550861.html

Россия, ХаТТабычЪ, Авдыш

Previous post Next post
Up